Седмицa.Ru | 18.06.2009 |
С этого времени Круг стал проявлять интерес к совр. иконописанию, сохранявшемуся в живой традиции в правосл. и старообрядческих общинах Прибалтики. В 1928 г. для совершенствования в технике масляной живописи поступил в частную художественную школу Тарту, в стенах к-рой создал серию портретов местных жителей. Унаследовавший от матери, воспитанницы Московской консерватории, абсолютный слух, Круг занимался классической музыкой (пресса отмечала исполнение им на рояле концертов И.-С. Баха).
В 1931 г. переехал в Париж и под рук. Н. Д. Милиоти продолжал заниматься живописью в группе недавних студентов закрывшейся к тому времени из-за финансовых трудностей Русской художественной академии (Academie Russe de Peinture). Здесь произошло его знакомство с Л. А. Успенским, дружбу с к-рым Круг сохранил до конца своих дней. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 гг. участвовал в руководимых К. А. Сомовым летних рисовальных штудиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). Сблизился с художниками-авангардистами Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым и работал в их мастерской.
В эти годы отмечается напряженное переживание Кругом правосл. богослужения, строгое соблюдение постов, частое причащение — по существу монашеский строй жизни и верность Русской патриаршей Церкви, гонимой и преследуемой на родине.
Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству: Круг брал уроки по технологии иконописи у П. А. Фёдорова, пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). С 1933 г. он — активный член правосл. братства свт. Фотия в Париже, возглавлявшегося В. Н. Лосским. Члены братства распространяли Православие на Западе, разрабатывали богословские проблемы, в т. ч. богословия правосл. образа. В 1934 г. Круг вступил в парижское об-во «Икона», объединившее художников-иконописцев рус. эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 (Le Pere Gregoire. Р. 38) или в 1938 г. (ГРМ. СР. Ф. 133. Д. 457) совместно с Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохр., иконостас и росписи известны по фотографиям: Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1−28).
В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис. По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при ц. Св. Троицы, нес послушание псаломщика и певца. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц, в 1945—1946 гг., приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 г. от настоятеля ванвской церкви и своего духовного о. Сергия (Шевича) принял монашеский постриг с именем Григорий (в честь прп. Григория Киево-Печерского иконописца) и вскоре перешел на жительство в Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени, в к-ром пребывал до кончины.
Расцвет «исключительного иконописного таланта» Г. в этот период связан с «всецелым включением этого таланта в его монашеское призвание» (Le Pеre Gregoire. Р. 39). Наряду с богослужением иконопись стала смыслом и содержанием его жизни и формой молитвы. Тогда Г. были созданы наиболее значительные работы: иконостасы ц. Св. Троицы в Ванве (нач. 50-х гг. XX в.; 1955−1956), ц. Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1-я пол. 50-х гг. XX в.); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959−1961; в соавторстве с Успенским); иконостасы ц. прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960−1962) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран (нач. 60-х гг. XX в.; 1964−1965; в наст. время перенесена в собор Знаменского мон-ря, Марсена); иконостас и росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Муазне (1964−1966). К позднему периоду творчества Г. относятся недатированные иконостасы, предназначавшиеся для правосл. монашеской общины в Авероне (ныне в ц. св. Марии Магдалины в Гааге, Нидерланды, и в домовой церкви рус. детского лагеря в Отвиль-сюр-Мер).
Авторство Г. в отношении настенных росписей в Нуази-ле-Гран оспаривается (Le Pеre Gregoire. Р. 9). Главный труд его жизни — росписи ц. Св. Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени, к-рые осуществлялись с многочисленными переделками и усовершенствованиями с нач. 50-х гг. XX в. по 1968 г. Кроме Франции иконы Г. находятся в правосл. мон-ре св. Иоанна Предтечи близ Молдона (Англия), в храмах Италии, Нидерландов, США и в частном собрании (Нидерланды). Из 6 икон Г., присланных им в Россию, установлено местопребывание почитаемого образа свт. Спиридона Тримифунтского (ц. Cв. Троицы на Воробьёвых горах, Москва) и Казанской иконы Божией Матери (ЦАК МДА). Известно более 450 его произведений — икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий, в т. ч. ранее в рус. церковном искусстве не встречавшихся: изображения святых Галлии — свт. Дионисия и прп. Геновефы (Женевьевы) Парижских; икона «Церкви Парижского района» (1945, совместно с Успенским); первая по времени житийная икона прп. Андрея Рублёва (не позднее 1968, совместно с И. А. Кюлевым) и др.
Многолетние записи иконописца легли в основу изданной после кончины Г. кн. «Мысли об иконе». Откровение в иконе Фаворского света преображающих творение божественных энергий, благодатность и богоданность образа как «неиссякаемого источника святости» — в этом состоит принадлежащее Г. богословское обоснование задач совр. иконописи и ключ к пониманию смысла и художественного языка его произведений. Творчество Г. рассматривается как «особенно мощная в наше время иллюстрация того богословия, которое систематизировал св. Григорий Палама… выражение опыта, для которого основой как в иконописании, так и в жизни было Преображение Христово на Фаворе… Некоторые фрески о. Григория своей огненностью, светлостью и прозрачностью оказываются особенно близкими к фрескам Феофана Грека» (Ларше. С. 3). Творчество Г. знаменует собой «возврат к подлинной художественной передаче святоотеческого опыта и знания христианского откровения» (Успенский. С. 617). В произведениях Г., сочетающих строгий иконописный канон с совр. языком живописи, отразился духовный опыт человека XX в., свидетеля и участника скорбных и трагических событий мировой истории (Сергеев. С. 240−241).
По разрешению франц. властей Г. похоронен в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени, у алтаря расписанного им храма.
Соч.: Мысли об иконе. P., 1978. М., 1997. СПб., 2002; Carnets d’un peintre d’icones. Laussanne, 1983.
Архивные материалы: ГРМ СР. Ф. 133. Д. 191, 457; Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1 (частное хран., Москва).
Литература: Евфимий (Вендт), архим. Только свидетельство // ВРСХД. 1969. № 93. С. 55−59; Сергеенко А., прот. Инок-иконописец Григорий Круг // ЖМП. 1970. № 3. С. 13−15; Асланова Е. В. Инок-иконописец Григорий (Круг) // Там же. С. 15−19; Круг О., Богенгарт А. Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием // Григорий Круг. Мысли об иконе. P., 1978. С. 151−167; К. А. Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 26, 420, 590, 603, 611; Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. Crestwood, 1990; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна, 1999. С. 617−619; Le Pere Gregoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908−1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; Библиогр.]; Barsanuphe Higoumиne. Icones et Fresques du Pere Gregoire. [Marcenat], 1999 (на франц., рус. и англ. яз.); Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники Русского Зарубежья, 1917−1939: Биогр. слов. СПб., 1999. С. 351; Сергеев В. Н. Иконопись Русского Зарубежья («парижская школа», 1920−1980 гг.) // Вестн. РГНФ. 2000.? 3. С. 237−243, 246, 248; Un peintre d’icones — le Pere Gregoire Krug / Inst. d’etudes slaves. P., 2001 [Сб. ст.]; L’iconographie de l’eglise des Trois saint Hierarques et l'?uvre de L. A. Ouspensky et du moine Gregoire Krug. P., 2001; Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232−250, 251; Языкова И. К. «Се творю все новое»: Икона в ХХ в. Бергамо, 2002. С. 45−55.
В. Н. Сергеев