Русская линия | Владимир Усманов, Артур Дзиов, Анатолий Ветошкин | 27.06.2009 |
В статье Г. П.Федотова «Лицо России», написанной в 1918 г., когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас — Россия… Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам (Добавим от себя — и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России — авт.). Оно — в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия — в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи — пусть нашей эпохи — только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь» [1].
Через мутное стекло повседневности мало что можно понять, а тем более — что-то осмыслить. Необходим масштаб, широта исторического основания и глубина духовного постижения. Русская идея отвечает таким критериям. На каждом поворотном историческом рубеже она обретала все более предметную определенность, внутреннюю преемственность и Богочеловеческую направленность: «Святая Русь» — «Москва — Третий Рим» — «Православие. Самодержавие. Народность» — «Россия советская социалистическая». И не случайно, в итоговом голосовании по телепроекту «Имя России» самые великие из них были названы в такой последовательности: Александр Невский, Петр Аркадьевич Столыпин, Иосиф Виссарионович Сталин.
Русская идея воплощает высшие идеалы и смыслы народного самостояния, священный и незыблемый духовный суверенитет, обретение, защита и следование которому на собственном русском пути завещано новым поколениям. Русская идея устремлена в будущее, а будущее принадлежит молодежи. Именно в молодежи и во вступающих в жизнь поколениях Русская идея сохраняется, воспроизводится, транслируется и продолжается в новых исторических условиях.
Главные вызовы сегодня, как и всегда, и выстраданные ответы на них, проходят на мировоззренческой, духовно-идеологической глубине. Юность — это социально-стратегический рубеж, важнейшая демаркационная линия в духовно-нравственном становлении личности и зрелости подрастающего поколения. И сдавать передовую линию духовной обороны народа, страны, государства, своего будущего — преступно и гибельно.
Велика ответственность каждого, кто уполномочен обществом и государством на воспитание и образование молодежи, кто призван отстоять, сохранить и передать в надежные руки и верные сердца эстафету исторического пути России.
Проблемы молодежи актуальны сегодня и… всегда. В жизнь вступают новые поколения. Скажем пушкинской строкой: «Здравствуй, племя младое, незнакомое»! Молодежь фокусирует в себе весь сложнейший спектр проблем современного общественного развития, являясь чутким барометром духовно-нравственного и социального самочувствия общества. Она несет в себе перспективу и будущность страны, народа, государства. Молодежь органично включена и наиболее продвинута во все сферы общественной жизни. Сложный социальный узел проблем, ответственно решаемый в государственной молодежной политике, включает в себя наиболее важные аспекты ее становления: общество и молодежь; труд, занятость и молодежь; молодежь и образование; молодежь и культура; молодежь и армия; молодежь и семья; молодежь и религия и т. д.
Вне молодежи, вопреки интересам ее достойного самоопределения не может быть правильно поставлен и принципиально решен ни один кардинальный вопрос дальнейшего совершенствования общества на подлинно человеческих, духовно-нравственных основаниях.
Становление современной молодежи происходит в быстро изменяющихся общественных и социокультурных условиях. Стремительно обновляется и расширяется вещный мир предметов, товаров, услуг. Маркетологи насчитывают сегодня более миллиона наименований вещей, которыми пользуются молодые люди, причем, большая часть из них появилась на рынке в последние годы. Молодежь живет в мире высоких технологий и скоростей, всепроникающей «интернетизации», информатизации и компьютеризации. Молодежь буквально «купается» в безбрежном море аудио- и видеопродукции, нередко тонет в этом виртуальном мире. Без «мобильника» и «компа» даже трудно сегодня представить молодого человека. Информационный натиск захватывает молодежь, усиливает разрыв поколений. У молодежи свой язык, свой стиль жизни, она не прошла советской школы. Никогда еще молодежь не была настолько автономной в своем жизненном пространстве и упоенной свободой, а, вернее, ее иллюзией, ложной свободой.
И в то же время, сегодня в зоне повышенной опасности и социального риска, своеобразного духовного подземелья оказалась не просто какая-то часть подрастающего поколения, но детство, подростки, юноши и девушки, молодежь в целом. В битве за молодежь мы не должны допустить, чтобы она сгорела в огне пороков, страстей и соблазнов.
Молодежь отлучена сегодня от возможности производительного труда и организованного творчества, не получает ответственных самоуправленческих начал. Единственная сфера, где происходит ее ложное самоутверждение — это потребительство и, основанные на нем хаотичные социальные связи. Молодежи внушается, что ее место за прилавком, за столом крупье, в конторах по спекуляции недвижимостью, в тиши банковских офисов. Сегодня в этих сферах занято более десяти миллионов человек! К сожалению, большинство СМИ, особенно электронных и центральных, работает в отношении молодежи разрушительно. Где ценности производительного, творческого, созидательного труда, его духовно-нравственная мотивация? Где культ семьи и ее вечные ценности? На каких ценностях воспитывать молодежь? Ведь не внушать же ей дух торгашества, наживы, ростовщичества, спекуляции, грабежа ближнего! В современной России модернизация сводится к простому заимствованию стандартов Запада, традиция не развивается, а безжалостно обрубается.
Искусственен и целенаправлен отрыв модернизации от национальных святынь и культурной традиции народа, что парализует созидательный потенциал молодежи. Значительная часть подрастающего поколения находится в состоянии неопределенности в отношении главных смысложизненных вопросов, испытывает неуверенность в проектировании своей жизни. Подрывается положительная ценностная стратегия развития страны, будущего народа — молодежи. Происходит размывание национально-культурной идентичности и целеполагания, с младых ногтей трансформируется духовно-нравственная матрица внутреннего мира личности.
Время, место и, главное, проблемно-тематическая направленность Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений «Россия. Родина. Молодежь» глубоко обоснованы, выверены и прицельно точны. Шадринск — старинный зауральский город. Город удивительной судьбы, родина многих славных сынов России. Привольно расположился он в живописной излучине Исети, в зеленом окаймлении вековых боров. Он сохраняет свой неповторимый архитектурный и культурно-исторический облик. Отдельные каменные здания в городе старше на добрую сотню лет многих государств (к примеру, США). Шадринск — это корневая и глубинная Россия, не затронутая в своей сердцевине и в большинстве иноземным и либеральным чужебесием. Главное богатство Зауралья — это люди, которые самозабвенно любят свой родной край, беззаветно служат ему на ниве своего трудового поприща.
Долгожданным и выстраданным поворотом руководства страны к серьезному осознанию, принципиальной постановке и решению неотложных и перспективных вопросов духовного и социального становления молодежи можно считать объявление 2009-го года годом молодежи в России.
В наступившем году страна отмечает 200-летний юбилей Н.В.Гоголя. Вдумаемся в его пророческие слова: «Поблагодарите Бога, прежде всего, за то, что Вы — русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог».
В Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях «РОССИЯ. РОДИНА. МОЛОДЕЖЬ», состоявшихся 28−29 октября 2008 года в городе Шадринске, приняли участие более четырехсот человек: ученых и преподавателей, священнослужителей и писателей, руководителей областных и муниципальных государственных и общественных структур. Основную аудиторию Чтений составили студенты и преподаватели Шадринского государственного педагогического института. Руководство института и администрация города Шадринска вложили самую душу в организацию и проведение Чтений, что обеспечило высокий уровень и добротность представленных материалов и выработанных рекомендаций. Можно сказать, что в Зауралье зарождается мощное Ильинское ядро — сообщество людей, мыслящих по-государственному, озабоченных кризисным состоянием российского общества, особенно духовным неблагополучием молодежи, и поиском надежных путей его преодоления.
Участники Чтений отмечают все возрастающую значимость принципиальной постановки и эффективного решения молодежных проблем для сохранения, развития и процветания России.
Несмотря на конституционный отказ от государственной национальной идеологии и непрекращающийся каскад реформ, учительский корпус и преподавательский состав учебных заведений Зауралья продолжает ответственно решать сложные вопросы сохранения, восстановления и обновления института воспитания, совершенствования содержания общего, гуманитарного и профессионального образования.
В образовательных учреждениях Зауралья удалось сохранить традиции и дух Российской школы, сберечь от разрушения важнейшие звенья воспитательной работы с молодежью, продолжить лучшие традиции прошлого в новых условиях. Так, только в кадетских школах и классах Курганской области сегодня обучается и воспитывается почти три тысячи подростков! Складывается плодотворное соработничество государственных структур и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и социально-ответственного бизнес-сообщества с Курганской и Шадринской епархией Русской Православной Церкви в воспитании молодежи, формировании цельной, целомудренной и нравственной личности. Ибо, по слову Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II († 5 декабря 2008), «законы духовной жизни непреложны. Если в душе нет осознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения». Предстоит дальнейшая напряженная работа по преодолению у молодежи, а в не меньшей степени и у взрослых, невежественности и беспомощности в понимании собственной души, когда вечное и первичное предано в угоду временному и бренному, а человек как бы переворачивается с ног на голову. И так живет, страдая, болея, умирая.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники Чтений отметили великое значение творческого наследия выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883−1954) для русской культуры, всей духовной жизни народа, для гражданского самоопределения молодежи, для верного выбора Россией своего национально-исторического, духовно-нравственного пути дальнейшего развития.
В публикуемых материалах Чтений обоснован и развернут целостный комплекс научно-практических рекомендаций, который в обобщенном виде заключается в следующих позициях:
1. Формирование духовности выступает определяющим началом и направляющим вектором всего многогранного, сложного, противоречивого, но непрерывного и практического в своей основе процесса социализации молодежи и студенчества как на личностном, так и на социально-общностном уровне. Требуется возобновление и восстановление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Проблема формирования духовности должна быть поставлена, осмыслена и решена на общегосударственном уровне в рамках восстановления и обновления содержания и форм воспитания подрастающего поколения как особого и важнейшего социального института общества.
2. Одобрить и всемерно поддержать линию Правительства Курганской области и Епархиального управления, Администраций города Шадринска и Шадринского района и местных Благочиний на возрождение в Зауралье православных святынь и очагов духовности (Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь; возобновление Крестных ходов; почитание чудотворных икон Божией Матери «Чимеевская» и «Порт-Артурская»; проведение Носиловских Чтений; актуализация священнического подвига начальника Русской духовной миссии в Палестине 1869−1894 гг. архимандрита Антонина (Капустина) — уроженца с. Батуринского).
Сегодня, за редким исключением, нет подвига новомучеников, подвижников, исповедников и светильников веры. Поэтому, как никогда, необходим гражданский подвиг учителя, врача, воина, священника, труженика, своим жизненным примером воодушевляющим и направляющим молодежь. Зауральский край, шадринская земля и за годы лихолетья не оскудели талантами, творцами и мастерами своего дела — от высот науки до извечного крестьянского труда.
3. В целях актуализации культурно-исторического потенциала Зауралья в духовно-нравственном самоопределении подрастающего поколения рекомендовать Управлению культуры и областным отделениям творческих союзов сформировать компетентный авторский коллектив для подготовки книги-атласа «Зауралье в судьбах великих земляков». Высокохудожественно и иллюстративно, зримо и весомо представить в ней деяния святых, благовестников, вероучителей и подвижников, начиная от Далмата Исетского и архимандрита Антонина (Капустина), хранителей веры православной в драматическом XX веке и до наших дней. Раскрыть богатырский, воинский и ратный подвиг зауральцев. Показать жизненный путь знатных и всероссийски известных людей труда, дела, созидания. Донести творения выдающихся деятелей культуры, науки и народного просвещения. Книгу-атлас издать достаточным тиражом, чтобы она стала настольной в каждой зауральской семье.
4. Государственно ответственному и духовно мыслящему слою интеллигенции, властным структурам необходимо предложить обществу, народу, тем более молодежи, идею, которая могла бы объединить, мобилизовать ее созидательную энергию, поднять на великие свершения во благо России, родного края, своей семьи, на свое личностное духовное преображение. В молодежной политике, образовании и воспитании подрастающего поколения руководствоваться основополагающими принципами и духовно-нравственными и смысловыми концептами Русской идеи.
Хорошо известно, что от того, в чьих руках и каким будет образование в своем содержательном и духовно-нравственном наполнении, будет зависеть и завтрашний день страны, народа, молодежи. Судьба России творится за школьной партой, в студенческой аудитории, в заводском цехе, в поле, в лаборатории ученого.
5. Усилить работу по интеграции духовной компоненты во все виды жизнедеятельности молодежи, прежде всего, в ее образование и воспитание; через введение Основ православной культуры в образовательных учреждениях; в преподавании предметов гуманитарного и естественно-научного циклов; в организацию и проведение досуга и свободного времени молодежи, формирование праздничной православной культуры.
6. Церковные и светские события в истории России тесно переплетены. Более того, православная Церковь предваряла и предвосхищала своим окормлением важнейшие события в жизни народа и государства, в развитии культуры и образования. Так и сегодня. Объявлению 2009 года годом молодежи в России предшествовал XII Всемирный Русский Народный Собор, посвященный именно проблемам молодежи. Воспитательная работа своим духовно-нравственным содержанием и алгоритмом основных мероприятий должна быть вкоренена в традицию.
7. Чтобы поставить надежный заслон чужеземному и чужебесному духовному и информационному натиску необходима разработка и издание усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов нового поколения отечественной учебной литературы, в которой раскрывался бы великий исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, образ мысли и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры.
8. В содержании гуманитарных дисциплин целесообразно увеличить долю отечественного учебно-дидактического материала по сравнению с зарубежным в пропорции 7:3. Учащийся и студент должен основательно понимать и осваивать духовное отечественное наследие. Тогда он сможет также понять и иные культуры. Бездумное преклонение перед Западом и Востоком (гороскопы, язычество и т. д.) кроме духовной нищеты ничего не дает.
9. В целях конкретизации стратегических направлений в работе с молодежью с учетом антикризисных мер внести коррективы в целевую комплексную программу «Молодежь Зауралья». С духовно-нравственных позиций определить цель, принципы, приоритеты и основные направления деятельности всех ответственных и заинтересованных структур в работе с молодежью. Предусмотреть развертывание активной созидательной духовно-социальной деятельности самой молодежи в решении актуальных, неотложных и перспективных задач по преодолению экономического кризиса и хозяйственного подъема Зауралья.
10. Рекомендовать Правительству Курганской области в разработке и осуществлении социально-экономического курса, в постановке образования и культуры руководствоваться приоритетами духовности. В скорейшем преодолении кризиса и обеспечении хозяйственного подъема добиваться социального наполнения и духовного измерения решаемых проблем, создавать оптимальные условия для жизненного самоопределения молодежи на первичном, местном и региональном уровнях ее непосредственной жизнедеятельности. Целесообразным является создание межведомственной комиссии при Правительстве Курганской области по вопросам воспитания молодежи, формирование научно-координационного и попечительского советов по развитию и реализации программы «Молодежь Зауралья» на областном, муниципальном и первичном уровнях — непосредственно в трудовых и учебных коллективах.
11. Особое внимание уделить организация трудовой занятости и социальной защиты молодежи, развитию студенческого отрядного движения. Предусмотреть непосредственное участие молодежи в осуществлении региональных и местных программ по развитию производства, строительству индивидуальных усадеб и жилья; в проведении общественных работ по благоустройству сел и городов Зауралья, возрождению былой славы передовых хозяйств.
12. В условиях новых вызовов и угроз национальной безопасности России, ее духовному суверенитету особое внимание должно быть направлено на патриотическое воспитание, формирование готовности к защите своей Родины. Военно-патриотическая работа с молодежью должна стать приоритетной задачей во всех учебных и трудовых коллективах.
13. Активно поддержать областную программу формирования здорового образа жизни зауральцев, добиваться утверждения трезвости как незыблемой нравственной нормы поведения и жизни молодежи. Добиваться включения в сферу физкультурного и спортивного движения всех категорий молодежи. Предметом особой заботы должна стать организация содержательного досуга молодежи.
14. Одобрить и поддержать инициативу Шадринского государственного педагогического института по созданию Центра духовно-нравственного воспитания молодежи. Оказать ему необходимую методологическую, научно-методическую и организационно-практическую помощь.
15. Разработать методические рекомендации проведения открытых уроков, актовых лекций и торжественных собраний по теме «России — Родина моя». Их проведение организовывать силами руководителей образовательных учреждений и трудовых коллективов в Дни Государственной и Воинской славы России.
16. До половины населения Зауралья проживает в деревне, а все горожане тысячами нитей связаны с селом. Нива жизни Терентия Семеновича Мальцева — патриарха земледельческого цеха России — содержит благодатный материал для проведения духовно-нравственных уроков во всех школах, в первую очередь, в сельских. Это послужит воплощению его заветов о том, чтобы сельская школа, по его образному выражению, «была развернута лицом к полю», а учебно-воспитательный процесс был сопряжен со страдными периодами земледельческого труда.
17. Доклады и выступления участников Чтений опубликовать в тематическом выпуске материалов Чтений.
18. Одобрить работу Оргкомитета Чтений и поручить ему подготовку и проведение Вторых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений «РОССИЯ. РОДИНА. МОЛОДЕЖЬ» и приурочить их к 70-летию Шадринского государственного педагогического института.
19. Считая Победу в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. одним из величайших событий XX века, продолжать изыскательскую, историософскую, краеведческую, литературно-художественную и просветительскую работу, сохраняющую всенародную память об этом событии мирового масштаба. Для чего особое внимание обратить на взаимодействие структур органов государственной, муниципальной властей, структур Русской православной церкви и всего гражданского общества. В жизни руководствоваться принципом: «Россия — наша родина и защищать её нам»!
20. Рекомендовать научному сообществу в своей деятельности принципиально ставить и ответственно решать проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи в духе национальных традиций российского общества.
Дзиов Артур Русланович, кандидат филологических наук, доцент, первый проректор Шадринского государственного педагогического института (Шадринск)
Усманов Владимир Викторович, генерал-майор, Советник Губернатора Курганской области (Курган)
Ветошкин Анатолий Петрович, доктор философских наук, профессор, директор Духовно-просветительского центра И.А.Ильина
Примечание:
1 — Г. П.Федотов. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т.I., С. 44.
http://rusk.ru/st.php?idar=114341
|