Русская линия
Русская линия Виктория Гусакова16.06.2009 

Иконография Александра Невского
Доклад на межрегиональной конференции «Александр Невский — Имя России»

Роль художественного образа в духовно-нравственном воспитании молодежи


Художественный образ оказывает определяющее воздействие на формирование внутреннего представления о том или ином явлении или портрете исторического лица. Не даром говорят: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании неоспоримо велика при условии грамотного и качественного подбора материала, могущего дать достойные образцы.

Как известно, идеалы народа формирует история. Жизнь и подвиги видных исторических деятелей всегда служили примером для подрастающего поколения, а сами они нередко призывали потомков помнить об их славных делах. Так, полководец А.В. Суворов завещал: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать благословением Божьим; до издыхания быть верными Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славу чрез истину и добродетель» [1]

Идеалом человечества являются святые. Их иконы изображают преображенный, просветленный и очищенный от греха, облик человека, а жития рассказывают о самоотверженном служении Богу, Отечеству и народу. сонме Русских святых особую любовь народа стяжал святой благоверный князь Александр Невский, доблестный военачальник, одержавший победу над шведами в 1240 г. и крестоносцами Ливонского ордена в 1242 г.

Его почитание началось после обретения мощей в 1380 г., но официальная канонизация состоялась при царе Иоанне Грозном на Московском Соборе в 1547 г. Тогда же начала складываться иконография Александра Невского, появились его первые иконы.

Есть версии, что ранний образ князя в доспехах, на коне и уже с нимбом вокруг головы, представлен на иконе «Чудо от иконы Божией Матери Знамение» или «Битва новгородцев с суздальцами» (середина XV в., ГТГ). Александр Невский предположительно изображен вместе с великомучеником Георгием Победоносцем и святыми Борисом и Глебом, сражающимися на стороне новгородцев, в нижнем регистре композиции. Так как на иконе изображено событие 1169 г., а даты жизни Александра Невского приходятся на 1219/1220−1263 гг., то можно думать, что рассматриваемый извод указывает на вневременное бытие святого князя.

Начиная с XVI в. иконография Александра Невского развивалась в 2-х вариантах. Оба отражали суть подвига князя. По словам митрополита Иоанна (Снычева): «Для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока» [2]. В раннем варианте святой князь представлен в монашеском облачении (мантии, куколе, лежащем на плечах или надетым на голову), напоминающем о принятии Александром Невским иночества накануне кончины, в последующем — в княжеском одеянии, иногда при оружии.

В допетровской России благоверного князя предпочитали изображать обращенным в молитве к Спасителю или Богородице в небесном сегменте в верхнем углу иконы, или фронтально, а иногда с другими преподобными святыми. Например, на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» из Новгородского Софийского собора (середина XVI в.) святой Александр показан со свитком с надписью: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».

Выдающимся памятником древнерусской иконописи стал житийный образ «Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями» (конец XVI-начало XVII вв.) из Покровского собора «что на рву» (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы представлен в рост благословляющий Александр Ярославович, облаченный в схиму, с куколем, надетом на голову. В 2-х рядах клейм — события жития и чудеса святого, среди которых незримое участие князя Александра в сражениях последующих эпох. Например, «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь Дмитрию Донскому) или «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский участвует в битве с крымским ханом Девлет-Гиреем).

Такие изводы указывали, прежде всего, на богопослушность и молитвенность князя. Они вполне отвечали воспитательному идеалу Древней Руси, заключавшемуся в приобретении истинной, а не книжной мудрости. Об этом говорилось в азбуках: «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости; аще обрящеши кротость, то и одолееши мудрость: не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит» [3].

Преобразования Петра I внесли яркие изменения в культуру и образование, они не обошли стороной такой частный вопрос, как изображение Александра Невского. Государь считал себя продолжателем славных дел Александра Ярославовича в борьбе с католической экспансией. В 1710 г. в память о Невской победе он основал Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь на левом берегу реку Невы в Петербурге (с 1797 г. лавра), а в 1724 г. перенес в него святые мощи князя, находившиеся ранее во Владимире. В этом же году Святейший Синод постановил писать святого Александра Невского в воинских доспехах и царской мантии, подбитой горностаем, а к его титулу добавить слово «великий». Это Синодальное распоряжение акцентировало внимание на военных подвигах князя и его заслугах перед Отечеством. Так, на иконе «Святой благоверный князь Александр Невский», кисти Ивана Гусятникова (1740 г.), князь представлен подобным святому императору Константину Великому. Он стоит у своего шатра в доспехах римского военачальника и царственной горностаевой мантии, с поднятой десницей к благословляющей Его с небес Пресвятой Троице, и пернатым шлемом в левой руке. Справа от него на столе лежат скипетр и корона — символы царской власти, а слева открывается вид на Александро-Невский монастырь. На этом и распространенных в XVIII в. изводах изображен уже не кроткий схимник и молитвенник за землю, а доблестный воин, славный сын Отечества, небесный покровитель воинства и монаршей власти. Такой образ вполне отвечал идеалам новой образовательно-воспитательной системы в России, где, как и в изобразительном искусстве, активно закреплялось светское начало, заменившее благочестие и мудрость на верность долгу и разумность.

Множество икон Александра Невского было написано в XIX в., когда на Российском престоле царствовали три самодержца, почитавшие благоверного князя своим Ангелом хранителем. В этих образах очевидно дальнейшее развитие иконографической линии, берущей начало в петровскую эпоху.

При императорах Александре III и Николае II в русской живописи сформировалось новое религиозно-национальное направление, в рамках которого появились новые иконографические варианты Александра Невского. Среди них наиболее выдающимися стали монументальные иконы В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве (1885−1896 гг.) и М.В. Нестерова для храма Воскресения («Спаса на крови») в Санкт-Петербурге (1895−1905 гг.). Каждый из художников выделил характерную черту русского князя и сделал её доминирующей в иконографии: Васнецов изобразил святого Александра былинным богатырем, а Нестеров — смиренным молитвенником. Работы Васнецова и Нестерова объединены стремлением запечатлеть в образе благоверного князя Невского «печальника о Русской земле» и «радетеля о её благе», что было актуально накануне войн и революционных потрясений ХХ столетия.

После октябрьского переворота и укоренения советской власти интерес художников к образу Александра Невского не иссяк, и особенно ярко проявился в период Великой Отечественной войны. Так, в 1942—1943 гг., в дни самых суровых испытаний для русского народа, по заказу Комитета по делам искусств художник П. Корин написал триптих «Александр Невский». В его центре изображен князь в доспехах и алом плаще, опирающийся на меч, под развевающимся стягом с ликом Господа Иисуса Христа. В этом образе нет места святости, перед зрителем возвышается грозный военачальник и освободитель Руси от захватчиков, зорко следящий за рубежами своей Родины. Это полотно стало легендарным. В феврале 1944 г., после освобождения Великого Новгорода, горожане установили его огромную копию при въезде в город, чтобы поддержать боевой дух фронтовиков.

На рубеже ХХ-XXI вв. распространение получили разные иконографические варианты образа святого Александра Невского. Особенно часто они встречаются в храмах Санкт-Петербургской епархии, а многие представлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В частности, на иконе, кисти иконописца Д. Мироненко, святой Александр написан в роскошном княжеском одеянии, опирающимся на вложенный в ножны меч. Он склоняет голову перед Пресвятой Троицей, изображенной в левом верхнем углу в небесном сегменте, и устремляет взор на Александро-Невскую лавру с главным Свято-Троицким собором, слева от его фигуры. В данной иконографии Александр Невский показан молитвенником перед Богом и небесным заступником за обитель. За ракой с мощами благоверного князя установлено пять монументальных икон. В центре представлен Александр Невский с копьем в правой руке и шлемом, лежащим у его ног. На этом изводе святой запечатлен христолюбивым воином, радетелем за веру и землю.

Как один из небесных покровителей Санкт-Петербурга князь Александр Невский запечатлен вместе с праведным Иоанном Кронштадтским на иконе художника А. Стальнова из Успенского Блокадного храма (2001 г.). В схиме он показан вместе с сыном святым Даниилом Московским на изводе в Свято-Иоанновском подворье Леушинского монастыря. Редкий вариант иконографии представлен на иконе, написанной иконописцем И. Пивником, в церкви Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге (1996 г.). Святой Александр Невский изображен в схиме, держащим за клинок обнаженный меч за клинок.

Многообразие иконографических типов указывает на то, что современный человек нуждается в заступничестве и славного воина и смиренного молитвенника, а в образе Александра Невского они слились воедино. В сфере духовно-нравственного воспитания пример князя сегодня особенно целесообразен, потому что показывает разные стороны подвига и раскрывает характерные особенности русского народа — его исключительную веру в Бога и безграничную любовь к Отечеству.
Виктория Гусакова, начальник цикла «Культура и искусство» в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, кандидат искусствоведения

Примечания:

1 — Автобиография А.В. Суворова.
2 — Митрополит Иоанн (Снычев). В память святого благоверного великого князя Александра Невского // Русский узел. Статьи, беседы, обращения. СПб.: Царское дело, 2006. С. 338.
3 — Цит. по: Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре. М., 2006. С. 90.

http://rusk.ru/st.php?idar=114288

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика