Русская линия
Фонд стратегической культуры Андрей Арешев12.06.2009 

Россия и её партнеры перед лицом наступления США в Центральной Азии

Активизация внешней политики России на центральноазиатском направлении встречает пока подспудное, но оттого не менее яростное сопротивление. Некоторая политико-дипломатическая «пауза» на кавказском направлении, сознательно демонстрируемая неопределённость подходов в отношении Грузии не должны вводить в заблуждение. Да и «неопределённость» эта во многом мнимая. В то время как некоторые эксперты говорят о Вашингтоне, якобы «спящем на боевом посту"1, реальность являет нам возрастающий интерес США к Армении, зондаж относительно возможности приглашения в НАТО Азербайджана2, планируемое создание базы ВВС США в Трабзоне3 и оценку начальника Генштаба ВС РФ Н. Макарова, утверждающего, что грузинская армия сейчас вооружена «лучше чем во время августовской агрессии 2008 года» 4.

Тем не менее именно Центральная Азия (одним из ключей к которой является Кавказ) становится главным объектом обостряющейся борьбы за советское наследство.

Пока что действия «партнёров» России по антитеррористической коалиции носят преимущественно политико-дипломатический и информационный характер, являя собой классический образчик «мягкой силы». Однако эта «мягкая сила» вполне может обернуться усилением внутриполитической конфронтации в отдельных странах, межгосударственными конфликтами, нейтрализовать которые с помощью механизмов коллективной безопасности в рамках СНГ, ШОС или ОДКБ будет затруднительно, если вообще возможно. И тогда «глобальная сверхдержава» не замедлит заполнить возникший «вакуум безопасности».

Внутриполитическое положение практически во всех государствах региона крайне нестабильно. Если в Таджикистане это связано с экономическими неурядицами и стихийными бедствиями, то в Кыргызстане — ещё и с предстоящими 23 июля президентскими выборами. Кыргызстан попал в тройку лидеров по спаду промышленности в СНГ, уступая по этому показателю лишь Украине и Молдове5. Предельно осложнена обстановка по периметру — после укрепления границ с Узбекистаном сообщается об аналогичных действиях на границе Кыргызстана с Таджикистаном, где существует опасность столкновений с перешедшими реку Пяндж отрядами Абдулло (Мулло) Рахимова. 4 июня 2009 года в Алайский район Ошской области и Баткенскую область были отправлены несколько отрядов специального назначения Пограничной службы «Бору» («Волк»)6…

А пока Бишкек посещает с рабочим визитом глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареш, встречаясь с «представителями гражданского общества» в Центре ОБСЕ в Бишкеке — разумеется, исключительно во имя наиболее демократического исхода выборов. Курманбеку Бакиеву приходится сейчас отбиваться от журналистов, упорно интересующихся проблемами территориальной целостности страны, опровергать слухи о передаче джайлоо (летних пастбищ) Арпа и Аксай в долгосрочную аренду Китаю. На севере Кыргызстана произошли аварийные отключения электроэнергии. Обесточенными оказались практически все городские районы Бишкека. Это уже вторая масштабная авария за неполные 2 месяца.

Складывается впечатление, что без поддержки, в том числе и в формате Коллективных сил быстрого реагирования под эгидой ОДКБ, власти Кыргызстана могут оказаться наедине с исключительно сложным комплексом проблем — активизацией экстремистов, обострением социально-экономической ситуации, синхронным давлением дислоцированных в республике многочисленных прозападных НПО. И вопрос о том, кто выйдет из этого противоборства победителем, далеко не очевиден. Напомним, что в рамках подписанного в феврале 2009 года в Москве документа о предоставлении республике финансовой помощи Кыргызстан уже получил от России почти полмиллиарда долларов…

Внутренние проблемы Кыргызстана невозможно рассматривать вне контекста ведущейся за Центральную Азию «большой игры», и здесь, прежде всего, нужно сказать о судьбе авиабазы «Манас». Вовсе не случайно в СМИ Кыргызстана всё больше обсуждается вариант, при котором авиабаза НАТО в «Манасе» останется, но формально с иной миссией. Стало известно о предстоящей в Екатеринбурге в рамках саммита глав государств-членов ШОС встрече президентов Кыргызстана и Афганистана. Сообщается, что в письме на имя своего киргизского коллеги Хамид Карзай просит обсудить вклад Кыргызстана в восстановление Афганистана, а также судьбу ставшего уже скандально знаменитым объекта7. Обратим внимание на мнение Алексея Малашенко (Московский центр Карнеги), который усматривает в просьбе Карзая прекрасный повод для России «сохранить лицо», согласившись на функционирование авиабазы в «Манасе» в течение неопределенного времени8. Интересен также ответ на вопрос о том, была ли полной неожиданностью просьба афганского лидера для официального Бишкека. Возникает предположение: не является ли весь этот сюжет (включая выбор места и повода для подобного рода просьбы) творческой задумкой Залмая Халилзада, которого, по некоторым данным, Вашингтон может назначить де-факто премьер-министром Афганистана, или Ричарда Холбрука, выстраивающего всё новые комбинации с использованием своего богатого и кровавого балканского опыта?9

Дестабилизация Пакистана, имевшая все черты спланированной и умело раскрученной спецоперации, призвана резко повысить спрос на предоставляемые Соединёнными Штатами «услуги безопасности» в Центральной Азии, включая государства, являющиеся союзниками Москвы по ОДКБ. «Перед лицом повышающейся неустойчивости в Пакистане американские войска все более и более разворачиваются к постсоветской Средней Азии как к альтернативному маршруту для отгрузки поставок в Афганистан. Киргизия в настоящее время — главный пункт транзита Вашингтона, но, под давлением из Москвы, киргизское правительство указало американским войскам покинуть авиабазу «Манас» к августу 2009 года. В связи с этим Соединенные Штаты недавно обратились к Узбекистану как к возможной альтернативе», — пишет представитель американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Джеффри Манкофф10.

На продавливание нужных решений в Вашингтоне не жалеют ни сил, ни средств. Так, по данным посольства США в Узбекистане, после состоявшейся 3 июня встречи Ислама Каримова с послом США в Ташкенте Ричардом Норландом два государства достигли соглашения об использовании аэропорта Навои и транспортных систем Узбекистана для коммерческого транзита небоевых военных грузов в Афганистан (перед этим американский посол посетил именно Навоийскую область Узбекистана)11. При этом генсека ОДКБ Николая Бордюжу узбекский лидер просто не принял12. А 27 апреля 2009 года таджикский МВД и Офис безопасности американского посольства в Душанбе провели учения по реагированию на теракты с участием более 300 сотрудников правоохранительных органов, морских пехотинцев, специалистов в области безопасности13.

Неизвестно, помогут ли эти манёвры поймать наконец неуловимого уже столько лет Мулло Абдулло, однако можно уверенно говорить о резком усилении военно-политического влияния США в Центральной Азии, что создаёт предпосылки для экспорта нестабильности в Казахстан и далее в Россию. Ведь по оценке Н. Макарова, только в районе Ферганской долины сосредоточено несколько десятков территориальных притязаний стран, имеющих интересы в этом регионе14.

Одновременно начатая в западных СМИ информационная кампания призвана дискредитировать попытки России наладить диалог с афганским руководством и представителями наиболее влиятельных пуштунских политиков и глав племён. Не случайно состоявшийся 14 мая в Москве российско-афганский форум подаётся на Западе (и не только там) в тесной привязке с активизацией противников американо-натовской оккупации Афганистана в районе Хайберского перевала. Уже брошен тезис о существовании «пророссийской группировки» Талибана, якобы контролируемой Москвой15.

Выстраиваемая таким образом версия о проникновении «русских спецслужб» в пуштунскую среду Вазиристана и других районов афгано-пакистанского приграничья, о появлении «русских талибов», отстаивающих в этой части мира интересы «имперской Москвы», служит информационным прикрытием форсированного развёртывания американской военной инфраструктуры в Узбекистане, Кыргызстане и, возможно, в Казахстане. В рамках этой информационной кампании уже заговорили о безальтернативности более тесной интеграции Астаны и Брюсселя. Прозвучали и недвусмысленные угрозы: мол, если Москва попытается вновь «влезть» в Афганистан, то в этом случае американцы «адекватно» ответят в Центральной Азии, и еще неизвестно, у кого получится лучше….

Усилия США, направленные на вытеснение России из Центральной Азии, включая Афганистан, приобрели комплексный характер и являются частью общей глобальной стратегии Вашингтона. При этом сотрудничество отдельных государств ОДКБ (не исключая и Россию) с НАТО негативно сказывается на эффективности ОДКБ как самостоятельного субъекта принятия военно-политических решений. А невнятное бормотание об «общих интересах в борьбе с международным терроризмом», подкрепляемое заверениями о готовности содействовать транзиту «небоевых» грузов НАТО в Афганистан, не вызывает ничего кроме недоумения и легко может привести к политико-дипломатической изоляции нашей страны.


1 Коэн А. Конкуренция за евразийские трубопроводы // «Голос Америки» 2009. — 4 июня.

2 Баку может опередить Украину и Грузию и войти в НАТО («EurasiaNet», США) // http://www.inosmi.ru/translation/249 683.html

3 Интересно, но именно эта провинция считается бастионом турецкого национализма — см. Мосаки Н. Местные выборы в Турции // Свободный Курдистан. — 2009. — № 5. — с. 6.

4 Поросков Н. Доктрина Макарова // Время Новостей. — 2009. — 9 июня. По данным Eurasia.net, Грузии планируется выделить $ 242 млн. как часть обещанного администрацией Джорджа Буша $ 1 млрд., предназначенного для восстановления страны после конфликта с Россией. Таким образом, мы можем говорить о преемственном характере политики администрации Обамы в «грузинском вопросе» по отношению к курсу предшествующей администрации.

5 Промышленность Кыргызстана переживает глубокий кризис // http://mirtv.ru/content/view/65 809

6 День 8 июня: Аварии в энергосистеме учащаются // http://kg.akipress.org/news:88 391/

7 Там же.

8 Авиабаза НАТО в Кыргызстане: Уйти нельзя остаться // http://www.ferghana.ru/article.php?id=6194

9 Гражданин США может стать ключевой фигурой в афганском руководстве // http://www.novopol.ru/text68228.html, Кузьминов А. Почему в Пакистане ищут «русский след»? // http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=8793

10 Mankoff, J. Beyond 'Af-Pak' // http://www.cfr.org/publication/19 585/

11 США ищут в Средней Азии «доступа к портам и рынкам»: президент Узбекистана встретился с послом США // http://www.regnum.ru/news/1 171 609.html; США обратились к Узбекистану с просьбой о размещении военной базы // http://www.regnum.ru/news/1 173 338.html

12 Дубнов А. «Узбекская» проблема ОДКБ // Время Новостей. — 2009. — 8 июня.

13 Антонов С. Неоимперская политика России и Центральная Азия // http://iamik.ru/?op=full&what=content&ident=503 111

14 Поросков Н. Доктрина Макарова // Время Новостей. — 2009. — 9 июня.

15 Серенко А. На «линии Дюранда» появились «русские талибы» // http://www.afghanistan.ru/doc/14 815.html

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2216


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru