Русская линия | Елена Буевич | 09.06.2009 |
Время наше, при всей победе материального над нравственным, мало чем отличается от времени, описанного Киреевским. Так же актуальна проблема экспансии западного просвещения (с ее Европейской социальной хартией), и тема утраты своих, веками выкристаллизовывавшихся, нравственных ценностей. Как современно звучат сегодня слова Ивана Киреевского!
«Европейское просвещение… достигло той полноты развития, где его особенное значение выразилось с очевидною ясностью… Чувство недовольства и безотрадной пустоты легло на сердце людей, которых мысль не ограничивалась тесным кругом минутных интересов, именно потому, что самое торжество ума европейского обнаружило односторонность его коренных стремлений…
…потому что при всем богатстве, при всей, можно сказать, громадности частных открытий и успехов в науках общий вывод из всей совокупности знания представил только отрицательное значение для внутреннего сознания человека;
… потому что при всем блеске, при всех удобствах наружных усовершенствований жизни самая жизнь лишена была своего существенного смысла, ибо, не проникнутая никаким общим, сильным убеждением, она не могла быть ни украшена высокою надеждою, ни согрета глубоким сочувствием».
Высокая надежда и глубокое сочувствие! Если бы они наполняли сегодняшнюю литературу — разве не были бы другими и сегодняшние читатели?
На пленуме много говорилось о том, под каким ударом оказалась сегодня молодежь. Поэт, литературный критик из Санкт-Петербурга Валентина Ефимовская обнародовала результаты социологических исследований, проведенных в Санкт-Петербурге и нескольких соседних регионах России. В соответствии с их результатами, в современной России с православием себя идентифицирует как минимум 60% всего населения. А из опрошенных молодых — 50%. Однако процент воцерковленной молодежи достаточно низок — это всего 5%. Такие цифры могут означать только одно: 50% молодежи — это часть, за головы и души которых как раз и идет сегодня самая ожесточенная информационная борьба. Тем же опросом выявлено, что у большинства молодых людей проявляется так называемое мозаичное самосознание, отсутствие какой-либо четкой системы мира, ценностей, норм и установок. Для ответа на вечный вопрос «Для чего жить?» им требуется большая внутренняя духовно-нравственная работа. А что подвигнет молодой ум к такой работе? Церковь? Литература, как «помощница молитвы», как называл поэзию архиепископ Иоанн Шаховской? Но — какая литература?
Около восьми десятков писателей из самых отдаленных городов России, а также и Украины, говорили о том, какой должна быть сегодня литература, чтобы служить прочным нравственным щитом в невидимой, практически неконтролируемой, брани за души. Брань идет. Напор СМИ и ТВ несравним с тихим и совестливым словом классической русской литературы, которому так сложно пробиться к современному человеку, ежедневно соблазняемому простыми потребительскими радостями. Да и пишется сегодня по-другому. Писатель Николай Иванов сообщил о своих впечатлениях от последнего совещания молодых писателей:
«Меня поразила тематика, то, чем пишут сегодняшние молодые ребята в своих произведениях. Я спросил их: «Почему вы не пишите о любви? Почему только убийства и самоубийства? Почему вы упиваетесь сценами, когда сын насилует своего отца, и когда прыгает с балкона самоубийца? Когда мстят, мстят и бесконечно мстят всем подряд ваши герои? Русская литература никогда не чуждалась исследований подобного рода. Но она никогда не возводила в ранг добродетели зло, никогда не упивалась этим…»
По мнению писателя, молодые литераторы действительно умны, им не откажешь в даровании, они умеют писать и рвутся в литературное поле. Именно они со временем создадут тот литературный планктон, который будет питать наше пока что читающее общество. Да вот только куда заведет литература с такими нравственными ориентирами?
«Сегодня это поколение, порожденное разгульными 1990-ми годами, еще сдерживают старшие писатели, — считает Николай Иванов. — Как наши офицеры в Чечне, в бою, прикрывали собой ребят-солдат, так писатели сегодня прикрывают своим творчеством нашу сегодняшнюю литературу, как явление. Молодых литераторов надо учить не столько литературным приемам, не столько тому, как писать. Но, как это назидательно ни звучит, — воспитывать высокую нравственную позицию у автора. Это очень актуально. Диетологи говорят: человек есть то, что он ест. Мы говорим: писатель — это то, о чем он думает…»
В продолжение темы
Интересно, что именно в Калуге, на пленуме, были вручены премии «Отчий дом» писателям, продолжающим сегодня традиции славянофилов в современной литературе. Сама премия имени братьев Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских учреждена 10 лет назад Союзом писателей России, Всемирным Русским Народным Собором и Администрацией Калужской области. Присуждается она за высокохудожественные произведения, способствующие пробуждению национального самосознания, восстановлению уклада русской жизни, возвращающие в Память Отечества нравственный потенциал русской культуры, определяющие вклад России и славянства в мировую цивилизацию. В разные годы лауреатами были А. Ланщиков, А. Байбородин, А. Ларин, К. Кокшенева, З. Богомолова, Вл. Трефилов, В. Терехин, Ан. Жуков, Ст. Куняев, Н. Шипилов, А. Казинцев и другие. Символично, что в этом году лауреатами премии «Отчий дом» стали писатели не только российские. Известный прозаик и очеркист Виктор Лихоносов (Краснодар) был отмечен за рассказы о русском присутствии на Святой земле. Сергей Михеенков (Таруса) — за книгу портретов русских писателей, проживавших в Тарусе. А Станислав Минаков (Харьков), известный своими многочисленными публикациями на сайтах «Русская линия», «Одна Родина» и «Русской Воскресение», — за публицистику в журнале «Новая книга России». Нам удалось побеседовать с харьковчанином сразу после награждения. «Для меня особенной радостью является получение именно этой награды. — Заметил он. — Высокие имена Ивана и Петра Киреевских дороги сердцу всякого славянина. Киреевские являются сильной духовной скрепой для любого русского, где бы он ни жил — в России, Украине, Белоруссии. Они переводили книги, собирали фольклор, издавали вместе с Оптинскими монахами святоотеческую литературу. Рад снова побывать на Калужской земле и поклониться мощам старцев, а также могилам Киреевских, покоящихся в Оптиной пустыни"…
Естественным завершением большого разговора о путях сегодняшней литературы к сердцам молодых читателей стала паломническая поездка участников пленума в Оптину пустынь.
- Наше сегодняшнее общество не готово принимать духовное окормление от руки священнослужителей в такой мере, как это было в веке XIX, — рассказал нам иеромонах Мефодий, начальник монастырского издательства. — Но писатели у нас бывают часто. И огромен интерес к церкви у нашей молодежи. В Оптиной это особенно заметно. Приезжают к нам отовсюду, в том числе, из заграницы. В прошлом году паренек из Беларуси приехал на автобусе, с паломнической группой. Обратно автобус уехал без него: он остался здесь у нас пожить… Приезжали недавно европейцы. Их особенно поразило, что у нас так много в храмах молодых людей. Говорят, там такого нет. А у нас ведь молодые люди от 15 до 25 лет стоят на службах, спокойно молятся… Все-таки, у них есть эта внутренняя потребность!
* * *
После таких слов, после рассказов игуменов Ипатия и Филиппа, возвращение из Оптиной показалось легким, а в эфемерном, обозримом будущем начали проблескивать какие-то оптимистические искорки надежды. Порадовала напоследок и Москва. В метро, по привычке я глянула на обложки книг, которые читают пассажиры. Вот молодая девушка, готовясь выйти из вагона, не может оторваться от страницы. А книга-то — «Братья Карамазовы»! Да, возможно это и сериал по ТВ поспособствовал популяризации романа, «недопройденного» в средней школе.
Но ведь это и есть внутренняя потребность!
Черкассы — Калуга
На фото: писатели, участники пленума СП России — в Оптиной пустыни
Фото автора
http://rusk.ru/st.php?idar=114248
|