Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Миняйло12.06.2009 

Духовно-нравственную экономику созидать молодым
Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27−28 апреля 2009 года)

В настоящее время Родина наша — Россия и народ наш многострадальный — переживают тяжелые времена.
Все говорят о кризисе, кризисе экономическом, финансовом, индустриальном и других кризисах. Напрашивается вопрос: а в чем причина сегодняшнего положения? Где тот корень жизненных проблем, которые обрушились на человека? Многие потеряли работу, закрываются предприятия, возникают проблемы выживания семьи. Как прокормить семью, если потерял работу? Оказывается, ответ на данный вопрос — в чем причина? — давно найден нашей Русской Православной Церковью. Причиной всех своих бед является сам человек. Мы польстились на лживые посулы построения «рая» на земле без Бога, отошли от веры, от своих истоков, от своих корней и потеряли самосознание. И в этом мутном жизненном потоке суеты все более и более становиться очевидным, что мы сбились со своего пути и встали на чужеродный путь развития, оторванный от православной веры. У нас есть единственный, собственный, веками выверенный, осмысленный нашими предками, взрастившими Россию. Свой путь развития хозяйства и экономики. У народа, правительства, интеллигенции, деятелей науки и культуры должна быть верность именно этому пути. Мы должны понять и уяснить, что, как говорится в русской пословице: «Без Бога не до порога». Вот почему важно услышать, понять, осмыслить и сердцем принять наш путь развития экономики — это православный путь в православной стране. Путь к высшему типу хозяйства, к духовно-нравственной экономике, которую созидать молодым, которую может выстроить человек, стремящийся к духовно-нравственному совершенству. Она и станет подлинным средством его спасения перед судом Божиим. Поэтому первостепенной, архиважнейшей задачей Православной Церкви является воцерковление молодежи, привития ей высших нравственных ценностей, проповедуемых Евангелием, а задачей высшей школы является подготовка молодежи к принятию этих ценностей.

И очень важно, чтобы молодежь, получающая высшее экономическое образование, стала поборником нашего пути развития, восприняла этот путь к духовно-нравственной экономике всем своим сердцем и разумом, наметила основные вехи развития нашей страны, — страны, в которой им жить, творить, растить и воспитывать своих детей.

На себя мы берем скромную задачу — показать, что бытующее мнение и ворохи научной литературы о либерально-рыночной экономике, как самой верной, не является абсолютной истиной. Нет, в наше непростое время есть альтернативные пути развития, присущие России, с ее укладом жизни, традициями, ментальностью народа, живущего в нашей стране, с его верой.

Духовно-нравственная экономика становится актуальной и востребованной именно сейчас, когда весь мир переживает экономический кризис. В констатации этого факта все едины. Но в оценке причин и путей выхода из него этого единства нет.

Кризис, конечно, острейший. Но пытаться разобраться в его сути с позиции сегодняшнего дня — это пустая затея. Нужен масштаб понимания: надо иметь духовно-нравственные ориентиры, чтобы встать на путь спасения. В связи с этим, разве не является задачей науки и, в первую очередь интеллигенции, поставить вопрос: каковы глубинные причины кризиса, переживаемого Россией, да и всей Западной цивилизацией, в нынешнее время? Вскрыть и донести до народа эти глубинные причины, о которых неустанно говорит наша Русская Православная Церковь.

Причина главная и основополагающая — духовный кризис, выход из которого возможен и необходим через веру православную, повышение нравственного самосознания народа. Важно изучить исход этого кризиса и проявление его в различных областях жизни: экономике, науке, образовании, здравоохранении, системах жизнеобеспечения общества, управлении государством, силовых структурах, армии, промышленной политике, культуре и т. д. В каждой из названных областей будет работать свой механизм оздоровления. Но в каждом из них должна быть заложена духовно-нравственная православная основа. Поэтому перед учеными и педагогами, преподавателями и воспитателями, перед мыслящей интеллигенцией стоит конкретная непреходящая задача — подлинного воцерковления. Отсюда первейшая задача общественных наук, ученых — дать теоретическую основу и обоснование духовно-нравственной экономики, а православной церкви и мыслящей интеллигенции — повести народ России к новым вершинам развития. Изменится духовно-нравственный климат в нашем Отечестве в сторону его повышения. И в этих условиях мы, естественно, выйдем на траекторию развития духовно-нравственной экономики. Теоретико-экономическая и практическая мысль должна развиваться в этом направлении. Это магистральный путь развития России.

Мы должны уяснить, что в настоящее время четко прослеживается противостояние двух цивилизаций: Русской, в которой преобладают духовно-нравственные ценности жизни над материальными и Западной, ориентированной на общество потребления. В основе первой заложена духовно-нравственная норма доброты, трудолюбия и правдолюбия, нестяжательства, развитие самобытных коллективных форм управления, присущих православной России.

Православие стало духовной основой русского человека, глубинными корнями его исконного бытия. Возвращение к его первоистокам, как показывает нам исторический опыт, всегда сопровождалось национальным духовным подъемом, развитием науки, культуры, искусства и неизменным ростом экономики, и наоборот, отход от своих ценностей, навязывание либеральных идей Запада приводило к губительным разрушениям в России, к оскудению духа, жизни, ослаблению государства, упадку хозяйства. Очевидность этого — сегодняшний экономический кризис в России.

Глубокий анализ основ рыночной экономики показывает, что ее теоретическая мысль находится в тупике. Нет прорывных теоретических работ, показывающих выход той же Западной цивилизации из всеобъемлющего кризиса, в котором она находится. Нарастание глобальных проблем, с которыми уже сталкивается и столкнется человечество в будущем, обнаруживает безысходность такого экономического пути развития, а развитие теоретической экономической мысли в этом направлении является тупиковым.

Есть два типа сознания: сознание Русской цивилизации и сознание Западной цивилизации, порождающие различные типы экономики и модели хозяйства. Первая в своем предельном, высшем состоянии — духовно-нравственная экономика. Она как средство направлена на спасение человека, его духовное развитие, содержит приоритет духовного над материальным. Другая экономика направлена на разрушение человека, на разгул его страстей и, в конечном итоге, если посмотреть до конца, до предельного исхода, ведет к погибели. Вот ответ на вопрос о принципах, задачах, стратегических путях развития экономики.

Отсюда важнейшей задачей образования в России вообще, и в частности каждого конкретного экономического вуза, является: образовывать человека так, чтобы научить его справляться с собственным злом и главное, самообеспечивать себя добром и любовью, без которых бытие его невозможно как дыхание без кислорода.

И здесь главной опорой является православие, имеющее на Руси тысячелетний опыт строения духовной жизни нашего народа. Ведь что такое образование? Образование от слова «образ».

По какому образу вы образовываете или пытаетесь образовывать человека? По образу нашего Спасителя Иисуса Христа, — только тогда это настоящее образование. Образование, приближающее человека к пониманию главного смысла его жизни. Естественно, стержневой опорой такого образования может быть только Православие. Именно оно, являясь сердцевиной такого образования, дает возможность человеку познать целостное восприятие всего мироздания. И в практической деятельности вуза, православный священник, Храм должны быть неотъемлемыми частями единого вузовского организма.

Вуз в своей образовательной деятельности должен опираться на непреходящие истоки жизни своего народа, на те высокие цели, которые ставили наши предки.

Не просто Русь, а Русь Святая. Какая духовная высота! При этом, «Русь не потому свята, что живут в ней одни праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте и духовному совершенству — главное содержание и оправдание ее существования» (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). Именно стремление к духовному совершенству должно быть главным содержанием и оправданием существования вуза. Это та нравственная высота, на которую должен и обязан нацеливать вуз своего выпускника. Фундаментом развития вуза, разработки его образовательных технологий должна быть подлинно национальная, духовно-нравственная экономика.

Таким образом, духовно-нравственная экономика и экономический вуз становятся взаиморазвивающимися сторонами единого целого. Такая экономика делает вуз подлинным очагом высочайшей экономической культуры нации, его первопроходцем в поступательном духовно-экономическом развитии народа. В свою очередь, такой экономический вуз через своих выпускников развивает экономику, прокладывает стратегические пути ее развития.

Главнейшая задача преподавателя в экономическом вузе — сделать так, чтобы каждый предмет, изучаемый студентами, должен быть наполнен духовным содержанием. Студент должен видеть под каждым экономическим актом духовный смысл, осмыслить его и исполнять в повседневной практике.

Перед преподавательским сообществом стоит громаднейшая масштабная задача подготовки новых учебников на православной основе. Над этим мы должны работать, не покладая рук, воспитывать студента в православном духе, формируя в каждом человеке личность, преданность России, своей Родине, своему краю, своей семье.

В России вопреки всему и вся отстраиваются православные храмы, строятся новые. Вновь звонят колокола, призывая российский народ в храмы Божии на покаяние. Покаяние — по-гречески «метанойя», т. е. изменение образа жизни. Покаяние за то, что мы в своей образовательной деятельности все еще затуманиваем незамутненные детские головки побасенками, — биолога о том, что человек произошел от обезьяны; математика, не понявшего, что дважды два — четыре — это не истина, а только тождество, ибо истинных знаний без любви к Богу не может быть; экономиста, позабывшего вековые принципы и традиции национальной экономики и исповедующего западный экономический рай в современных российских вузах, допустившего заполнение библиотек толстенными фолиантами «экономикс», разговаривая со студентами языком маркетинга и менеджмента, обедняя русский профессиональный экономический язык.

Можно сказать, довольно, пора жить своим умом. Ибо прошла индустриальная эпоха, — на пороге эпоха духовности. Именно в ней будет заключаться основной смысл жизни России, ее предназначение.
Протоиерей Александр Миняйло, доктор экономических наук, профессор, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина

http://rusk.ru/st.php?idar=114275

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Раиса Ильина    17.09.2009 16:45
В эту публикацию пришла по ссылке из материала о смертной казни (отзывы священников на саму идею о ее необходимости). Что ж делать, если нам отказывают в праве комментировать дискуссию священников, а вопрос слишком важен для всех людей. Уж простите, батюшки!
Во-первых, в этой "дискуссии" есть искушение: оно в том, что ведется она по-мимо и исключая христианскую заповедь (как будто она уже не в силе для христианства) – НЕ УБИЙ! ВЕДУТ ЕЕ ЛЮДИ, ДЛЯ КОТОРЫЙ ПО СУЩЕСТВУ СЛУЖЕНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВУХ ВОЛЬ БОЖИИХ! "Не убий" – то есть – даже и не произноси по сему поводу публичных заявлений!
Я бы еще понимала, если бы священники говорили с паствой о лишении жизни в битве за Отечество, в защите христианской святыни. Но пастыри преспокойно рассуждают о том, к чему не допущены САМИМ БОГОМ. Каков же пример получают пасомые?
Примерно в начале 80-х годов я побывала первых раз в Пюхтицком монастыре. Из той поездки я помню, пожалуй, одну из первый проповедей, которая меня пронзила до глубины души. Духовник обители говорил тогда об осуждении: "Суди! Если можешь воскресить! Кто из нас может воскресить?" – спросил тогда духовник.
Эти слова мне часто вспоминаются. Особенно, когда общаюсь с церковной публикой. Но те суждения, что сегодня мы слышим от священнослужителей, готовых публично поддержать манипуляции "правоведов" (а судьи-то кто?!), – они настолько вне Христа!
"Кто из вас без греха?"
Кто сеет ветер, тот пожнет бурю.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru