Русская линия
Православие.RuАрхиепископ Павел (Салиба)01.06.2009 

«Христиане — это люди, которые сияют светом Христовым»

Одна из крупнейших православных общин Австралии — Австралийская и Новозеландская епархия Антиохийского Патриархата. С 1999 года ее возглавляет архиепископ Павел (Салиба). Из его коротких бесед и посланий сложился целый сборник для душеполезного чтения. Ниже предложены семь историй в переводе на русский язык. Они дают хорошее представление о тех условиях, в которых приходится жить православным христианам на Западе и, шире, вообще в современном мире. В них затронуты многие актуальные темы, так или иначе раскрывающие отношения человека с Богом и то, как они должны выражаться в нашей повседневной жизни. Это опыт осмысления жизни, который может быть полезен православному человеку независимо от того, где он живет. С другой стороны, эти истории позволяют узнать взгляд иерарха Антиохийской Православной Церкви на некоторые острые вопросы межцерковного единства и свидетельства миру об истине Православия.

Продолжайте испытывать себя

Я хотел бы поразмышлять о том, что значат эти два слова — «испытание» и «продолжать».

Что мы имеем в виду, когда говорим «испытание»? Что мы имеем в виду, когда говорим «продолжать»?

Я считаю испытанием чувство, побуждающее к действию. Выполняя обычное привычное дело, человек становится пассивным, а испытание заставляет его решать какую-то проблему, предлагаемую к обсуждению, или разрешать какую-то конкретную жизненную ситуацию, при этом приобретая бесценный новый опыт. Человек, не проходящий через испытания, не может быть полноценным человеком. Эта мысль должна проникнуть в самое сердце, стать основой жизни. Проходить испытание — это значит сталкиваться с проблемами, иметь дело с ситуациями, в которых проверяешь себя. До того, как отреагировать или приступить к решению проблемы, ты начинаешь размышлять сначала о себе. Приведу пример из своей жизни.

Когда я впервые приехал в Америку, я совсем не знал английского. Меня назначили на небольшой приход, и мне надо было произнести проповедь по-английски. Я очень волновался и чувствовал себя ужасно несчастным и потерянным.

Я начал так:
«Меня зовут… Я священник Антиохийской Церкви вашего прихода… Где находится Антиохия? Вы не знаете?..».

Это было трудное испытание. Как рассказать верующим о городе, о его истории, о его роли в жизни их Церкви? Это стало для меня главной идеей.

А вот другой рассказ об испытании — из книги Никоса Казандзакиса «Report to Greco». Отец, посылая его в католическую школу, далеко от родного Крита, сказал ему: «Ты родом из Крита, никогда не забывай этого. Твоя душа не принадлежит тебе, она принадлежит Криту. Запомни это крепко-накрепко, когда-нибудь это поможет тебе освободить Крит. Ты понимаешь, о чем я говорю? Да? Так будет и сегодня, и завтра, и всегда. Не опозорь меня».

Казандзакис пишет: «Я всегда ощущал за собой Крит. Я не мог провалить экзамены по математике, ведь тогда я стану позором для Крита. Когда я видел, как мои друзья смеялись и играли, я с восторгом наблюдал за ними. Я бы хотел быть с ними, но не мог, потому что Крит был в опасности, там шла война».

Вот что для меня значит испытание.

Теперь перейдем к слову «продолжать». Что я имею в виду? Продолжать — значит «добавлять», но не значит «повторять». Это значит «создавать», но не значит «сохранять». История может нас учить, но когда она начинает диктовать, история становится страшной вещью. Нам надо осознать эту черту истории. Иными словами, «продолжать» — значит не быть узниками истории и не вести себя, как безраздельные хозяева наследия, но сделать что-то в жизни, что может обогатить и прошлое. Вот что для меня значит «продолжение».

Мы призваны к новой оценке жизни нашей Церкви, общества и нации. Нам надо заново взглянуть на наши ценности и мораль. Мы достаточно послужили риторике. Мы часто ходили вслед за тенями и избегали света. Мы взращивали в себе тщеславие, формализм и поверхностность и мастерски находили причины не вникать в серьезные ответственные вопросы. Мы продолжаем это делать и сегодня. Мы с гордостью говорим о нашей Церкви и нации, но ничего не делаем, чтобы строить и укреплять их в своей собственной жизни. Мы с легкостью расточаем пустые слова признания великим людям, которые были свидетелями правды. Мы говорим об их жизни, но почти ничего не делаем, чтобы следовать их путем.

Вот что вносит в нашу жизнь неразбериху. Мы рассуждаем о Церкви, но что мы реально делаем, чтобы продвинуть ее, узнать ее и пожертвовать собой для нее?

И вот тут следует сказать о роли [православного] училища.

Нам нужно подготовить студентов к встрече с современными проблемами, дать им средства и методы, с помощью которых они смогут распространить учение Господа. Подготовить их, испытать их, довериться им и молиться об их успехе. Это серьезное испытание.

Бог и гуси

Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа. Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь. Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался.

«Вся эта история — чепуха! — сказал он. — С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!».

И вот жена и дети ушли, а он остался дома. Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть. Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть.

На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше. Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом. Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно.

Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.

Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.

Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны — в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно.

«Почему же гуси не идут за мной? — воскликнул человек. — Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?».

Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», — сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея. Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей.

Затем он выпустил своего гуся. Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай — и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.

Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше. «С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!».

И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси — слепые, заблудившиеся, погибающие. Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.

Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву:

«Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!».

Дружба с другими Церквами

Один представитель Греческой Православной Церкви в Австралии пожаловался на содержание нашего епархиального вебсайта. В частности, ему не понравилось, что мы размещаем у себя ссылки на интересные материалы вебсайтов Церквей, не являющихся православными или не находящихся в общении с Константинопольским патриархом.

Другой представитель Греческой Православной Церкви пожаловался на то, что наш митрополит не следует Понтификалию Константинополя в богослужениях нашей традиции.

В образованных кругах хорошо известно, что патриарх Константинопольский не имеет того же положения в церковной иерархии Православной Церкви, какое занимает епископ Римский в Католической Церкви. Константинопольский патриарх не есть папа Римский на Востоке.

Еще в образованных православных кругах хорошо известно, что в прошлом были случаи, когда Константинопольские патриархи на Вселенских и других Поместных Соборах были признаны еретиками, так же как были и случаи, когда один или два из епископов Римских прошлого были признаны носителями еретических взглядов.

Константинопольский патриарх не является голосом Православия и не может устанавливать стандарты в Православии. Архиепископ или митрополит, подчиняющийся Константинопольскому Священному Синоду, еще менее может претендовать на главенство над епископами и архиепископами других Поместных Церквей.

На протяжении последних ста лет всем хорошо известно, что Антиохийский Патриархат и его епархии по всему миру получают указания от Священного Синода Антиохийского Патриархата и ни от кого другого.

Мы не вмешиваемся во внутренние дела других юрисдикций. В то же время мы не допускаем от кого бы то ни было из других юрисдикций советов о том, что нам делать, с кем разговаривать, что читать и с кем дружить.

Первый закон в Церкви Антиохии — это любовь. Второй закон в Церкви Антиохии — тоже любовь. Любое правило церковного права, которое в целом противоречит первому закону или его результату, должно быть отменено и не приниматься в расчет. Любое правило или закон, которые в некоторых обстоятельствах противоречат первому закону или его результату, должны быть отменены в этом конкретном случае. Церковь Антиохии не является юрисдикцией, подчиняющейся строгим юридическим нормам, как Римская Церковь и другие юрисдикции.

Со времени своего основания в 34 году нашей эры Антиохийская Церковь всегда пыталась следовать первой заповеди Христовой — любви и другой заповеди — также любви.

Мы знаем, что некоторые Поместные Церкви, основанные миссионерами Антиохийской Церкви, имеют историю частых разделений и раздоров. Самый первый миссионер, посланный из Антиохии, писал некоторым таким Церквам и просил, чтобы не было среди них споров и раздоров. Он им советовал помнить, что любовь должна побеждать все. Но, к сожалению, некоторые последователи традиции из того самого региона сегодня не ставят совет любви выше всего остального, но настаивают на разделении, спорах и придираются к мелким незначительным вещам.

Господь и Спаситель наш Иисус Христос дал нам заповедь уважать и любить всех людей.

Мы выбираем заповедь Господню о любви к ближнему, даже тогда, когда другие делают выбор в сторону ненависти.

Не национальная

Пусть свет, что вел волхвов к пещере, где родился Богомладенец, ведет всех вас ко Христу, Который остается неизменным всегда: и вчера, и сегодня, и завтра.

Националистическим идеям нет места в Антиохийской Православной Церкви. Наша Церковь — Антиохийская. Она не греческая, не ливанская, не русская, или сирийская, или палестинская. Все люди, верящие в учение Православной Церкви, являются православными, независимо от их национальности.

Любой человек, входящий в лоно Антиохийской Православной Церкви, должен оставить свою национальность перед дверью в храм. Не существует священного языка или священной страны. Существует только святая Православная Церковь, единая святая невеста Христова.

Святой апостол Павел учил, что «нет уже иудея, ни язычника; ни свободного, ни раба; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Я надеюсь, все верующие, внимая учению Церкви, будут молить воплотившегося Богомладенца послать нам Свою звезду, чтобы освещать наш путь и прославлять Церковь Свою в этом страждущем мире.

Спасение для молодежи

Становится очевидно, что мы, православные, пытаемся держать нашу Церковь в секрете. Мы храним древние языки, непонятные молодежи.

Когда бабушки просят меня выступить перед молодежью, я им отвечаю: «Это вы должны мне помочь, чтобы я мог помочь вашим внукам знать и понимать их веру, вашу веру».

Мы должны выйти из нашего очень тесного круга. Бог послал нас в западный мир с определенной целью. За Его Промыслом стоит ясная причина. Мы посланы, чтобы заполнить вакуум, заполнить пустоту, чтобы проповедать здесь Его мир и найти последователей.

Многие думают, что иммиграция — это спасение от бедности или от насилия. Но это только на поверхности. Если мы будем прятать нашу молодежь от обязанностей, то как же они научатся? Мы не должны быть Церковью с мирским менталитетом, где старшие держатся за власть изо всех сил как можно дольше.

Православная Церковь в Австралии не ищет спасения для молодежи: мы в этом смысле очень отстали.

Наша религия живая, и надо по вере жить и в нашей ежедневной жизни. Вот зачем мы здесь. Мы черпаем мудрость и любовь Божию в церковном богослужении, литургии, здесь, внутри Церкви, но затем мы должны выходить в мир и жить мудростью и любовью Божией во всем, что мы делаем и вне Церкви.

Это наша литургия после литургии. Вот зачем нам нужно Православие.

Семья в Православной Церкви

В наши дни семейные пары сталкиваются не только с трудностями, связанными с выбором правильного спутника и подстраиванием под него. Есть множество иных проблем, вот основные из них.

«Игры» в семью

Это попытка сделать брак более совместимым с веком, в котором мы живем.

Общество придумало следующие игры:

— семья «живем вместе»;
— пробная «семья» («если не понравится, разойдемся»);
— общая «семья» («обмен» женами);
— открытая «семья» (там, где партнеры преследуют свои собственные эгоистичные интересы).

Тем, кто вступает в такие сложные формы «семьи», это приносит большой вред. В конечном итоге, когда брак закончится, останется только один секс, выжимаемый или эксплуатируемый, и это превратится в сплошной порок и разочарование. В конце концов он заканчивается так, как исповедует журнал «Плейбой»: «Мы брали, кого хотели, до тех пор, пока не начинали ненавидеть тех, кого брали».

Революция против института семьи зародилась из современного стремления к немедленному насыщению. Мы хотим все и сейчас: растворимый кофе, быстрый секс, никаких экономических привязанностей, никаких эмоциональных, духовных или интеллектуальных привязанностей.

Они не хотят никаких связывающих обязательств, постоянства, преданности, того, что вносит в жизнь испытание и вызывает в нас самую способность любить, терпеть и понимать, того, что на самом деле укрепляет отношения и помогает им расти дальше.

Просто бумажка

Некоторые семейные пары говорят: «Да кому нужна эта бумажка? Мы любим друг друга! Нам не нужны формальности! Документ? Да это же просто бумажка». Однако документ на право владения вашим жилищем, ваш паспорт, водительские права, диплом — это тоже просто бумажки. Но вы же их не хотите терять.

Документ о браке соединяет двоих людей друг с другом в любви. Это обязывает. Это означает отдавание себя, это означает заботу о партнере настолько, чтобы привязать его к тому, кого любишь. Это означает защиту отношений, детей, собственности и супруга. Это означает особенный вид самоотрекающейся любви, называемой «агапа». Для православных верных семья — это больше чем просто бумажка. Это таинство. Это благословение Божие вашей любви! «Без Меня не можете делать ничего», — сказал Иисус Христос (Ин. 15: 5). В Боге любовь совершенна, полна, преображена, освящена, благословлена, воскрешена и нерушимо сохранна.

Это не значит, что наличие церковного брака автоматически гарантирует его успешность. Но это значит, что в таком браке дается возможность во Христе для исполнения и совершенствования нашей любви. Это значит, что мы пригласили Спасителя прийти в эти важные отношения, изменить их, дать семейной паре благодать и способность быть терпеливыми, когда так легко быть нетерпеливыми, быть любящими, когда так легко ими не быть, быть добрыми и понимающими. Для стяжания всех этих качеств нам нужна Его благодать, Его присутствие во всем, Его любовь и Его сила.

Мы стремимся к славному идеалу: два человека, пожелав стать одной плотью и духом во Христе, всегда держатся друг за друга и в горе, и в радости и, оставив все остальное, растут и взрослеют вместе.

Шагайте по дороге жизни, и Иисус Христос, находясь рядом, всегда будет сопровождать и благословлять вас во всем.

Свет мира

В Евангелии от Матфея Иисус Христос обращается к верным, говоря: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14).

Всем людям нравится отличаться. Мы хотим, чтобы окружающие знали о наших достижениях, о наших свершениях, о благотворительности, чтобы нас хвалили.

Иисус Христос не имеет в виду, что мы должны искать славы себе, но мы призваны прославлять «Отца нашего Небесного». Нашей единственной целью должно быть прославление Бога; когда мы светим сами, мы даем другим возможность видеть этот свет и прославлять Бога. Наш Господь говорит простую вещь. Его последователи должны быть светом этого мира. Это то, для чего Господь избрал нас.

Иисус Христос не имеет в виду, что нужно удивлять окружающих своей набожностью или добрыми делами. Он имеет в виду то, что мы не можем и не должны прятать нашу веру, практиковать ее и обсуждать ее только за закрытыми дверями или обеденным столом. Мы — Его последователи, значит, мы призваны к особенному образу жизни в этом мире, образу жизни Его Церкви. Это не потому, что нам хочется жить так или иначе или чтобы привлечь к себе внимание, но потому, что Бог говорит нам о таком послушании Ему, которое не может быть спрятано — так же как и не может быть спрятан город на вершине горы.

Наш мир особенно нуждается в преданных верующих. Преданных Евангелию. Первообразом всего является наш Господь и Его Церковь. От Него мы слышим и узнаем Его волю о нас. И по послушанию и благодати, Он укрепляет нас через молитву, пост и таинства. Перед нами стоит задача воспроизвести Первообраз в наших жизнях как можно точнее.

В нынешнем обществе, насквозь нехристианском, наш Господь желает нам, по словам апостола Павла, «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2: 15).

Мы призваны не к тому, чтобы подстраиваться под окружающий мир, но мы призваны к тому, чтобы быть другими, чтобы равняться на Бога во Христе. Мы призваны не к тому, чтобы быть отражением своих культурных традиций, но к тому, чтобы быть отражением Христа в Его Церкви. «Вы в мире, но вы не от мира», — говорит Господь.

Ф.М. Достоевский в своей книге словами старца Зосимы учит Алешу Карамазова, что христианин несет колоссальную ответственность за своего ближнего. Он говорит: «Преступник менее виноват за свое преступление, чем ты — его ближний во Христе. Потому как ты мог бы стать ему светом, но не стал, и человек оставался рядом с тобой в темноте. Если бы ты любил своего ближнего, как себя, и потратил бы на него хотя бы часть той заботы, которую ты так щедро тратишь на себя, поделился бы с ним частью тепла, которым одарил тебя Господь, то, может, этот преступник со временем изменился бы».

Один немецкий солдат во время Второй мировой войны был ранен на российском фронте. Остальные солдаты ушли с поля боя, не зная, что он был ранен. Он полз до тех пор, пока не увидел маленький домик. Он постучался. Старенькая русская бабушка открыла ему дверь. Она перевязала ему рану, накормила и уложила спать. Солдат оставался у нее четыре дня. Он не мог понять, почему его враг ухаживает за ним, рискует своей собственной жизнью ради него, пока не увидел в ее комнате икону Богородицы. И он понял, что она была верующая православная. Вскоре он ушел от нее, чтобы вернуться к своим. К несчастью, он заблудился и вышел снова к домику той старушки. Но дом был разрушен, а старушка исчезла. Оказалось, что, когда узнали, что она помогала врагу, ее схватили, а дом разрушили. Солдату удалось с ней увидеться. Она была счастлива тем, что Бог использовал ее в качестве проводника Своей любви, чтобы изменить жизнь другого человека.

Тот солдат стал священником в своей стране, и он до сих пор жив.

Мы часто слышим: «В мире столько зла и тьмы». Как раз в этом мире и находится наше испытание. Более чем когда бы то ни было нужно, чтобы мы пронизывали тьму в нашей будничной жизни светом любви и правды Христовой.

Маленькая девочка в церкви долго разглядывала цветной витраж, сиявший под лучами солнечного света. Потом она воскликнула: «Я поняла, кто такие христиане: это люди, которые сияют светом Христовым».

Пусть свет Христов светит через всех вас, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод с английского Елены Запеваловой
По материалам официального сайта Австралийской и Новозеландской епархии Антиохийского Патриархата

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=286&did=2209


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru