Православие и современность | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 18.06.2009 |
Я думаю, лучше придерживаться такого правила: людям с явно выраженными признаками хронического алкоголизма денег не подавать. Священникам я советую: если есть такая возможность, кормить таких людей при храме, но не давать им на руки денег, потому что они их действительно пропьют. То же самое можно посоветовать и мирянам, которые хотят помочь.
У меня друг (инвалид, ДЦП) мусульманин, не верит ни в Аллаха, ни в Бога, так как он считает, что Бог должен быть милосердным к людям. Получается, что к нему он немилосерден, раз наказал с рождения неизлечимой болезнью? Я сам инвалид по слуху, и не могу ответить на этот вопрос, думаю иногда, что это наказание моим родителям или родственникам…
Очень трудно ответить на такой вопрос, не зная жизненных обстоятельств человека. Действительно, очень часто болезни детей — это последствия родительского греха, но не всегда. Вспомним евангельское повествование о том, как Спаситель увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 1 -3).
Есть главное правило, которое должен соблюдать каждый христианин: принимать все, что посылает ему Господь, со смирением, и стараться в той ситуации, в которой он находится, видеть волю Божию о самом себе. Жизнь человека полна скорбей, и практически каждый человек проходит испытание тяжелой болезнью. Бывают случаи, когда совершенно здоровый человек в одну минуту превращается в инвалида в результате несчастного случая… Обращали ли Вы внимание, что люди по-разному реагируют на свои несчастья? Один человек принимает испытания с достоинством и терпением, другой — с ропотом, отчаянием, противлением, даже проклятиями в адрес Бога и людей… Думаю, что даже в чисто житейском смысле первому будет гораздо легче. Что же касается жизни христианской, то верующий человек старается быть готовым ко всему, зная, что Господь все случающееся с нами посылает нам во спасение. Многие святые тяжело болели при жизни, но несли свою телесную немощь, благодаря за нее Бога (прочитайте, например, жития Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, и, конечно же, библейскую Книгу Иова).
Если человек, как Вы пишете, «не верит ни в Аллаха, ни в Бога», то он не мусульманин, а просто неверующий, атеист. Когда человек обретает веру, старается узнать православное вероучение, то многие вопросы разрешаются, меняется его отношение к жизни.
Как Церковь относится к человеку, который состоит в КПРФ, при этом веря в Бога?
Сейчас КПРФ меняет свои отношения с Церковью, признала ошибки прошлого — Патриарх Кирилл сказал об этом на проекте «Имя России», когда Зюганов защищал Ленина. Получается, что Церковь как бы с ними помирилась?
Я думаю, что Церковь и коммунизм как учение богоненавистническое, человекобожническое (то есть учение, в котором «обожествляется» отдельный человек), не могут, как Вы выразились, «помириться». Но люди, которые считают себя последователями той или иной идеологии, в том числе коммунистической, при этом могут быть верующими в Бога. Другое дело, насколько органично может сочетаться в одном человеке вера в Бога и следование идеям коммунизма…
Думаю, что самые циничные люди, которые в свое время состояли в коммунистической партии, люди, у которых нет ни принципов, ни совести, давным-давно вышли из нее при первых признаках «опасности», то есть в то время, когда членство в КПСС — КПРФ перестало быть признаком благонадежности и своеобразным пропуском к карьере. Сегодня в компартии остались люди, которые просто искренне держатся своих старых убеждений, не желая их предавать, или же люди, которым близка тема социальной справедливости. Не случайно ведь коммунизм в свое время стал достаточно популярным учением, завоевал массу сторонников. Дело в том, что идея социальной справедливости — идея, в общем-то, правильная, отчасти даже созвучная христианству — но только в малой мере. Я бы сказал так: коммунизм — это нехристианский ответ на христианские по сути проблемы. Между тем, только в христианстве человек может найти действительные ответы на вопросы как о смысле человеческой жизни, так и об устройстве человеческого общества. Поэтому пока человек не разобрался в том, что происходит в окружающем нас мире, вполне может так случиться, что он искренне разделяет идеи коммунизма, социальной справедливости, но при этом является верующим человеком, христианином.
Как быть, если священники разъезжают на иномарках, даже в деревнях? Мне, например, становится уже не по себе, и подойти к такому священнику неудобно…
Наличие или отсутствие машины — не повод судить о человеке, тем более, священнике. Для священника сегодня машина, и иномарка в том числе, — это зачастую необходимость, потому что он должен быть готовым в любое время дня и ночи ехать к тем, кому необходим священник: к больным, умирающим… До революции духовенство тоже старалось обязательно иметь какой-то транспорт. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский имел собственный выезд, очень неплохой по тем временам — но разве можно было его в этом упрекнуть? Ведь иначе батюшка просто не мог бы посетить столько людей, сделать столько дел, сколько он успевал за день.
Хотя, думаю, и в те времена, до революции, были люди, которые воспринимали выезд у городского священника или телегу с лошадью у сельского как символ достатка и относились к этому с ненавистью. Есть люди, которые не переносят чужого благополучия, злятся, если имущественное состояние другого человека хоть немного отличается от их собственного. Это чувство неправильное, совершенно не христианское, и его следует избегать, в какие бы формы оно не маскировалось.
Так что если священник приобретает автомобиль для того, чтобы он был ему подспорьем в исполнении пастырского долга, я не вижу в этом ничего плохого. Что касается иномарок, сегодня иномарка — не редкость, скорее наоборот: простые иномарки зачастую даже дешевле и экономичнее в использовании, чем многие отечественные машины. Поэтому я думаю, что отношение, высказанное в Вашем вопросе — неправильное.
У меня проблемы со слухом. Чувствую пустоту в душе и неясность дальнейшей жизни, не могу найти девушку хорошую… Может, съездить летом к какому-нибудь старцу посоветоваться? Я человек невоцерковленный, поститься и причащаться не могу, только раз в году перед учебой на благословение хожу.
Я не думаю, что для того, чтобы решить свои проблемы, нужно специально куда-то ехать, тем более, искать каких-то особых старцев. Надо просто постараться стать настоящим христианином: ходить в храм, приступать к церковным Таинствам, читать Евангелие, святых отцов, молиться Богу об устроении Вашей жизни. Вы пишете, что у вас проблемы со слухом. Оглянитесь вокруг себя: ведь вокруг масса людей с такими же или даже большими проблемами. Возможно, кому-то нужна Ваша помощь, и в ответ, я уверен, кто-то поможет Вам. Многие инвалиды находят для себя способ вести вполне полноценную жизнь: учатся, работают, добиваются чего-то в своей жизни, не пытаясь переложить ответственность на других людей. Но, конечно, первостепенно для человека научение христианской жизни, которое вряд ли возможно, если человек не ходит в храм, не исповедуется и не причащается.
Почему в разных храмах разная цена на одну и ту же церковную утварь и свечи? А мой друг с бабушкой не ходят в своем селе летом в свой храм: говорят, что священник ломает свечи и ругается, если свечи куплены не в этом храме. Как им быть в этой ситуации?
Храмы не изготавливают сами утварь и свечи, они приобретают их у кого-то. Какой-то храм может иметь возможность приобрести их напрямую у производителя, какой-то нет, поэтому и цены разные. Думаю, что этот вопрос непринципиален. А что касается священника, который ломает свечи и ругается, — если это действительно так, то он неправ, конечно же. Это грубость и хамство, так вести себя священнику не подобает. Думаю, если Вы стали свидетелем такой сцены, надо просто сказать: «Батюшка, так делать нельзя». Если это произошло в нашей епархии, прошу сообщить мне.
Подскажите, пожалуйста, как можно найти своего духовника. В церкви, в которую я хожу, много священников, не всегда получается встретиться на исповеди с одним и тем же. После службы они, как правило, куда-то спешат, на вопросы отвечают кратко и не всегда спокойно. Я понимаю, что у них мало времени… Обязательно ли духовник должен быть из моего храма или где-то еще встречу? Дай то Бог. Анна
Конечно, лучше исповедоваться у одного священника. Если со временем, приходя на исповедь в любой храм, Вы найдете священника, который будет Вас выслушивать, по-доброму к Вам относиться, давать советы, старайтесь обращаться к нему регулярно. К сожалению, сейчас священников не хватает, и нагрузка на них слишком велика, поэтому, действительно, иногда происходит то, что Вы описываете.
Просто надо помнить, что исповедь — это таинство, в котором человек общается с Богом, а не со священником. Священник «точию свидетель есть», как говорится об этом в молитве перед исповедью. Поэтому, не смущаясь, участвуйте в Таинствах и молитесь Богу о даровании Вам духовника.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6727&Itemid=4