Русская линия
Русская линия Вера Гончарова25.06.2009 

Духовно-нравственные характеристики содержания современного экономического образования школьников
Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27−28 апреля 2009 года)

Экономическое образование в настоящее время так же пребывает в кризисе, как и вся экономическая наука, построенная на либеральных ценностях. Причиной этого, как известно, является глубочайший кризис духовности. Он определяется тем, что долгие годы в нашей стране материальная составляющая во многом определяла социальную, культурную и тем более, духовную сторону жизни человека.

За 18 лет «новейшего» экономического образования в стране было создано более 50 учебников только федерального уровня для школьников разных возрастных категорий. Это не считая учебных пособий и других учебных материалов, а также учебников регионального и местного уровней. К сожалению, подавляющее большинство из них должно соответствовать и соответствует образовательному стандарту по экономическим дисциплинам в школе. Существующие в России государственные образовательные стандарты по экономике ориентируются на протяжении многих лет на западную экономическую теорию. Соответственно воспитательная направленность российского экономического образования имеет преимущественно идеалы западного общества — безудержное потребительство материальных благ, обогащение любыми средствами, стремление делать деньги и карьеру, отсутствие ориентации в предпринимательстве на благотворительную деятельность и т. п.

Многие ученые и педагоги настаивают сегодня на полной смене методологической модели экономического образования школьников. В основу новой модели должны быть положены национальные, прежде всего русские ценности, которые наиболее ярко проявляются в сфере духовно-нравственной. Экономическое образование должно быть основано на традициях русской экономической школы.

В чем главное различие российской и западной цивилизаций? Оно — в разном понимании сути человеческой жизни, экономики и прогресса. Западная цивилизация сформировалась в Европе в XV — XVII веках под большим влиянием культуры античного общества. В результате, в европейских странах хозяйственный механизм складывался на основе идеологии индивидуализма — «каждый сам за себя» и жесткая конкуренция. Постепенно общественный идеал в западном обществе был подменен теорией массового потребления. По мере индустриального, технологического развития общества философское осмысление жизни сменилось желанием подчинить себе силы природы ради материальной выгоды. В результате, западное общество утратило объединяющее духовное начало в экономике. Европейский тип цивилизации фактически обрекает людей на мелкий практицизм и заботу о банковском счете, в западном менталитете человек, прежде всего, «хозяйствующий субъект», сущность которого одномерна. При этом хозяйственная деятельность становится основным содержанием его жизни, а достижение экономической выгоды — основной целью. Постепенно хозяйственная деятельность превращается в самоцель, и экономика начинает работать ради самой себя. В православной России рациональность имела вторичный, вспомогательный характер и никогда не выступала как самоцель. Общественное развитие в западном понимании — это постоянное наращивание массы товаров и услуг, обладание все большим количеством вещей. Для православного национального сознания всякий, в том числе и экономический прогресс подразумевал нравственное совершенствование души. Главная идея русского национального сознания требовала формирования таких особенностей экономического поведения человека, как нравственный максимализм в делах, совестливость и честность, самоуглубленность и некоторая отрешенность от мира, внутренняя отстраненность от внешних форм материальной деятельности.

Отечественная богословская и светская наука всегда уделяла значительное внимание вопросам взаимосвязи православной традиции и социальной жизни России, в том числе и экономической. Можно отметить в разное время занимавшихся исследованием данной проблемы многих русских богословов, философов, экономистов и государственных деятелей. В России исторически сложилась самобытная национальная традиция отношения к труду, собственности, получению образования и накоплению богатства, основанная на органическом сочетании материальных и духовно-нравственных критериев, причем последние были преобладающими. Мировоззренческой и теоретической основой для ведения хозяйственной жизни в России традиционно было Священное Писание и основанное на нем «Домостроительство», которое трактовалось как наука честно трудиться, добросовестно вести домашнее и национальное хозяйство собственными силами для обеспечения достатка и изобилия, творить милостыню и помогать нуждающимся в соответствии с требованием Евангельских заповедей.

Современная ситуация полного отрыва от национальных православных ценностей породила ряд противоречий в существующей системе экономического образования. Причиной противоречий является отсутствие теоретической и методологической основы содержания экономического образования и воспитания на духовно-нравственных принципах.

В настоящее время активно развивается сама концепция духовно-нравственной экономики как нового типа хозяйствования, неизбежного будущего этапа развития экономики России. Идеи этого развития видны во многих документах Русской Православной Церкви последних лет, таких, например, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 год), Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании (2004 год) и других. Проблемам духовно-нравственной экономики посвящен ряд научных и публицистических работ, дискуссий [1].

В педагогической теории и практике сегодня также рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в таких сферах жизнедеятельности как семья, школа, Церковь. В отдельных работах уделяется внимание проблемам труда, домашнего хозяйства, предпринимательской деятельности [2].

Однако специальных исследований, теоретических и методических изданий, посвященных экономическому образованию в школе, пока нет.

Назовем основные противоречия, существующие в реализации школьного экономического образования. Следует подчеркнуть, что все они являются противоречиями сугубо воспитательной направленности.

Во-первых, противоречие между воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, и проектированием образовательной среды без учета традиций русского народа.

Во-вторых, противоречие между восприятием жизни как духовной и вечной и образовательным обеспечением земного этапа жизни как самого главного и единственного. Данное противоречие наиболее усугублено тем, что в основу экономической деятельности человека поставлено удовлетворение материальных потребностей и достижение материальных благ.

В-третьих, противоречие между гуманистической основой содержания экономического образования и традиционной для России христоцентрической основой образования и воспитания.

Для того чтобы разрешить эти противоречия надо создать образовательную среду с учетом условий, необходимых для духовного становления ребенка. Начало этому должно быть положено в коренном изменении содержания экономического образования, его целей и задач.

В основу концепции современного экономического образования и воспитания должна быть положена идея духовности.

Понятие «духовность» в последние годы постоянно употребляется в педагогической среде, но трактуют его разнообразно и часто искажают истинный смысл. Обычно учителя отождествляют духовность с нравственностью, не проводят никаких различий между духовностью и душевностью. Эти ошибки не являются безобидными, и потеря сущности понятия «духовность» проявляется в конечном итоге в отсутствии духовного воспитания и образования. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Понятие «духовность», как высший уровень развития личности, реализующей самые высокие человеческие ценности, имеет религиозное происхождение и основание. Не случайно в эпоху атеизма это понятие отторгалось, подменялось категориями «нравственность», «сознательность», «душевность», «этичность» и другими. Духовность — это путь человека к Богу. Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Следует именно так изменить содержание экономического образования, чтобы оно служило достижению этих целей.

Сегодня экономические дисциплины в школе несут другие ценности и разрушают основы духовного воспитания, некоторые их постулаты растлевают внутренний мир ребенка. В образовательном пространстве присутствуют цели и задачи «приоритетные в условиях рыночной экономики» — формирование расчетливости, деловитости, предприимчивости, «экономически значимых качеств личности», совершенно не совместимых с русскими православными традициями хозяйственной деятельности.

Предпосылки для изменения ситуации создаются в процессе осознания необходимости введения в современное содержание образования основ духовно-нравственной экономики на всех этапах непрерывного экономического образования. Под духовно-нравственной экономикой понимается такая экономика, которая на первое место во всей экономической и хозяйственной деятельности человека ставит его духовную жизнь. Это экономика, при которой производство должно «направляться, регулироваться высшими, сверх экономическими мотивами, ценностями, целями и идеалами» [3]. Духовно-нравственная экономика является только средством в духовном возрастании и спасении человека. Чтобы понять экономику верно, нужно понять ее относительность. Экономика как определенный способ хозяйствования является не целью, а средством спасения человека на основе социальной практики, в процессе его воспроизводства и жизнедеятельности. Она взаимодействует с другими факторами, являющимися несравненно более важными — религией, культурой, этикой, нравственностью и так далее [4].

Для освоения основ духовно-нравственной экономки надо полностью изменить цели и функции экономического образования.

В познавательно-теоретическую составляющую образования должны быть включены все основные характеристики духовности. Необходимо рассмотрение принципов и закономерностей развития экономической жизни общества на духовных основах экономического познания и хозяйственной практики. Следует разработать содержание духовно-нравственного постижения хозяйственной жизни общества в целом и отдельного экономического субъекта. На первом месте в содержании экономического образования должны находиться не западные экономические теории, а богатый теоретический опыт отечественного русского познания экономических наук. Научный и прикладной фундамент для этого имеется прочный. Это Священное Писание, труды Святых Отцов — Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Василия Великого, Серафима Саровского, Филарета М. Московского и многих других. Труды русских ученых прошлого и современности Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, О.А.Платонова — все это на сегодня едва початый пласт, который ждет разработки и воплощения в содержание современного экономического образования. Великим подспорьем здесь являются также труды Русской Православной Церкви — от прошлых времен до современности. Они могут стать одновременно методологической опорой содержания образования.

Образовательная функция должна постоянно расширять экономический кругозор учащихся за счет введения категорий духовно-нравственной экономики. Все базовые экономические понятия, которые преподаются сегодня школьникам исключительно с позиций рыночной экономики, должны быть радикально пересмотрены для того, чтобы с позиций Православия осмыслить содержание построения экономической жизни общества и человека.

Воспитательные функции и цели экономического образования должны быть также кардинально изменены.

Вместо развития заявляемых сейчас в качестве приоритетных личностных качеств: предприимчивости, деловитости, расчетливости и т. п. на первое место следует поставить усилия по созданию у школьников сферы духовной жизни и активного её проявления. Это означает исполнение Божьих заповедей и Церковных Таинств, чтение молитв и духовной литературы, делание добрых дел, словом, появление и развитие у детей духовных потребностей. При этом следует осознать, что только человек, обладающий этими потребностями, может проводить активную и успешную экономическую деятельность для себя, своей семьи и общества в целом. Например, духовная потребность — проявление совести, покаяния перед Господом, исповедь и раскаяние. Ребенку прививается понимание необходимости иметь такое важное качество самого себя как совесть. Это ответственность за свои поступки — не лгать, никого не обманывать, не брать чужого, не делать никакого зла людям. А если произойдет так, что он что-то нарушил, то совесть его будет мучить, она будет у него «болеть». Чтобы начать выздоравливать, надо раскаяться, признаться себе и другим в совершенном плохом деле, сказать правду о своем плохом поступке. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Имеющий чистую совесть, хотя одет он в рубище, хотя борется с голодом, благодушнее живущих роскошно; но сознающий за собою худое, хотя обложен кучами денег, беднее всех» [5]. Совесть, как проявление постоянного исполнения заповедей Божьих, являлась в России основным гарантом и «двигателем» наиболее ответственных хозяйственных шагов предпринимателей. Достаточно вспомнить то, как русские купцы, свершая крупные торговые сделки, ограничивались в их оформлении честным купеческим словом.

Вместо воспитательной функции экономического образования — формирование свободных людей, хозяев, умеющих нести ответственность за свою частную собственность, прогнозировать и рассчитывать свою деятельность — следует сосредоточить внимание на русских православных идеях воспитания свободного человека. Понятие свободы в экономической деятельности наиболее часто употребляется в современном содержании образования. Делается акцент на свободе частной собственности, свободе реализации прав человека, свободе выбора деятельности, свободе потребления, ценообразования, торговли и т. д. Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека от всяческих ограничений не вмещают православного взгляда на свободу как независимость от греха, страстей и смерти. С православной точки зрения, смирение и послушание — добродетели, характеризующие свободную личность. Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть, способен отличить добро от зла. Для этого необходимо иметь критерии различия. В православном мировоззрении все, что Богоугодно — добро. В практической жизни для человека руководством являются совесть, стыд, Священное Писание, святоотеческие наставления, церковная жизнь, советы старших. Выбрав доброделание, человек должен иметь добрую волю и силы воплотить свой выбор в реальной жизни. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться. Именно такие качества свободы должны характеризовать любую экономическую деятельность людей.

Для реализации новых образовательных функций, целей, задач возможно выделение отдельных содержательных линий теоретической и прикладной экономики, которые могут быть положены в основу содержания экономического образования. Наиболее важными и одновременно универсальными в учебных программах содержательными линиями могут быть следующие:

1.Труд и трудовая деятельность человека.
В этой содержательной линии следует сосредоточиться на обязательности труда для всех, на богоугодности труда, на сочетании труда и молитвы. Церковь свидетельствует о двух нравственно и религиозно оправданных побуждениях к труду. Первое из них — трудиться, дабы прокормить себя и своих близких, то есть получить материальные блага для поддержания собственного физического, социального и культурного бытия, для обеспечения достойного уровня жизни своей семьи. Второе — это труд на благо тех, кто нуждается.

Требуется принципиально иной подход в характеристике труда и связанных с ним понятий — работа, дело, деятельность. Труд рассматривается как акт духовного делания, а не как источник получения материальных благ. «Тогда деятельность человека по производству материальных благ будет являться работой, а направление этой работы будет являться делом. Осуществление этой работы как части Божьего дела, Божьего домостроительства, божьего замысла о человеческой личности, сотворчество человека с богом будет являться делом его жизни» [4].

Труд в России не сводился к узкому понятию экономического ресурса и фактора производства. Он характеризовался всегда как особое самобытное духовно-нравственное экономическое явление. О. Платонов пишет: «Труд в хозяйстве русского человека приобрел характер сложного, многообразного ритуала, особенности которого определялись вплоть до мелочей — как мыть, тереть, сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать за скотом и т. д.» [6].

2. Потребности людей.
Необходимо изменить традиционно преподаваемую структуру потребностей по так называемой «пирамиде Маслоу». В качестве главных и определяющих выделяют духовные потребности человека, все, что указывает на стремление человека к Богу. Всякое дело должно быть связано: с благоугождением Богу, с памятованием Бога, с упованием на Бога, со страхом к Богу, с любовью к Богу.

Следует выделить душевные потребности людей: стремление к красоте, доброте, любви ко всему живому на земле, к интеллекту, культуре, образованию.
Потребность в земных благах рассматривается через осознание человеческих грехов, связанных с излишествами в потреблении пищи, одежды и множества других материальных вещей. Антиподом современному потребительству и постулатам о безграничности материальных потребностей людей необходимо сегодня поставить воздержание, пост, умеренность в потреблении. Воздержание — одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина, понятие, которое выходит за пределы вопросов, связанных с ограничением себя в потреблении только земных благ. Это — удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царстве Небесном. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Каждый православный человек должен быть подвижником, а «все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) — нетленного» (1 Кор. 9, 25), — говорит апостол Павел.

3. Экономические ресурсы.
Православие формирует особое отношение человека к природной и социальной среде. Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный, а значит, мир Божий. Этот мир претерпел изменения в процессе грехопадения человека, но при этом сохранил изначальное свое происхождение как творение. Если человек рожден на этой земле, значит, не случайно Господь призвал его из небытия в бытие. На этой земле человек рожден, это и есть его родина, место жизни его отцов — Отчизна. Необходимо сделать особый акцент на бережном отношении к природным ресурсам. Сберечь возможно только в том случае, когда люди не будут расточительны, будут брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания людей.

4.Собственность.
По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога. Бог — единственный законный собственник всех земных благ. Мы же являемся всего лишь пользователями этих благ. Внешне мы можем видеть, какими путями попадают к человеку разные вещи и предметы. Они могут быть:

1. сделаны своими руками;
2. куплены в магазине или на рынке;
3. подарены;
4. переданы по наследству.

Но это — всего лишь поверхностное, видимое проявление собственности. На самом деле, любые материальные блага, любую собственность Бог дает человеку как бы во временное пользование или во временное управление. На то время, пока человек живет на земле. Господь много раз говорит нам об этом в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк.12.1−9), или таланты, распределенные между людьми (Мф.25.14−30), или имение, отданное во временное управление Лк.16.1−13). В любом случае человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу.

Следует подчеркнуть, что в русских православных традициях собственность признается как таковая только в том случае, если в основе ее лежит труд. Все, что имеется у человека или семьи должно быть добыто своим трудом или куплено на деньги, заработанные также своим трудом. Никакой другой источник собственности не признается честным, совестливым и нравственным.

Особо следует сказать о собственности на землю. В Священном Писании говорится, что земля принадлежит Богу и дарована Им человеку для её возделывания и украшения. Непонимание людьми и нарушение этих священных правил считается грехом. Например, продавать, так же как и покупать землю, не свою, а Божью — это грех. Исключение из этого святого правила бывает тогда, когда земля не рассматривается как недвижимость: например, земля в упаковке, предназначенная для рассады или посадки цветов; земля в горшочке с цветком; вода в бутылке (для питья); букет цветов; растения для создания художественных композиций. Но эти исключения не существенны и не значительны по сравнению с землей, как местом обитания [7]. Грех покупки и продажи земли, к большому прискорбию, является распространенным в наше время и имеет много отрицательных последствий для экономики.

5. Богатство и бедность.
Эти категории представлены в Православии как посланные человеку испытания. Испытание богатством — это безудержное, труднопреодолимое стремление к приумножению материальных благ, которое именуется любостяжанием, сребролюбием, корыстолюбием. Испытание бедностью часто сводится в основном к испытанию завистью к богатству.

Православие не отрицает и не осуждает богатство, важно не оно, а отношение человека к нему. В Евангелии сказано: «Берегись любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Апостол Павел отмечает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть… Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6. 9−11).Православие не провозглашает всякое желание приумножить материальные блага как грех любостяжания. Различается корыстная алчность, тяга к стяжанию богатства как самоцель от желания приумножать благосостояние личное и общественное, созидать новые материальные ценности ради обеспечения достойного уровня жизни отдельной личности и всего общества. Православная Церковь говорит о том, что наличие у человека материального богатства само по себе не может служить поводом для отрицательного отношения к человеку. Иоанн Златоуст говорил: «Не о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне». С позиции православной этики важно рассматривать имущество и прибыль как дар Божий и жертвовать определенную часть доходов на социальные нужды. При таком подходе предприниматель, не нарушая заповедей, обеспечивает достойное существование себе и увеличивает благосостояние общества в целом.

6. Деньги и денежные инструменты в экономике.
Часто данную содержательную линию отождествляют с предыдущей, так как многие православные догмы и правила относительно категорий богатства и бедности имеют прямое отношение к понятию «деньги». В деньгах выражается страсть наживы и стремление к богатству и призрачной свободе людей. Грех человека возникает тогда, когда он придает деньгам слишком большое значение. При этом необходимо помнить, что деньги сами по себе не несут никакой ценности человеку, они являются всего лишь посредниками между ним и миром товаров.

Подход духовно-нравственной экономики к денежно-кредитной (банковской) системе является принципиально иным по сравнению с существующей экономической теорией. Банковская система построена на принципе взимании платы за предоставление денег в долг. Этот принцип Православие считает греховным, а деятельность данной системы в экономике — греховным промыслом. Но поскольку экономика не может существовать без налаженного механизма денежной системы, предлагается другая основа её существования. Суть её заключается в том, что банки в основном будут жить за счет обслуживания сектора реальной экономики в стране — брать плату за ведение банковских счетов предприятий, обслуживание расчетных операций и т. п. В этом случае деньги не смогут миновать сферу производства [4].

7. Предпринимательская деятельность.
Эта содержательная линии интегрирует все вышеперечисленные линии и представлена в основном в учебных программах по прикладной экономике, а также в отдельных школьных программах по основам предпринимательства.
Рассматривая характеристики предпринимательской деятельности, обычно указывают на материальные преимущества западной модели экономики, часто навязывая критерии оценки этой деятельности с точки зрения протестантской этики. В православной системе ценностей акценты расставлены совершенно иначе. Жертвенность, благотворительность, справедливость перевешивают результативность и оптимизацию. Не все виды и формы предпринимательской деятельности признаются Православием как богоугодные и необходимые. Примером этого является финансовое предпринимательство. В Евангелии говорится о том, что взимание процента за кредит — это ростовщичество и грех.

Православная церковная и общественная традиция благословляет только честный труд предпринимателя и отрицательно относится к лодырям. Так Святой Апостол Павел говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот да и не ешь» (2 Посл. Сол. 3, 10). Православная традиция особенно негативное отношение высказывает к тем, кто обижает наемных работников, не выплачивая им заработанную плату. В Ветхом Завете говорится: «Не обижай наемника…В тот же день отдай плату его…чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24, 14−15); «Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер. 22, 13); «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 4).

Предпринимательство как никакая другая сфера экономики тесно связано с православной этикой деловой жизни.

Перечисленные содержательные линии, конечно, не исчерпывают всего объема содержания экономического образования, построенного на принципах духовно-нравственной экономики. Однако на их основе могут быть определены необходимые цели и задачи, а также функции и структура нового содержания экономического образования. Распределение содержания по ступеням и уровням обучения, разработка технологий и методик преподавания, обеспечение учебно-методическими материалами — это все ожидает своих исследователей, педагогов и методистов.
Гончарова Вера Михайловна, кандидат исторических наук, доцент

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ветошкин А.П., Стожко К.П. Философия экономики. Екатеринбург: 2001; Стожко К.П. Экономическая теория. Учебник для вузов. 1 т, 2 т — Екатеринбург: 2004; Качество жизни: диалектика духовного и социального / Под ред. К.П.Стожко — Екатеринбург: 2007; Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика — Екатеринбург: 2008 и др.
2. Дмитриев П.И. Слово о семье — Санкт-Петербург: 2004; В. Воробьев, А. Кураев и др. Христианин и деньги — М.: 2007; Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире — М.: 2007; Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов / авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. — М.: 2007.
3. Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика — Екатеринбург: 2008. С. 21.
4. Миняйло А.М. Дело Рус — http: // www.delorus.com /medialibrary/ detail. php?ID=1840.
5. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых — Владимир: 2003. С. 341.
6. Платонов О. Русский труд — М.: 1991. С. 11.
7. Миняйло А.М. духовно-нравственная экономика — новый тип хозяйствования одухотворенного Православием человека — http:// sdruzhie-volga.ucoz.ru/publ/1−1-0−25.

http://rusk.ru/st.php?idar=114332

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика