Русская линия | Сергей Моисеев | 08.06.2009 |
По самому названию конференции явствует, что вопрос обсуждался крайне важный: ведь от того, какую оценку мы дадим прошлому, зависит наше настоящее и будущее.
Поэтому и собрались историки из Москвы, Белгорода, Симферополя, Полтавы и Харькова, чтобы обменяться результатами своих исследований. Ведь вызов, брошенный сторонниками Мазепы нельзя оставлять без квалифицированного ответа.
Оргкомитет конференции возглавил кандидат исторических наук, профессор, завкафедрой истории России Владимир Духопельников.
С приветственным словом к собравшимся обратился Консул Генерального консульства Российской Федерации в Харькове Строке Игорь Альфредович. В своем выступлении он подчеркнул, что взгляды на Полтавскую битву российских и шведских историков совпадают, и, общаясь со своими шведскими коллегами, обратил внимание на то, что шведы сами удивлены той ревизии исторического значения данного события, которую пытаются произвести политики на Украине.
Член оргкомитета депутат Харьковского Областного совета Игорь Массалов в своем выступлении подчеркнул, что победа в Полтавской битве ковалась общими усилиями Русской армии и малороссийского народа. В этой битве участвовало казачество под управлением гетьмана Скоропадского. Заслуги казаков Петр оценил и после битвы участники сражения получили более 200 тысяч золотых, а отличившиеся — награды и звания.
Из последовавших докладов, высвечивавших различные аспекты Полтавской баталии, вырисовалась достаточно подробная картина происшедшего. Попробуем тезисно воспроизвести суть, ведь в общей сложности собравшиеся заслушали около пятнадцати докладов.
Из докладов выяснилось, что до Полтавской баталии европейские «гости» вели себя на территории нынешней Украины по варварски: жгли и разрушали села и церкви грабили, насиловали и убивали местное население.
Каток шведской экспансии прошелся и по родному селу нынешнего президента Украины. Хорунжевка была тоже разграблена и сожжена.
Ответом на эти злодеяния было широкое партизанское движение.
Предвестником Полтавской баталии послужила битва под селом Городнее Краснокутского района Харьковской области, когда русские войска с местными казаками и ополченцами дали бой армии шведов во главе с Карлом XII. Тогда агрессоры потерпели столь сокрушительное поражение, что сам Карл чуть не попал в плен и вынужден был скрываться на мельнице до наступления темноты.
Важность этой битвы состоит в том, что после Городненского боя маршрут шведов резко изменился. Они отказались от дальнейшего похода на юг и, в частности, на Харьков и свернули на Полтаву. Этот поворот, или даже угол, хорошо виден на тех схемах, что описывают Северную войну и приводятся в энциклопедиях. Н.Н. Балабуха (1891 г.) подчеркивает, что «победа под Городнею спасла восточную часть Слободской Украины от шведского нашествия».
В одном докладе подготовленным гостем из Москвы доктором исторических наук Владимиром Артамоновым разбирались личности полководцев и вывод был очевиден: гений Петра одержал верх над высокоумием Карла потому, что в первую очередь на его стороне был моральный перевес.
Характерно, с какими словами оба монарха обратились к своим воинам перед битвой.
Понимая, что на кону судьба народа, Петр говорил горячо и искренне: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную веру нашу и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».
Карл XII также объезжал войска свои, говорил с офицерами, но в духе завоевателя, он напоминал им одержанные победы и приглашал их на пир в шатрах московского царя. «Он приготовил нам много кушанья, — говорил Карл, идите же завтра туда, куда ведёт вас слава!».
Если Карла услаждала стихия войны и поиск славы, то Петра окрыляло огромное чувство ответственности за вверенный Богом народ.
Петр не жалел ни себя ни других и личным примером подымал людей на подвиг. Петр учился на неудачах и быстро обучал армию.
Александр Пушкин гениально обрисовал личность Петра в Полтавской баталии:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза.
В бою царь Петр подвергал себя опасности, на него со всех сторон сыпались пули. Одна пуля попала ему в седло, другая повредила шляпу, а третья повредила крест, висевший у него на груди. Но не смотря на это, могущественный царь несся вперед: опасность не страшила его, царственный полководец не щадил себя и десница Всевышнего хранила его, чтобы спасти Россию, и наказать гордость Карла, полагавшего стать Александром, но не нашедшего в Петре Дария.
Сам факт ранения Карла в день его рождения (по одной из версий Чугуевскими казаками) уже воспринимался многими как несчастливый знак шведскому войску.
Но все же Карл, будучи самоуверен, не признавал ничего кроме наступательной тактики и не готов был считаться с реалиями. Только в упорных лобовых атаках на III редут шведы потеряли около двух тысяч человек.
Петр также пошел на военную хитрость. Он приказал переодеть старых закаленных в боях солдат в мундиры новобранцев, а новобранцев одеть в старые поношенные и шведы, как и ожидалось, решили направить свой удар на молодых и неопытных, а нарвались на бывалых рубак.
На захлебнувшуюся в атаках армию шведов обрушился контрудар. Шведская армия была оттеснена в болотистую местность.
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
Это и был тот знаменитый Полтавский бой, который решал не только участь двух армий и двух народов, но и был одной из битв, изменившей ход мировой истории. На весы судьбы были брошены все силы и средства двух северных титанов, и выбор возможен был между победой и смертью. В эту историческую, роковую минуту, когда все слилось в хаос стонов смерти, огня и дыма, судьба, казалось, искала своего избранника, чтобы на челе его начертать торжество победы и на вечные времена сохранить для грядущих поколений память.
Во время этого страшного боя, ядром были разбиты носилки Карла, и раненный король упал на землю. Между шведами тотчас разнесся слух, что король убит, полками овладело замешательство.
Напрасно Карл XII приказывал поднять себя и посадить на скрещенные пики, обращаясь к своим солдатам: «Шведы, шведы…». Напрасно в бессильной ярости он скрежетал зубами, бился головой и стучал больной ногой вокруг себя, он только видел полное расстройство бывшей победоносной армии.
Бой шел отчаянный. Русские стояли с одинаковым мужеством, пехота билась на штыках, а на флангах кипело горячее кавалерийское дело. Груды трупов покрывали поле сражения, и кровь лилась с обеих сторон. Шведские полки перемешались, и солдаты бросились расстроенными толпами назад. Русские рубили направо и налево забирали в плен знамена, офицеров, генералов и целые батальоны солдат. Победа была полной. Беспримерное мужество шведского короля не могло уже воодушевить его редеющие полки. Под Карлом пали две лошади в качалке. Из 24 драбантов, окружавших его, осталось в живых только трое.
Возле Карла был убит историк его походов генерал Адлерфельд. И со смертью его как бы оканчивалась история шведского короля. Увидев бегущих шведов, Карл лишился чувств. В беспамятстве его посадили на лошадь, но и эта лошадь была убита. Тогда спас короля тяжело раненный Гиерта, отдавший ему свою лошадь. «Спасите только его!», — вскричал Гиерта, со слезами поцеловал руку короля и тут же пал под ударами казаков.
Короля едва увезли с поля сражения. Так закончился Полтавский бой, сокрушительный для шведов.
Тактика избранная Петром, дала блестящие результаты. В ходе сражения шведы потеряли боле восьми тысяч убитыми, три тысячи пленными, а русские 1345 человек убитыми и 3290 раненными.
Всего шведы в эту кампанию потеряли 300 тысяч человек против русских потерь 40 тысяч убитыми и 50 тысяч раненными. Эти потери для Швеции были огромны и невосполнимы. Авантюра Карла дорого обошлась его народу, после чего вот уже триста лет шведы предпочитают мирно уживаться с соседями, и похоже от этого только выигрывают. Горький урок, преподнесенный Петром, они помнят и по сей день.
Но если со шведами все более-менее ясно, то вопросы возникли с другими участниками этой исторической драмы.
Пушкин некогда писал:
Забыт Мазепа с давних пор;
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор.
Но оказалось, что дух Мазепы понадобился нынешним политикам, которые не хотят учиться на очевидных уроках истории. Действиям Мазепы стали задним числом приписывать высокую мотивацию, рисовать образ этакого борца-самостийника. И внушать, что и народ надеялся на успех его предприятия.
Хотя еще историк Соловьев отмечал, что сам Мазепа как-то признался: «Я знаю — Бог не благословил моего начинания!» Почему бы эту фразу не расположить под его изображением на десятигривенной купюре?
Мазепа обещал поднять на Петра всю Украину, но в действительности на сторону Карла с гетманом перешла лишь незначительная часть казаков, лично от него зависевших. Остальные отнеслись к шведам как к захватчикам.
В этой связи веско прозвучал доклад гостя из Полтавы Юрия Погоды, высвечивавший героизм и мужество полтавчан и коменданта города Алексея Келина, о котором Петр назначая его на эту должность сказал: «Степаныч один целого гарнизона стоит!»
Когда Карл осаждал Полтаву и силы оборонявшихся были уже на исходе, один из жителей предложил сдать город. За одну эту мысль возмущенные горожане отвели его в церковь, причастили, исповедали и после забили камнями. Сам Карл плененный заманчивыми обещаниями Мазепы, впоследствии признавал, что его погубил украинский гетьман.
Очень важно отметить, что в Полтавской баталии потерпела крах ставшая в XVII века традицией политика Гетьманата, основанная на предательстве. Гетьманы с легкостью шли на любые союзы, измены и на любые клятвопреступления. Если при Богдане Хмельницком народ клялся на верность царю Московскому на вечные времена перед крестом и Евангелием за себя и за все последующие поколения, то наследники Богдана пошли на союз с Речью Посполитой и эпоха их деятельности обозначена в учебниках истории как руина. Мазепа же, длительное время служивший царю, пользовался его безграничным доверием, получил из его рук орден Андрея Первозванного с лентой «За веру и верность» и настолько обогатился за это время, что стал одним из богатейших людей в Европе. И чем соблазнился? Каким-то дворянским титулом из рук Карла и вотчинной в Белоруссии. Но конечно, главным мотивом была трусость, страх, что Петр проиграет войну и со стороны Мазепы это была всего лишь попытка спасти свою шкуру. Карл об этом низком мотиве догадывался и не доверял предателю, который почуяв неладное, мог с такой же легкостью переметнуться обратно к Петру. Впрочем, есть сведения, что такое предложение Мазепа высылал русскому самодержцу, на что получил ответ — он будет принят, если приведет с собою Карла.
Естественно, вопросу измены Мазепы на конференции было посвящено сразу несколько докладов. Его поступок вслед за поступком Иуды стал символом предательства, коварства и именно в этой роли нашел широкое отражение в отечественной и зарубежной литературе, о чем в своем докладе рассуждал доктор филологических наук Александр Михелев.
Есть Божественное определение: согрешивший в одном виновен во всем.
А мог бы быть иной славный финал у растлителя малолетней дочери казненного им же полковника Кочубея?
Но национальная гордыня дает ростки и теперь улица, на которой находится Киево-Печерская Лавра, названа в честь того, кого постигло большое церковное отлучение.
Те, кто сейчас действуют на исторической сцене и используют имя Мазепы в своих играх, выявляют тем самым и свою духовную принадлежность, так же, как выявлял свою духовную принадлежность Троцкий, устанавливавший памятники Иуде. Троцкий ушел в небытие, пополнив своим именем историческую свалку. То же в скором будущем ждет и нынешних Мазепинцев, которые цепляются за таких героев, которые всегда, и главное, глубоко закономерно терпели историческое поражение.
Апологеты Мазепы обычно опускают подробности смерти своего кумира, а на него, согласно легендам, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивая вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер, а Карл XII сказал «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу…»
Мазепу увезли в румынский город Галац, там и закопали. Но янычары в поисках золота отрыли труп гетмана, обобрали с него одежды и швырнули в Дунай.
Божий суд свершился со всей очевидностью. Мазепа стал страшной притчей для потомков — навлек на себя вечное проклятие, и следствием стала бесславная и мучительная смерть.
Конечно, каждое поколение ищет свои критерии морали и совести и вновь для себя пытается разобраться, кто захватчик, кто изменник, а кто герой. Грозные раскаты Полтавской битвы доносятся и по сей день.
Но, как бы кто ни хотел поменять значения, все же в данном случае самым весомым останется то, что когда-то с предельной ясностью на поле Полтавской битвы выявил Господь, даровав победу Петру и подитожил гений Пушкина:
Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Сергей Моисеев, председатель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая»: http://rus3edin.org.ua/
http://rusk.ru/st.php?idar=114238
|