Русская линия
Русская линияИгумен Даниил (Гридченко)26.06.2009 

Мир Христов — не мир крикунов…

Честно говоря, бурная реакция на мою статью, опубликованную на «Русской линии» 9 июня сего года, несколько удивила. Кажется, в ней не содержится ничего такого, о чём раньше, так или иначе, не говорили бы люди более авторитетные и компетентные. Кто-то хвалит, кто-то ругается — и это нормально, — горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6:26)… Впрочем, прозвучали и недоуменные вопросы, что уже само по себе — повод для дополнительных высказываний.

Во-первых, что касается патриаршего благословения — причащать на Пасху «всех без разбора"… Естественно, как насельники ставропигиального монастыря, мы его исполнили. Причащались все желающие и, похоже, что и… «нежелающие"… Во всяком случае, приходилось слышать и такое: причастился (-ась) без подготовки, а совесть обличает… Неспокойная совесть, кстати, — явный признак её наличия…

Конечно, смысл благословения патриарха понятен. Он тот же, что и в пасхальном «Слове» Иоанна Златоуста — всем быть причастником торжества… Однако, есть нюансы, которых трудно не заметить — святитель жил во времена, когда, например, о Троичности Божества рассуждали даже рыночные торговки. Теперь же — человек, подходящий к Чаше и не понимающий, к чему он, собственно, приступает — явление обычное. Возможно, незнание отчасти его оправдывает. Вряд ли оно извиняет причащающего священника. Между прочим, исповедь в данном случае — особенно для тех, кто исповедуется впервые, а на Пасху таких немало — есть то самое миссионерство, в противодействии которому меня яростно обвиняют.

Небезызвестный полемист господин Фролов обозвал мои рассуждения «опусом полным миссиофобской демагогии». Хотелось бы услышать, в чём она заключается конкретно. Впрочем, не сомневаюсь: ничего, кроме разного рода оскорблений тут не добьёшься. Личные инсинуации — любимый метод ведения полемики всякого, не позволяющего усмотреть даже гипотетическую возможность собственной неправоты.

Быть противником миссионерства я не могу по одной весьма простой причине (тут уж, извините, поневоле придётся коснуться фактов личной биографии). Моя вера — его самый непосредственный плод. Только это было подлинное миссионерство, а не дешёвый популизм под его вывеской. Вера утверждалась потому, что она сопрягалась с любовью. Прежде всего, духовника — человека святой жизни, замечательного священника и миссионера, ныне покойного о. Дмитрия Дудко. Собственно говоря, сама его жизнь делала слова о Христе не медью звенящей… Для меня, во всяком случае… Так что и крещение на последнем курсе института и приход в монастырь через год после крещения совершились самым естественным образом. А год, между прочим, был 1982-ой — время, когда за веру ещё и сажали. Пару лет за распространение ксерокопий — казалось бы безобидных семинарских конспектов — срок вполне реальный…

Совсем другого рода претензии у некоего монаха Хризостома. Здесь уже, так сказать, «наезд справа». Причём, почему-то, по поводу статьи чуть ли не семилетней давности. Автор ехидного и несколько сумбурного текста обвиняет меня в унынии и нелюбви к монашеству. Позволю себе не согласиться. Это не совсем соответствует действительности. Вернее, совсем не соответствует. При наличии грехов существующих, взваливать на себя груз «несуществующих» — занятие непродуктивное. Вряд ли устойчивая неприязнь к монастырской жизни позволила бы удержаться в ней в течение четверти века. Вообще-то у нас другая тема и распространяться тут не хочется, но, всё-таки, повторюсь: монашество монашеству рознь. Чтобы не быть голословным абсолютно, приведу лишь слова афонского старца Паисия — человека, понимающего в монашестве, по-видимому, более монаха Хризостома, и уж тем более меня… «Самым большим беспорядком в монастыре является мирской порядок с военной дисциплиной, который не только утомляет, особенно современный уставший мир, но и изгоняет святую простоту, расточает духовные и телесные силы на земное, из-за чего человек забывает Бога». И ещё, — «люди устроителям этой системы представляются чурбанами, и они безжалостно обтёсывают их, и, несмотря на то, что люди от этого страдают, радуются тем квадратам, которые из них делают (в стиле кубистов)». К сожалению, «монашество» подобного рода — явление довольно распространённое.

Ещё раз повторюсь — дата написания статьи — самое начало двухтысячных годов — время, в своём роде специфическое — пик так называемой «борьбы с ИНН». Когда родной монастырь становится чуть ли не её эпицентром, а именно таковым была тогда Оптина Пустынь, невольно начинаешь задумываться о целесообразности в нём пребывания. Для устроения иноческой жизни, очевидно, состояние массового психоза — не самая подходящая обстановка. Отсюда, кстати, и «специфически-унылое» настроение. Однако заблуждения имеют свойство проходить. Не у всех, к сожалению…

Наш недобрый мир, своё зло проявляет по-разному. Иногда жестокостью, иногда глупостью, сейчас же, как представляется, преимущественно пошлостью. Не случайно разного рода кривляющиеся персонажи, так называемые «звёзды», выставляются главными «героями» нашего времени. Грехи всепобеждающих пошлости и цинизма становятся тем злом, которым разрушается и мир и Россия. Если они коснутся жизни Церкви, — а такая опасность существует — они расстроят и её. Поэтому на это, а не на какие-то чипы и штрих-коды, которые есть лишь естественное приложение, антураж современной жизни, стоит обратить внимание нашим «ревнителям». Впрочем, равно как и миссионерам.

За последние двадцать лет, за время управления Церковью почившим патриархом, в ней сформировался определённый строй — достаточно ровный, без явных разделений по возрастным и социальным признакам. Плох он или хорош, судить не мне. Но как показывает священнический опыт, люди, приходящие в Церковь, в большинстве своём понимают, что главное в духовной жизни — участие в Таинствах, пост, молитва. Без неё сама эта жизнь превращается в карикатуру или исчезает совсем. Слова преподобного Серафима о стяжании мирного духа и тысячах спасающихся вокруг его обладателей — отнюдь не фикция. Так что глупо строить на песке, когда положено твёрдое основание. Но, кажется, именно к этому призывают сейчас некоторые не чувствующие меры, особо рьяные «миссионеры», пытающиеся превратить Церковь чуть ли не в модную молодёжную тусовку. Иные их «ужимки» и «прыжки» — чистой воды провокация. Как, например, пафосный призыв вышеуказанного господина Фролова «разрушить Карфаген лжи и антимиссионерской пропаганды». Бог, как говориться, в помощь. Жаль только, если сил потраченных на разрушение, на созидание уже не хватит.
Игумен Даниил (Гридченко), Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

http://rusk.ru/st.php?idar=114331

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  М.Яблоков    29.06.2009 12:31
Поезжайте в Грецию и причащайтесь без исповеди…
А на Руси такого не было НИКОГДА. Это совершенно чуждо Русскому Православию.
  ЖДУЩИЙ ЦАРЯ    29.06.2009 11:46
ДА ВСЕ ВЕРНО, БАТЮШКА, ПИШЕТЕ:
Как я понял из текстов ваших: НАДО ИДТИ СРЕДИННЫМ ПУТЕМ как в жизни так и в миссионерстве. Не бросаясь в крайности. А часто так и хочется.

То же я слегка пробовал миссионерствовать на маленьком бытовом уровне. Но результатов пока не видел. Но я не отчаялся. Если Бог дает возможность, мысли, слова, обстоятельства, то я думаю надо сеять, а там может когда-нибудь при определенных обстоятельствах может и возрастет семя Веры.
Я пробовал всякие эксперименты. Даже, вступив в КПРФ, пытался достучатся до некоторых… Иногда видел расположение некоторых стариков к Богу. Но я осторожничал и не был особо смелым прямо всех коммунистов призывать к Богу. Но и не скрывал своих христианских убеждений. Через некоторое время я посчитал себя слабоватым для такого миссионерства и душевноопасным для себя далее находиться в КПРФ.
Потом я вышел из партии (До этого Зюганов отказал мне в письме менять гимн Интернационал.)
На бывшей работе я излишне прямолинейно пропагандировал Христианские идеалы, так что меня выдавили сослуживцы с работы.
На новой работе как могу пропагандирую Веру Православную. Сейчас осторожнее говорю, не навязываю, но прямолинейно говорю.

Ну а в политике ЦАРЯ НАДО ЖДАТЬ. Он все решит, все исправит как во внешней Церковной так и в государственной жизни.

Спаси Господи!
  Nikolaj    26.06.2009 11:04
Отец Даниил ,один вопрос . Почему греки без исповеди причащаются ?
  Феодора    26.06.2009 10:27
Дай Бог Вам здоровья , дорогой отей Даниил!
Эти агрессивные и суетливые миссионеры не о церкви радеют и не о душах людских, а своем благополучном гламурном , "достойном на уровне" пребывании в миру. Для этих целей и церковь покорежить можно, а кто помешает? Народ бессилен явно,борется прикровенно – молитвами. К тому же режим для них самый благополучный – антинародный и антихристианский. Так что дальше резвиться им никто не помешает, только церковь наша как устоит? Очередное подлое над ней насилие.
Наше ближайшее испытание – это исповедание.
  Василий Хрустальный    26.06.2009 00:45
"исповедь в данном случае – особенно для тех, кто исповедуется впервые, а на Пасху таких немало – есть то самое миссионерство, в противодействии которому меня яростно обвиняют"

"Миссионернутые" священники, начитавшись книжек Шмемана, выступают против исповеди перед каждым причастием. Тем самым они противодействуют непосредственной и самой настоящей миссии – беседе человека, впервые пришедшего в храм, со священником. А ведь только такая беседа с глазу на глаз и может помочь найти путь к Богу и в церковь, а не "стадионные проповеди" и рок-миссионерство. И уж не православные ночные клубы.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru