Русская линия
Русская линия Ричард Соколов03.06.2009 

Как появились у нас «Богатырские поляны», и что это дает для взаимоотношений детей и родителей
Доклад на конференции сообщества «ДелоРус» «Пути собирания Русского Мира», проходившей в рамках международного форума «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности»

«Богатырские поляны» появились у нас не сразу.
Первые годы мы проводили по выходным дням «Утренники детей и родителей» силами родителей нашего «Семейно-педагогического клуба». Это были родители дошколят. И наши дети тогда ещё ходили в детский сад. Проводили утренники в помещении клуба. Сначала в гостиной (комнате примерно тридцати квадратных метров). Там тогда были, в основном, настольные игры. Позже, когда клубу было выделено дополнительное помещение, (а в нём — «пёстрый зал» площадью около сорока квадратных метров, и оборудованный сценой с занавесом и киноаппаратной) появилась возможность проводить подвижные игры. Среди них постепенно становилось всё больше и больше русских народных игр, которым нас обучали, периодически приезжавшие методисты Отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Теперь появились ребята и среднего школьного возраста. Научившись тем или иным играм, эти ребята стали обучать играть в эти игры маленьких ребят.

В весенние каникулы стали устраивать «Весёлый детский цирк». В представлениях участвовали и взрослые. Так, один папа выступал в качестве силача с гирей, а чьи-то старшие братья и сёстры были клоунами. Как-то репортаж с одного из таких представлений был показан по Центральному телевидению.

Игры всё чаще стали проводить на открытых площадках. Сперва — на новогодних праздниках. Во дворе около клуба, на спортивных площадках, на игровых площадках других дворов. Там к нам присоединялись и новые ребята, и новые родители. Потом стали устраивать праздники Масленицы, праздники в День защиты детей, в День города. Летом стали проводить «Летние забавы» или «Олимпийские игры», а в осенние каникулы — «Осенние забавы».

В этих праздниках всё чаще стали устраивать «семейные старты». Наступило время, когда «праздники подвижных игр» на открытых площадках стали регулярными и традиционными. Как правило, они стали проводиться каждые два месяца. С 1986 года таких праздников нами было проведено 117. В таких праздниках в случае хорошей погоды принимали участие сотни детей и родителей.

О предстоящем празднике все знали заранее (традиция!), но точная дата, место и время очередного праздника указывались за день-два в маленьких, отпечатанных на принтере афишках, которые ребята сами развешивали (приклеивая скотчем) к дверям в подъезды домов, к фонарным столбам и гаражам. Там, где больше всего проходит жителей микрорайона.

Наступило время, когда бывшие воспитанники клуба сами стали родителями и стали приводить на праздники своих детей. Прошло ведь более двадцати лет.

Лет десять назад у нас на праздниках кроме «Игровой поляны» появилась и «Богатырская поляна». «Богатырскую поляну мы подсмотрели как-то на празднике Масленицы в подмосковном Лесном городке. Мы видели, с каким интересом малыши облачаются в шлемы, сделанные из молочных пакетов с помощью ножниц и степлера, с каким азартом сражаются деревянными мечами…

Но наши богатыри с самого начала стали получать шлемы и мечи, сделанные (поначалу взрослыми) из пластмассы. Например, из миски и воронки для воды, скреплёнными либо болтом с гайкой, либо клёпками. К шлемам приделывались ремешки и после этого они окрашивались серебристой или золотистой аэрозольной краской. Плащи делались из старых штор. Кольчуги и бармицы для шлемов делали из сетки для свеклы (тоже окрашенной в серебристый цвет). Щиты делали из фанеры или плотного картона. Их красили в красные и оранжевые цвета. Щитки для рук и ног делали из пластиковых бутылок, окрашиваемых изнутри той же серебристой краской.

Первое время на «Богатырской поляне» устраивали только поединки «трёх богатырей» (русского воина с «рыцарем» или русского со «степняком»). Потом появились семь богатырей… Постепенно на «Богатырской поляне» стали устраивать целые представления (с некоторым сюжетом и элементами драматургии). В таких (иногда массовых) действах участвовали в роли богатырей нередко и отцы ребят, а иногда и их дедушки.

Незаметно перешли к съёмкам «игрового кино» и появился целый сериал «Путешествие в Древнюю Русь». Среди маленьких фильмов «Песнь о Вещем Олеге», «В память о Ледовом побоище», Два фильма в память об Илье Муромце. Оба были сняты 1-гог января (в разные годы) поскольку в этот день празднуется память Святого русского богатыря Ильи Муромца.

Есть и «Засадный полк Дмитрия Донского» и три фильма об обороне монастырей в 1612 году. Фильмы снимались в Саввино-Сторожевском монастыре (под Звенигородом) и даже в Ферапонтовом и Кирилло-Белозёрском монастырях. Есть и другие фильмы в этом сериале.

Нас стали приглашать для проведения «Богатырских полян» в летние детские лагеря при школах. Один час рассказываем о богатырях и крепостях, а второй час наряжаем ребят в доспехи, объясняя назначение брони и оружия, и проводим поединки.

Три «богатырских фильма» сняты нами с «чужими» детьми. Это дети православной школы в Красном селе (Москва) и дети православной классической гимназии (некоторые из них её и кадеты) в Свято-Алексиевской пустыни (Ярославская область). В последнем сюжете три бос картины Васнецова в Фильме «Сон юного богатыря» буквально ожили на глазах у зрителей. Как и на картине у Добрыни Никитича был белый конь, а в руках меч. У Ильи Муромца конь чёрный, а в руках копьё. У Алёши Поповича конь рыжий, а в руках лук со стрелой. И скакали ребята на настоящих конях.

Появились на съёмках настоящие (металлические) кольчуга, шлем, щитки. И это привлекает даже тех парней, что уже отслужили в армии.
Интересно, что среди конных богатырей в фильмах снимаются и девушки. Случайным свидетелям одной из съёмок трудно было поверить, что, проскакавший с мёчём в руке богатырь, — мать троих детей.
Пришлось напомнить школьникам слова из стихотворения: «Есть женщины в русских селеньях…»
Стало традицией участие в «боевых событиях» наших фильмов отцов и их сыновей — подростков.
Нужно ли доказывать, что такие события и впечатления, которые получают дети, укрепляет узы, скрепляющие «отцов и детей»?

Соколов Ричард Валентинович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Российского института культурологии, экскурсовод Педагогического музея А.С. Макаренко Центра внешкольной работы имени А.С. Макаренко, директор «Первой опытной станции по внешкольному воспитанию», действительный член Совета по празднично-игровой культуре при Институте семьи и воспитания РАО (г. Москва)

http://rusk.ru/st.php?idar=114221

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Собчук Лариса Владимировна    28.07.2009 16:56
СПАСИБО за ВАш труд и память о Макаренко. Хотелось бы связаться с Натальей Валентиновной Соколовой по электронной почте. Ричард Валентинович ! Помогите ее найти. Свой адрес я оставила. Заранее спасибо.
Лариса Собчук

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru