Русская линия
Русская линия Наталья Топешкина29.05.2009 

Предпринимательская подготовка школьников: основные проблемы и подходы к решению
Доклад на конференции сообщества «ДелоРус» «Пути собирания Русского Мира», проходившей в рамках международного форума «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности»

В связи с потребностями Москвы в развитии малого предпринимательства, необходимостью подготовки кадрового резерва для предприятий малого бизнеса, активной поддержкой молодежного предпринимательства Правительством Москвы, с одной стороны, и интересом к предпринимательской деятельности, развитию и максимальной реализации через нее своих способностей со стороны школьников и их родителей, с другой стороны, с 1 сентября 2006 года Департаментом образования Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Москвы начата экспериментальная работа «Разработка и апробация программ „Основы предпринимательской деятельности“ на старшей ступени общего образования».

Основной проблемой, вставшей перед кафедрой экономики Московского института открытого образования, осуществляющей научное руководство этой работой, стала организация обучения школьников основам предпринимательства с обязательной практической составляющей, т. е. реализация деятельностного подхода в обучении. С этой целью была разработана концепция эксперимента и поставлена задача создания экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС)[1,c.58−68].

ЭПОС — это новый подход к организации обучения экономике и основам предпринимательства в школе. Школа не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. Учителю сложно научить школьников практическому предпринимательству, поскольку он не имеет опыта организации и ведения собственного дела. Поэтому, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, школа в условиях ЭПОС перестает быть единственным ее участником. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры, вузы и колледжи города. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства.

Методика обучения школьников предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность учащихся, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции [1,c.63−65].

Другой проблемой, вставшей перед педагогами, стала широта охвата школьников предпринимательской подготовкой [2, с.20−23]. Многие учителя считают нецелесообразным вовлекать в обучение ребят, не планирующих связывать свою судьбу с предпринимательством, а также нацеленных на поступление не в экономические вузы.

В соответствии с проектом «Школа будущего», являющимся вкладом Москвы в национальный проект «Образование», в качестве основного образовательного результата школы предлагается рассматривать не только предметные знания, но и ключевые компетенции учащихся [3, с.38], к числу которых, наряду с общением на родном языке, математической и компьютерной грамотностью и др., также относится чувство новаторства и предпринимательства. Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным «образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов» [4, c.11], и обучать основам этой деятельности школьников — значит развивать их человеческий ресурс. Каждому школьнику необходимо предоставить возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.

Принципиальной проблемой предпринимательской подготовки школьников является вопрос о духовно-нравственных основах обучения молодежи основам предпринимательства. Поскольку формирование ЭПОС означает привлечение бизнеса к образовательному процессу, большое значение имеет то, какие предприниматели придут в школу, на какие ценности, цели и задачи будут ориентировать они подрастающее поколение. Очень важно донести до школьников основные принципы этичного бизнеса: отношение к экономике как к творчеству; уважение к труду и понимание его не как производственного процесса, а как процесса воспитательного, имеющего созидательное значение; благотворительность из честных средств, заработанных своим трудом [5, c.2]. Необходимо, чтобы в процессе обучения основам предпринимательства школьники четко усвоили главный принцип истинного отечественного предпринимателя — приоритет служения Отечеству, процветания и благополучия сограждан над стяжательством и корыстолюбием. Этому учит история предпринимательства в России, его традиции благотворительности и высокой гражданственности.
Топешкина Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой экономики МИОО, старший научный сотрудник

Список источников:

Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Экономическая практико-ориентированная образовательная среда и основы предпринимательства в школе // Экономика в школе, 2008, № 3.
Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Основы предпринимательства в школе. Концептуальные аспекты и экспериментальная работа // в сб. «Практико-ориентированное обучение экономике. Учительская лаборатория. Научно-методические рекомендации по организации экономического образования.- М.:МИОО, 2008−288 с.
Московская школа будущего.- М.: Пушкинский институт, 2007.-360 с.
Предпринимательство как новое содержание профессионализма (разработка стратегии развития человеческого потенциала) /Департамент образования города Москвы, Колледж предпринимательства. Швецов В.В. и др.- М.: Колледж предпринимательства, 2005.
Бизнес и нравственность. Беседа с игуменом Филиппом (Симоновым) /www.pravoslavie.ru

http://rusk.ru/st.php?idar=114199

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика