Русская линия
Русская линияАрхиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь)10.06.2009 

Духовно-нравственный путь развития России
Доклад на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27−28 апреля 2009 года)

От редакции РЛ. Начинаем публиковать материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений, проходивших в Екатеринбурге 27−28 апреля 2009 года. Чтения были посвящены анализу процессов экономического, социального и культурного развития русского народа и российской государственности в условиях современного глобального социально-экономического кризиса. Особое место в материалах чтений уделено значению творческого наследия Ивана Александровича Ильина в решении вопросов формирования православного, патриотического мировоззрения российских граждан, выявлению путей выхода России на подлинные основания духовно-нравственного развития. Подробнее об Ильинских чтениях см. рассказ протоиерея Александра Миняйло.

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…»
Втор. 30, 19−20

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия».
Еф. 5, 15−17


Дорогие братья и сестры!


Экономический кризис стал частью нашей сегодняшней жизни. Об этом говорят люди, встретившись на улице или в общественном транспорте: что с заработной платой, кого сократили. Об этом приходится нам вспоминать в магазине, подсчитывая деньги в кошельке. Экономическая тема занимает все большее место в газетах, на телевидении и радио. И в изменениях курсов валют, биржевых индексов, цен на нефть, в пространных интервью экспертов люди пытаются уловить какую-то закономерность, понять: что нас ждет завтра.

Именно неопределенность составляет основную примету сегодняшнего дня. Одни экономисты обещают скорейшее прекращение неприятных тенденций, другие, наоборот, предрекают самое худшее. Противоречивыми оценками и прогнозами, обвинениями и рекомендациями заняты представители политических партий. Свою долю в создание атмосферы неуверенности в завтрашнем дне охотно вносят астрологи и прочие «прорицатели».

Но в условиях всеобщей нестабильности нарастает понимание необходимости что-то изменить. Что именно? На что можно и должно нам опереться в это непростой ситуации? Очень важно сегодня задать себе эти вопросы и сформулировать ясный ответ на них, чтобы затем начать решительно устраивать жизнь свою и своих ближних в изменившихся условиях.

Для верующего человека в окружающей его жизни нет ничего случайного. Поэтому у нас есть причина и необходимость задуматься о том, почему кризис 1998 году произошел примерно через десятилетие после празднования 1000-летия Крещения Руси? Да, за то десятилетие в России произошли невиданные перемены в политической и экономической структурах общества, миллионы людей пришли в Церковь, началось восстановление и строительство храмов и монастырей, стали невиданными доселе тиражами издаваться Евангелия, молитвословы, православная святоотеческая литература. Но одновременно многие и многие поддались многообразным искушениям мира сего, и в первую очередь, поверили в возможность мгновенно разбогатеть за счет ваучеров и финансовых пирамид, за счет раздела всего государственного имущества, созданного трудами нескольких поколений.

Обогатиться удалось единицам. Подавляющее большинство ждало жестокое разочарование, а часто и жизненное крушение. Но, к сожалению, этот горький жизненный урок не был понят и усвоен нами. Символом жизненного успеха по-прежнему считается тот, кто ловок и не обременен нравственными тормозами вместо того, кто умеет трудиться и созидать. При этом спекулянт получает в итоге своих афер больше, чем производитель, на деятельности которого этот спекулянт наживается. Сегодня на одно нашего соотечественника, который трудится на земле или в заводском цехе приходится несколько тех, кто дает разрешение на такую деятельность, кто контролирует ее итоги, кто перепродает сделанное, кто играет на бирже, кто обеспечивает всем этим ничего не создающим людям возможность утолять любые свои желания и страсти. Горькое отношение народа к такой «экономике» ясно выражено в пословице: «Один с сошкой, семеро с ложкой».

Все последнее десятилетие мы видели, как останавливались промышленные производства, как цеха, в которых трудились тысячи людей, использовались под склады или вообще разрушались. А новые владельцы этой собственности оказывались озабочены только тем, как выгоднее перепродать ее. Дошло до того, что телепрограммы проекта «Имя Россия», призванного определить на какие исторические личности могли бы ориентироваться наши соотечественники, снимались в пустующем много лет комплексе московского автозавода! Более яркого примера разрушения государственной экономики трудно найти. О падении сельского хозяйства можно и не говорить: в наших магазинах легче найти продукты из Аргентины, чем произведенные на уральских полях. Все время, прошедшее с катастрофы 1998 года, мы не хотели понять, что именно к нам обращены слова Псалмопевца: «Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложъ; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61, 10−11).

И не приходится удивляться, что еще через 10 лет после 1998 года на нашу многострадальную землю вновь пришел экономический кризис.

Самое трагическое заключается в том, что ныне, когда эти разрушительные для государства тенденции нарастают, мы видим в экономической жизни все новые примеры того, как ради достижения сиюминутной выгоды запредельно завышаются цены на товары и услуги, как один партнер стремится разорить другого, только чтобы получить его собственность по более низкой цене, как ради сохранения собственных высоких доходов увольняют, выбрасывают на улицу тысячи людей. Процветает человеконенавистнический принцип «Падающего — толкни». Итогом этого стремления жить по законам лжи и обмана, этой страсти к наживе любой ценой становятся общее недоверие друг к другу, нарастание разделений и противостояний в обществе.

О том, к чему это приведет, мы слышим в церковных чтениях проходящего Великого поста: «Так как вы говорите: „мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны» (Ис. 28, 15−18).

Одновременно мы видим, как нарастают разрушительные перемены в нравственной сфере жизни общества. Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе и на одно из первых место в мире, первое место в мире по абортам. Сегодня средний возраст приобщения к наркотикам в России составил 15−17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9−13 лет. Греховные пороки, духовная пустота, а в конечном итоге, непонимание смысла жизни и встречающихся на нашем жизненном пути испытаний приводит наших современников к самоубийствам. При этом Россия в последнее время находится в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. Если учесть, что, по статистике, из 20 попыток самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за последние годы 10 миллионов наших сограждан пытались наложить на себя руки. И среди этих миллионов — и дети, и зрелые люди, и совсем пожилые…

На этом общем фоне мы с горечью видим, что многие наши соотечественники пытаются как бы отгородится, спрятаться от надвигающихся грозных перемен в продолжении привычной круговерти жизни. По-прежнему зазывают молодежь развлекательные клубы, по-прежнему идут по телевидению нескончаемые сериалы, по-прежнему наши улицы полны людьми, прямо из бутылок распивающими пиво и спиртные напитки. И происходит это в дни Великого поста, когда с особой силой звучит для каждого из нас обличение Божие: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1, 4−7).

Мне могут сказать, что эти экономические и нравственные проблемы испытывает не только Россия. Да, это так. Однако, это означает только то, что корни происходящего являются общими для всего мира. И об этом со всей ясностью говорит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Само слово „кризис“ переводится с греческого как „суд“. И всякий кризис есть суд Божий, который отделяет правду от лжи, обнаруживает человеческую неправду. И если сегодня экономический кризис, значит, это суд над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как молено больше, над потерей контроля над своим потреблением. Суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций…»

Бесспорно, что власть предержащие призваны принимать те или иные меры, чтобы улучшить ситуацию. Необходимы государственные решения, которые позволили бы безработным людям вернуться к труду на родной земле. Необходим контроль за тем, чтобы средства поступали именно в производственные подразделения, а не становились новым источником спекуляций. Необходимо обратиться к нашему богатому историческому опыту, в частности, к опыту реформ, проведенных под державным руководством святого Царя-Страстотерпца Николая Второго усердными трудами Председателя Совета министров Российской Империи П.А.Столыпиным, когда государство обеспечило тысячам своих граждан возможность освоить новые земельные угодья в Сибири, повысить эффективность сельскохозяйственного производства по всей России.

Итогом осуществления любых проектов, осуществляемых в это сложное время, должен быть значительный рост числа людей занятых именно производительным трудом, готовых именно за плоды своего труда получать достойную плату, а не наживаться на созданном другими, на перепродажах и спекуляциях. Поистине «. кто крал, впередь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28). Только когда Отечество наше будет в состоянии обеспечить себя всем необходимым для полноценной жизни, можно будет говорить о взаимоуважительном сотрудничестве с другими государствами. Только имея то, что можно продать, можно выходить на рынок, в том числе и на международный.

И все-таки в эти дни для нас особое и большее значение имеет решение проблемы потери нравственного начала в жизни людей. Многие и многие наши соотечественники разучились трудиться. Они готовы скорее долгие месяцы пребывать без работы, довольствоваться мизерным пособием, чем начать осваивать новую рабочую специальность. Потому уместно вспомнить и то, что кризисом врачи называют момент, когда больной или умирает, или начинает поправляться. И это касается сегодня каждого из нас: и тех, кого уже затронул кризис, и тех, кому это еще предстоит. Все указывает на то, что мы находимся сегодня именно на таком последнем, определяющем рубеже.

Сегодня мы слышим от людей, занимающих самые высокие посты в нашем государстве, да и в других государствах, о том, что «мировой финансовый кризис далек не только от завершения, но и от своего пика», что «необходимо исходить из того, что не только в текущем году, но и несколько следующих лет федеральный бюджет, скорее всего, будет сводиться с дефицитом», что «глобальную экономику ждет еще более глубокая рецессия, а Россию — вторая волна кризиса в финансовом секторе. В ближайшие 10 лет наша страна так и не сможет выйти на средние темпы роста экономики в 6,5%, на которые ранее рассчитывало Минэкономразвития», что «на настоящий момент есть города и районы, где ситуация остается стабильной — порядка 10%. В ряде муниципалитетов кризис затронул реальный сектор экономики и социальную сферу, но его влияние не способно вызвать необратимые последствия — это примерно 40% муниципальных образований, третья группа — малые города и районы, которые уже значительно пострадали от кризиса. Их к настоящему моменту не менее 50%.» На этом фоне делать оптимистические прогнозы трудно.

Однако мы должны помнить и то, что за свою многовековую историю наша Родина не раз сталкивалась с трудностями и невзгодами. Но всегда выходила из них окрепшей, потому что наши благочестивые предки в подобных обстояниях искали выхода, в первую очередь, не в политических или экономических решениях, но в нелицемерном осознании своих грехов, в покаянии и исправлении жизни своей. Ибо наши предшественники воспринимали в своем сердце слова пророка Давида, который сам не одно десятилетие нес бремя государственной власти и, тем не менее, восклицал: «Не надейтесь на князей, на сыны человеческие, в них лее нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают помышления его. Блажен, кому Бог Иаковлев помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего истину в век, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь возводит низверженные, Господь любит праведных, Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет, и путь грешных погубит» (Пс, 145. 3−9).

На все вопросы века сего отвечают нам слова Евангельские: «…наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.» (Лк.12, 31) Только опираясь на опыт наших благочестивых предков, на Веру Православную, на Веру Отеческую мы сможем пройти предстоящие нам испытания.

В первую очередь, мы должны понять, что преодоление кризиса каждому из нас надо начинать с себя. И если мы поймем, что сегодняшние проблемы наши имеют в основе своей отступление от Бога, нашу теплохладность к Вере Отеческой, то первым шагом к преодолению кризиса должно быть наше решительное возвращение в лоно Матери-Церкви.

Мы должны стремиться избавиться от наших греховных наклонностей, от лени, от зависти, от праздного проведения времени в сомнительных увеселениях. Для современного человека, привыкшего оправдывать себя тем, что он «как все», это очень не просто. И вот грозные события сегодняшнего дня дают нам шанс осознать, что, с одной стороны, мы слабы пока не примем в сердце слова Господни «…без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5), а, с другой стороны, прибегая к помощи Божией мы можем все преодолеть, ибо «невозможное человекам возможно Богу». Только придя в храм Божий, в эту поистине лечебницу духовную, только прибегая к Таинствам Церковным, мы сможем исцелиться от своих немощей, изменить свою жизнь так, чтобы «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22−24).

Все мы призваны именно в поте лица своего добывать хлеб свой (Быт.3:19). Достижения науки и техники только облегчают нам наши усилия, но никак не отменяют значения труда. И знаменательно, что человек, возделывающий землю или трудящийся у станка, менее склонен ко греху, по сравнению с тем, кто стремиться получить «легкие деньги» за счет спекуляции или мошенничества. Мы видим, что все эти «легкие деньги» получаются за счет использования немощей и страстей людей, а то и прямо путем преступления. И грабеж остается грабежом, пусть он и совершается с помощью современных электронных систем или путем использования несовершенства наших законов, незнания трудящимся человеком своих прав и так далее.

Дорогие братья и сестры! Нам надо опасаться искушения идти этим пагубным путем, которым, к сожалению, идут многие. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, «устраним от себя все ложные учения и деятельность по ним: овцы Христовы по чуждем гласе не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа. Ознакомимся определенно с гласом Христовым, чтоб немедленно узнать его, когда услышим, и немедленно последовать Его велению. Стяжав в духе сочувствие к этому гласу, мы стяжем в духе отчуждение от чуждого гласа, который издается плотским мудрованием в разнообразных звуках. Едва услышим чуждый глас — побежим, побежим от него, по свойству овец Христовых, спасающихся от чуждого гласа бегством: решительным невниманием ему. Внимание ему уже опасно: за вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением — погибель».

Если же мы ради собственного спокойствия, ради достижения благополучия попытаемся, ссылаясь на возникшие трудности, отбросить нравственные ограничения, то именно к нам будут обращены обличающие слова апостола Иакова: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак., 4, 2−3). Именно искушение зависти к тем, кому пока приходится легче, чем нам, именно искушения озлобленности на всех, кого мы считаем виновными в своих бедах, искушение надеждой решить свои проблемы за счет обмана другого человека, за счет жестокости или безразличия к бедствующему собрату подстерегает нас сегодня. Да не поддадимся этим искушениям! «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5, 8).

Нам надо искать путей решения наших сегодняшних проблем в следовании апостольскому наставлению: «…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине га невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4, 14−18).

Все согласны в том, что в трудных обстоятельствах большую положительную роль играют наши отношения в семье, на работе. Но как построить эти отношения именно по заповедям Божиим, как научиться творить дела добра и милосердия по отношению к ближним? Самым лучшим средством к достижению мира и согласия, взаимопомощи и жертвенности служит соборная молитва. И возжечь ее в сердце, опять-таки можно лишь через духовный опыт регулярного участия в Богослужениях, через покаяние и причастие Святых Христовых Тайн. Только тогда мы начнем осознавать, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21).

Мы должны осознать, что наши проблемы созданы именно нами. Нам необходимо осознать, что если сегодня наш приход испытывает трудности в осуществлении своих программ, то это происходит потому, что мы не имели того апостольского рвения, которое позволяло первым христианам менять общественную атмосферу не только в своих городах и селах, но и в целых государствах. Мы не привлекли к активной, повседневной приходской жизни наших земляков, многие из которых даже уже крещены. Однако и сегодня никому из нас не поздно усердно приступить к этому труду на ниве Христовой.

Если мы недовольны вызывающим поведение подростков и молодежи, уличным пьянством, хулиганством, то это результат того, что мы побоялись отстаивать право своих детей и их сверстников в стенах своей светской школы изучать основы православной культуры, получать навыки нравственной жизни, навыки противостояния разрушительным страстям. В условиях, когда пропаганда жизни только ради наслаждений, прямого разврата и вседозволенности окружает и давит нас со всех сторон, именно мы призваны дать добрый пример добродетельной жизни, жертвенного служения ближнему. И на этом поприще нам открываются еще большие возможности в эти дни постигнувших нас испытаний.

Мы должны осознать, что Господь в милосердии своем дает нам шанс измениться, вступить на спасительный путь. Для этого Ему приходится вырвать нас из привычной суеты, из мнимого внешнего благополучия, за которым скрывается неблагополучие душевное. Господь через трудности экономического кризиса дает нам возможность осознать ответственно за наших ближних, за наших детей и родителей. Когда денег становится меньше, некоторым становится легче осознать, что раньше они тратили их на совершенно ненужное. Когда на рабочих местах остаются только самые умелые специалисты, волей неволей приходится задуматься о том, что может быть другая профессия будет основой твердого заработка. И особенно важно осознать, что не нашей гордыней и амбициями, а трудом и упованием на осознании воли Божией достигается уверенность в завтрашнем дне.

Конечно, менять свою жизнь трудно. Но если мы хотим достигнуть благополучия духовного, спокойствия совести и уверенности в завтрашнем дне надо проявить труд и терпение. Но именно то терпение, о котором говорит святитель Феофан, Затворник Вышинский: «Претерпевший же до конца спасется». Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение нейдет в прок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи в путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое доселе было пусто, сделается плодоносным. Каким ослеплением окружает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего нестоющим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противляющиеся врагу! А мы слепые, и не видим этого… Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель".

Дорогие братья и сестры! Если мы упустим этот шанс глубоко осмыслить и изменить свою жизнь, то закономерно можем ожидать еще более грозного вразумления Божия, еще больших невзгод для нашего Отечества. Мы можем рассчитывать на всесильную помощь Божию, на заступничество Божией Матери и святых только в том случае, если будем просить о ней, одновременно являя в своих делах, в своих словах и планах, в своей церковной жизни «достойный плод покаяния» (Мф.3,8). Только в корне изменив свою жизнь, только строя свою жизнь на прочном фундаменте Веры, честности, добродетели, мы можем надеяться на возрождение России в былой мощи, как духовной, так и экономической. И проходящее время Великого поста как нельзя лучше подходит для начала этой созидательной работы над душой своей. Обратим внимание и на то, что предстоящий 2010 год отмечен в церковных календарях особой протяженностью Петрова поста — этот пост, время которого меняется в разные годы, продлится 6 недель, почти столько же, сколько и Великий пост. За долгие годы до наступления кризиса наша Мать-Церковь указывала, что нам предстоит период особого усердия в труде и молитве.

Вступим же с решимостью на этот единственно спасительный путь. Да будут всем нам на нем ободрением и наставлением слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Мы верим, что Господь поможет России. Будем молиться, чтобы Господь помог всем странам мира не только преодолеть это искушение, результат человеческой греховности, но выйти из этого кризиса очищенными и просветленными, с правильным пони-манием того, как нужно жить, чтобы не согрешать пред Богом, в том числе и в сфере экономики…»

http://rusk.ru/st.php?idar=114252

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    10.06.2009 23:04
Наш духовно-нравственный путь будет успешно корректироваться посредством ЕГЭ и сексуального воспитания.
  Непомнящих Игорь    10.06.2009 17:37
А заявление: "запуск Большого андронного коллайдера – это чисто научный эксперимент, который позволит людям понять происхождение Вселенной", – в то время как вопрос происхождения Вселенной не может быть решен никаким экспериментом, – это заявление маргинала в РПЦ?
  Lidiya    10.06.2009 12:02
Cпаси, Господи! Кризис – это промысл Божий о нас, это величайшее благо на пути спасения.Только так мы задумаемся для чего живём и сколько нам надо, переоценим ценности, научимся довольствоваться малым, и дай Бог, сделать маленькие первые шаги в молитве, в счастье богообщения, подари Господи, это счастье!
  Владимир Анатольевич    10.06.2009 10:35
Цитата:
  Особое место в материалах чтений уделено значению творческого наследия Ивана Александровича Ильина в решении вопросов формирования православного, патриотического мировоззрения российских граждан, выявлению путей выхода России на подлинные основания духовно-нравственного развития  


В 2007 году в городе Дубна Московской области проходила ХI конференция «Наука. Философия. Религия», организованная Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ), Московской духовной академией (МДА), Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова (МГУ), Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП) и Центром Национальной Славы (ЦНС).

В ее работе принимал участие епископ Егорьевский Марк. В своем выступлении он назвал Ивана Александровича Ильина маргиналом. Выходит, что на VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях изучается наследие маргинального философа…
Попытка в личной беседе защитить Ивана Александровича Ильина была встречена с непониманием.
  Наблюдатель:    10.06.2009 06:23
Бальзам на душу.
Все-таки поразительно то, что священник может об экономике и трудовых отношениях сказать лучше, чем кто-либо даже из добросовестных профессионалов в этих областях…
Все по-сути и в самое сердце!

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru