Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Игорь Филин | 26.04.2005 |
— Великий пост предлагается Церковью по примеру того поста, который Иисус Христос Сам на Себя наложил, когда Он сорок дней молился в пустыне. А по прошествии этих 40 дней взалкал: Его человеческое естество было удручено постом, Он жаждал и хотел есть. И именно в этот момент к нему приступил сатана, потому что Иисус как человек ослабел… Вот так же слабеем и мы. В том числе и душевно. Но если мы действительно строго постимся, то можем достигнуть такого внутреннего состояния, когда переживание последних дней земной жизни Спасителя становится для нас более глубоким. К сожалению, общество, в котором мы живем, нельзя назвать религиозным. Большинство людей живут совсем не Евангельскими заповедями и евангельскими событиями: каждый день ищут повод повеселиться, устроить праздник. А если мы вспомним Россию дореволюционную, то тогда было запрещено всякое увеселение во время поста, даже театры закрывались. Кстати, появление актерских капустников имеет происхождение именно тех времен: актеры оказавшись не у дел, собирались компаниями и развлекали сами себя. Все-таки они не дерзали есть мясо, а пили водочку, закусывая капусткой. Отсюда и происхождение названия — «капустник». А сейчас этот капустник происходит по всей стране.
Мне вспоминается история, рассказанная русской эмигранткой, которая покинула Россию во время революции маленьким ребенком. Она вспоминала, как они далеки были от веры в то время!.. «У нас была горничная, которая отпрашивалась во время Страстной седмицы на службу, на чтение 12 Евангелий. Мы ее снисходительно отпускали, считая, что Дунечка наивная, глупенькая. И подсмеивались над ней, когда она вернувшись, плакала о том, какие Господь перенес страдания за нас. Позже я поняла, что рядом с нами жила праведница». Видите, простая как будто женщина, но какая вера! И так может любой человек, имеющий живую душу.
— Батюшка, но, отстояв службу, мы возвращаемся домой — спим, едим, отдыхаем. А Христос продолжает страдать на Кресте.
— Дни Страстной седмицы так устроены, чтобы мы могли пережить последние дни Спасителя на земле вместе с Ним, участвуя в богослужении. Глубину потрясения Воскресения Христа может пережить только тот, кто внутренне готов к этому. Но сначала была Голгофа, и только потом — Гроб и Воскресение. Поэтому нужно на эту Голгофу взойти вместе со Христом. Богопознание не может быть только рассудочным… «Блажены чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Чтобы узреть, узнать Бога, надо освободиться от страстей, а воздержание от пищи помогает этому. А если мы к этому прикладываем молитвенный подвиг, то и Бог приоткрывает Себя более глубоко.
— Многие говорят: пост не выдержу, но в Страстную попощусь…
— Так ведь каждый человек создан свободным. Но что говорит ап. Павел? «Мне все возможно, но не все полезно». Конечно, степень поста должна быть такой, чтобы человек мог работать, думать и… молиться. А если я в лежку лежу, ничего не соображаю, не могу даже сказать: «Господи помилуй!» — кому это нужно?
Но дело-то в том, что чаще всего люди сдаются раньше, чем враг подступает! Пугаемся собственных иллюзий и, даже не попробовав строго поститься, заранее решаем, что это невозможно… Как прп. Серафим говорил: «Чего вам не хватает? Решимости».
И не надо оглядываться на других. В этом отношении есть замечательное произведение — устав скитской жизни прп. Нила Сорского, где говорится, что не может быть поста одинакового для всех, потому один съел ложку и объелся, другой — ведро и голоден. Преподобный призывал братию не обращать внимания — кто как ест. И в древности в монастырях ведь как братия ели? Куколь глубоко надвигали на глаза, чтобы не видеть рядом сидящих… Для каждого было — вот моя трапеза и мое воздержание.
Лишь по мере того, как человек освобождается от страстей, он становится способен воспринять откровения Божества. Помните, как Евангелист говорит, что только после трех с лишним лет хождения за Христом, после Его смерти и Воскресения, Он открыл апостолам познание Священного Писания. Поэтому когда мы читаем Священное Писание, оно нам открывается поверхностно, а если мы что-то делаем, следуя прочитанному, — приоткрывается большее. Св. Отцы говорят: «Читай Священное Писание делами».
И надо помнить, что до Пасхи Воскресения была еще и Пасха Страстной седмицы. Ведь момент освобождения человека от рабства сатане, от рабства греху — это же Распятие. Именно там, на Кресте, это происходит! Там шла борьба Человека Иисуса со смертью. Его подвиг в том, что как человек Он отдает Себя на смерть ради спасения других.
— Но батюшка, сначала Христос молил: «Отче, если Меня может это миновать — да минет», потом: «Отче, если не может миновать Меня эта чаша — пусть будет». И только в третий раз сказал: «Да будет воля Твоя». Значит, Сам Христос боялся?..
— Боялся Человек, ведь в личности Христа соединился Бог и Человек. Православие говорит, что две природы, несмотря на то, что они соединились в одной личности, не поглотили друг друга и не слились в нечто среднее, поэтому — не раздельно, но и не слиянно. Божество не поглотило Человека. Христос — такой же человек, как и мы, разница только в том, что в виду Его появления на свет не от падшего уже человека, а от наития Духа Святого, — Он был без греха. Мы же рождаемся в результате грехопадения Адама с удобосклонностью ко греху.
Бог именно Человеку дает совершить этот подвиг. Ап. Павел говорит, что если первый Адам совершил непослушание Богу, преступил заповедь, то второй Адам — Иисус Христос — был послушен Отцу Небесному и даже до смерти, и смерти Крестной. Поэтому здесь мы и видим Его подвиг как человека: Он, страшась по-человечески смерти и страданий и через свое Божество зная, как это будет, и боясь этого… тем не менее говорит: не Моя, но Твоя воля. И дальше — предательство, избиение, оплевывание, истязания… Поэтому переживания Страстной Седмицы наполнены смысла духовного. Но без воздержания невозможно Богопознание.
Конечно, Христос нигде не говорит, что, если вы не поститесь, — то не спасетесь. Но Сам постился. И… вспомните Евангелие, историю с бесноватым отроком. Что сказал Христос апостолам, когда они спросили: почему у них не получается изгнать бесов? «Потому что род сей изгоняется постом и молитвой». Поэтому мы можем сказать, что если я не пощусь, если я не молюсь, — я становлюсь более уязвим для демонических воздействий. Поверьте, обуздание своего чрева — самое простое и легкое, потому что обуздать свои страсти много сложнее.
А когда люди говорят, что у них нет никаких греховных помыслов… я всегда вспоминаю одно святоотеческое изречение по этому поводу. Ученик жалуется старцу, что он кается, но опять грешит и никак не может справиться с греховными помыслами. Старец улыбнулся: «Чадо, у тебя все хорошо. Это нормально. Потому что, у кого нет помыслов — у того есть дела».
— Иисус Христос пришел, чтобы спасти человечество от рабства сатане и греху и даровать вечную жизнь. Тогда получается, что предательство Иуды было предопределено, необходимо?
— Иуда злочестивый предал Христа за что? За деньги. И не надо выдумывать какую-то особую роль Иуды… Да, Христос говорит, что должно прийти искушение, но говорит также, что горе тому, через кого оно придет, и лучше бы ему повесить жернов себе на шею и утопиться, нежели чем ему стать исполнителем того, что должно исполниться. Иуда свободен, как и другие апостолы, но он не выдерживает искушения сребролюбием.
Да, Христос заранее знал, что Иуда Его предаст. Но ведь и Бог заранее знал, что Адам упадет. Но Он создал Адама. И допустил ситуацию, которая произошла. И Адам пал. Потому некоторые люди и говорят, что если Бог все знал — так чем же мы виноваты? Бог сделал человека таким слабым, что тот пал. Почему же тогда Он выгнал его из рая? Где же справедливость?
Но ведь Адам был свободен — он мог согласиться, мог не согласиться. Ветхий Завет говорит нам, что Бог приходил к Адаму, Адам говорил с Богом, Адам ходил перед Богом… Теперь посмотрим на второго Адама, как говорил ап. Павел, — на Иисуса Христа. Но в нем Божество уже нераздельно соединилось с человечеством. В личности Христа взаимоотношения человека и Бога стали еще более тесными. Так что же, Бог, допустив грех Адама, сделал плохо человеку или хорошо? Мы-то теперь можем стать христоподобными! Несмотря на то, что человек пал, Господь дает нам возможность прийти к еще более тесному единению с Творцом, чем это было возможно Адаму. Таким образом, грехопадение Адама на самом деле послужило человечеству. Господь нас не отринул, но еще больше нам дал. Вот какова Его любовь! И состояние выгнанного из рая грешника отступает, и обретается не только надежда — уверенность в том, что нас ждет вечная Пасха, вечная жизнь.
Надо уметь радоваться Святой Пасхе, как это умели святые угодники. Был такой прп. Пахомий Великий — основатель монашеской жизни общежительной. И он рассказывает, как переживал страдания Христа его учитель Паламон. Наступил день Воскресения Христова, Пахомий приготовил трапезу и ради праздника добавил в пищу растительное масло. Приносит учителю своему, а тот еще на Голгофе мыслями своими. Он еще переживает смерть Спасителя. И вот он берет пищу, видит там масло и говорит: «Я не буду это есть». Пахомий растерянно: «Отец, но ведь праздник». А тот плачет и говорит: «Мой Христос на Кресте, а я масло буду есть? Убери». Понимаете? Для него это реальность. Хотя он плотью здесь, но душою своей Голгофу переживает. Так каково же для него переживание Воскресения?!
— Не раз приходилось слышать, что события Страстной седмицы, радость Воскресения Христова можно со всей силой прочувствовать и пережить один раз. А из года в год — это уже актерство.
— Из года в год это должно быть все сильнее.
Я говорил уже, что Священное Писание открывается по мере того, как ты научаешься что-то делать. Что-то мы понимаем поверхностно, что-то более глубоко. Человеку скучно, если он далек от всего этого. Для верующего каждая Пасха по-новому радостна. А если мне скучно, значит, я скатился обратно. Чтобы этого не произошло, надо себя понуждать. «Царство Небесное нудится». Антония Великого братия спросили незадолго до его кончины: «Скажи, что самое трудное?» Он ответил: «Не знаю ничего труднее, чем молитва». «Как так? Почему?» Все видели, что он непрестанно молился, и Господь по его молитвам чудеса совершал… Святой ответил: «А потому, что надо все время себя на нее понуждать». И дело это безконечное. Когда что-то делаешь — рано или поздно работа будет закончена. Молитва же конца не имеет.
Церковь не зря каждый год вспоминает события Страстной седмицы и Воскресения Христова. Потому что события чужой жизни могут повлиять на события жизни человека. Тем более земная жизнь и подвиг Христа… Представьте себе, что вам грозила смертельная опасность, и некто ценой своей жизни вас спас… Что вы будете испытывать к этому человеку? Любовь, благодарность, будете помнить его всю жизнь и относиться к его смерти, как к какому-то священному для себя событию. Он погиб, а я живу…
И чем ближе я становлюсь ко Христу, тем более становлюсь способен понять опасность, в которой нахожусь, больше понимаю, что Он для меня сделал. И этот процесс понимания, благодарности и любви безконечен.
— Но как же могли апостолы после Распятия Христа бояться, переживать, если они знали, Христос Сам им сказал, что воскреснет? Испугались за себя, или до конца не верили?
— Так мы рассуждаем на основании опыта человеческого. Мол, если я знаю, что все кончится благополучно, то чего бояться? Но дело-то в том, что апостолы не знали, Кто Такой Христос, не знали, что Он — Бог. Вспомните, как ап. Фома говорил, что не поверит, что Он воскрес, пока не вложит персты свои в Его раны? Значит, Ему требовалось доказательство. И когда он увидел Христа, и Тот сказал, чтобы он вложил персты свои в язвы Его и стал не неверен, но верен… что делает Фома? Падает Ему в ноги и вопиет: «Господь мой и Бог мой». Это первая фраза в Евангелии, где говорится о том, что Христос — Бог.
Сам Христос ведь задавал вопрос: за кого принимают Его люди? и вы за кого Меня принимаете? Апостолы отвечали, что одни — за пророка, другие — за учителя. Почему они не понимали, что перед ними Бог? Потому, что в Ветхом Завете говорится, что Бог есть Дух, Он непредставим и материально неосязаем. А они видят перед собой осязаемого Человека, который ест, спит, говорит, плачет. Так какой же Он Бог? Вся Евангельская история проходит на фоне того, что постепенно они становятся способны понять, что, оказывается, Божество могло соединиться с Человеком. Поэтому если для апостолов сложность была в том, чтобы увидеть в Человеке Бога, то у нас сложность в том, что мы не можем понять — а какой Он Бог-то вообще? Священное Писание говорит: «Начало премудрости — страх Господень». Но Христос никого не карает, никого не проклинает, не грозит кулаком. И мы начинаем воспринимать Его слишком по-человечески, а Творца вселенной мы в нем уже не видим, не чувствуем, до глубины души не понимаем. А как много еще людей не понимает, что если бы Христос не отдал Себя на распятие — не было бы спасения человечества, не было бы у нас никакого Воскресения. Как сказал апостол: «Если Христос не воскрес, вера наша тщетна, бедные мы люди».
Да, если мы посмотрим человеческими глазами на происходящее на Голгофе, то увидим, что по-человечески Христос потерпел полное поражение. Как Человек Он ничего не достиг: не собрал Себе множество последователей, не добился власти, не стал национальным героем, его мнение не имело веса в глазах большинства проживающих даже в Иудее, не говоря уже об остальном мире… И чем все кончается? Его осудили и распяли. И ученики Его разбежались, страха ради иудейского. Все — на Голгофе Он Один. Рядом только Мать Его — Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов, который по юности своей, по пламенности любви, забыл о том, что его могут тоже убить. И Он как человек умирает, и душа Его сходит в ад…
До Воскресения Христова всякая душа человеческая не наследовала вечной жизни и попадала в ад, в вечное рабство сатане. И вот туда нисходит душа Иисуса. Сатана торжествует: он добился, что Христа оклеветали, осудили, распяли. Он умер и теперь в его власти. Одного только не учел сатана, как говорил св. Иоанн Златоуст, — что вместе с душой человеческой туда вошло нераздельное с ней Божество. И вместо тьмы там вспыхнул свет, и не только разрушаются все узы ада, но и сатана связывается, и уже не имеет над человеком такой власти, какую имел после грехопадения Адама. Вот тут-то мы и видим победу Христа! Она не в том, чтобы заставить всех уважать и бояться, а в том, что Христос Воскресе из мертвых «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Это наша победа. Чтобы там ни было, как бы я по-человечески не переживал сегодня страдания своего народа — наше безправие, унижение, страх от того, что будет с нами завтра… - но во Христе я от этого всего ос-во-бож-да-юсь. Потому что я знаю, что соединюсь с Тем, Кого люблю. И Отечество наше земное — есть преддверие Отечества Небесного.
Записала Ирина РУБЦОВА