Русская линия
Русская линия Сергей Чимаров26.06.2009 

Житие святого Благоверного князя Александра Невского — образец служения Богу и Отечеству
Доклад на межрегиональной конференции «Александр Невский — имя России» (10−11 июня 2009 года)

Подвижническая деятельность святого Благоверного князя Александра Невского, по мере развития исторической жизни русского народа, с каждым годом все ярче являет нам светлый облик воина и государственного деятеля России, ставшего для нашего Отечества ангелом-хранителем.

С детских лет и на протяжении всей своей жизни Александр Невский имел перед собой ориентиры высокой нравственности и державности, заповеданные ему его славными предками.
По линии отца, князя Ярослава — дед князь Всеволод III Большое гнездо; прадед князь Юрий Долгорукий.
По линии матери, Феодосии-дед Мстислав Удалой; прадед Мстислав Храбрый. По образному утверждению историка 19 в. А. Хитрова, «в характере и деятельности предков святого Александра по матери мы видим черты блестящей беззаветной храбрости, видим золотые сердца, а в соединении с благоразумием, унаследованным от суздальских предков, в Александре Невском мы видим в одном лице прекрасное гармоничное соединение разнообразных дарований, видим цельный могучий характер, прекрасное создание Божие, дар всеблагого «Провидения в одну из труднейших годин нашей истории».

На третьем или четвертом году своей жизни Александр был пострижен, т. е. получил статус мужа и гражданина. Обряд пострижения сопровождался обязательным посажением мальчика на коня, а в его руки впервые вручили оружие-лук и стрелы.

Уже в 9-летнем возрасте (1228 год) Александр воочию увидел ужасы внутренней смуты, вызванной затяжной ненастной погодой на период сбора урожая и представленной оппозиционными силами в качестве наказания за избрание архиепископом неугодного им Арсения. Наступившая впоследствии, вплоть до 1234 года, полоса неурядиц (междуусобия, голод, мор и пожары) лишь закалила характер юноши и показала, что княжеская жизнь-это не веселый праздник, а подвиг.

В 17 лет, в 1236 году, Александр прошел обряд посажения на стол в Новгороде, т. е. стал князем в прямом смысле этого слова.

Благославляя сына своего на княжение в Новгороде, его отец, князь Ярослав Всеволодович говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоей грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий-старейшее княжение во всей земле Русской».

По свидетельству историков, новгородцы ни разу не проявили своего недовольства против князя Александра, поскольку «Александр ещё в ранние годы молодости успел снискать любовь новгородцев, а это по тогдашнему времени был уже великий подвиг даже и для взрослого князя. Ибо со времени Всеволода Мстиславовича в продолжении почти ста лет ни один князь не жил в Новгороде более 5 лет, а Александр прожил там 10 лет».

Еще в 5-летнем возрасте, до Александра Невского дошла страшная весть о разгроме монголо-татарскими ордами в 1224 году русского войска на реке Калка, а в начале 1237 года азиатские полчища сквозь мордовские леса ворвались на рязанскую землю. Совершив стремительный опустошительный рейд по территории Суздальской Руси, войско хана Батыя остановилось в 100 вёрстах от Великого Новгорода и вскоре повернуло на юг. Заступничество Бога и Святой Софии, а также наступивший весенний обильный разлив рек и озер новгородчины, спасли город и окрестные земли от разорения.

Судьба распорядилась так, что молодому князю Александру пришлось решать задачу не отражения азиатских полчищ, а ограждения Руси от опасной грозы с Запада.

Первое боевое испытание для молодого воина и князя Александра было связано с отражением агрессии шведского отряда ярла Биргера, вошедшего весной 1240 года в устье реки Ижора по благословлению римского папы Григория 9 на проведение крестного похода против язычников-финнов и русских.

Ощущая свое величие, шведский воитель направил князю Александру дерзкое послание: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю».

Уповая на Святую Троицу и воинское искусство своей дружины князь Александр обратился к новгородским воинам со словами, ставшими хрестоматийными: «Братья! Не в силах бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии во оружии, а сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем…Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»

Обеспечив скрытое передвижение своего войска и эффективную разведку неприятеля, рано утром 15 июля 1240 года дружинники Александра внезапным и стремительным ударом достигли необходимого воинского превосходства, а личное мужество князя, ранившего шведского предводителя в лицо, лишь усугубило положение чужеземцев. Современники и потомки дали князю Александру Ярославичу славное имя — «Невский».
Невская победа имела важное патриотическое значение.

Униженный разорительным нашествием монголо-татар, русский народ искренне нуждался в утешении и ободрении упавшего морального духа, русский народ жаждал оживления надежд на скорейшее восстановления утерянной независимости святой Руси… И он нашел все это в лице Александра Ярославича Невского.

«Со времени Невской победы он сделался светлой путеводной звездой, на которой с горячей любовью и упованием сосредоточил свои взоры русский народ. Он стал его славой, его надеждой, его утехой и гордостью».

Разгром 5 апреля 1242 года отборного немецкого войска Ливонского ордена на льду Чудского озера и последующие победы князя Александра Невского над объединенными боевыми отрядами ливонцев и тевтонцев под стенами Торжка, Бежецка и Усвята укрепили врагов русского народа в незыблемости границ Северо-Запада Руси.

Потеряв надежду одолеть русский Северо-Запад силой воинского похода, папский престол решил одолеть Александра Невского изощренным стилем католического послания. 8 февраля 1248 года в городе Лионе римский папа Иннокентий IV подписал это послание и направил его князю Александру посредством посольства, во главе которого находились хитрейшие кардиналы Галд и Гемонт.

Суть послания сводилась к увещеванию русского князя принять латинскую веру и передать Русь под покровительство наместника римского престола, и начиналось папское послание следующими словами: «Иннокентий епископ, раб рабов Господа, знаменитому мужу Александру, князю суздальскому…».

Разгадав истинное намерение сахарного послания папы Иннокентия IV, Александр подготовил на имя настойчивого католика следующий ответ.
«Слышите, посланцы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения языков, и от разделения языков до начала Аврамова, и от Аврамова до приития Израилева сквозь Черное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сие всё сведаем добре, а от вас учения не принимаем».

Мужественно и настойчиво отстаивая интересы своего народа, проявляя чудеса дипломатического искусства с коварными азиатами, ярко демонстрируя воинское мастерство, князь Александр Невский развернул над просторами своей родины то священное знамя, под сенью которого русский народ сохранил и отстоял свою духовную и политическую самостоятельность.

Данное обстоятельство позволяет нам однозначно утверждать, что житие святого Благоверного князя Александра Невского являет всем нам образец служения Богу и Отечеству!
Чимаров Сергей Юрьевич, заведующий кафедрой связей с общественностью, д.и.н., профессор, Северо-Западная академия государственной службы (СПб)

http://rusk.ru/st.php?idar=114337

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика