Русская линия | Наталья Топешкина | 29.05.2009 |
Основной проблемой, вставшей перед кафедрой экономики Московского института открытого образования, осуществляющей научное руководство этой работой, стала организация обучения школьников основам предпринимательства с обязательной практической составляющей, т. е. реализация деятельностного подхода в обучении. С этой целью была разработана концепция эксперимента и поставлена задача создания экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС)[1,c.58−68].
ЭПОС — это новый подход к организации обучения экономике и основам предпринимательства в школе. Школа не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. Учителю сложно научить школьников практическому предпринимательству, поскольку он не имеет опыта организации и ведения собственного дела. Поэтому, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, школа в условиях ЭПОС перестает быть единственным ее участником. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры, вузы и колледжи города. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства.
Методика обучения школьников предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность учащихся, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции [1,c.63−65].
Другой проблемой, вставшей перед педагогами, стала широта охвата школьников предпринимательской подготовкой [2, с.20−23]. Многие учителя считают нецелесообразным вовлекать в обучение ребят, не планирующих связывать свою судьбу с предпринимательством, а также нацеленных на поступление не в экономические вузы.
В соответствии с проектом «Школа будущего», являющимся вкладом Москвы в национальный проект «Образование», в качестве основного образовательного результата школы предлагается рассматривать не только предметные знания, но и ключевые компетенции учащихся [3, с.38], к числу которых, наряду с общением на родном языке, математической и компьютерной грамотностью и др., также относится чувство новаторства и предпринимательства. Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным «образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов» [4, c.11], и обучать основам этой деятельности школьников — значит развивать их человеческий ресурс. Каждому школьнику необходимо предоставить возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.
Принципиальной проблемой предпринимательской подготовки школьников является вопрос о духовно-нравственных основах обучения молодежи основам предпринимательства. Поскольку формирование ЭПОС означает привлечение бизнеса к образовательному процессу, большое значение имеет то, какие предприниматели придут в школу, на какие ценности, цели и задачи будут ориентировать они подрастающее поколение. Очень важно донести до школьников основные принципы этичного бизнеса: отношение к экономике как к творчеству; уважение к труду и понимание его не как производственного процесса, а как процесса воспитательного, имеющего созидательное значение; благотворительность из честных средств, заработанных своим трудом [5, c.2]. Необходимо, чтобы в процессе обучения основам предпринимательства школьники четко усвоили главный принцип истинного отечественного предпринимателя — приоритет служения Отечеству, процветания и благополучия сограждан над стяжательством и корыстолюбием. Этому учит история предпринимательства в России, его традиции благотворительности и высокой гражданственности.
Топешкина Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой экономики МИОО, старший научный сотрудник
Список источников:
Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Экономическая практико-ориентированная образовательная среда и основы предпринимательства в школе // Экономика в школе, 2008, № 3.
Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Основы предпринимательства в школе. Концептуальные аспекты и экспериментальная работа // в сб. «Практико-ориентированное обучение экономике. Учительская лаборатория. Научно-методические рекомендации по организации экономического образования.- М.:МИОО, 2008−288 с.
Московская школа будущего.- М.: Пушкинский институт, 2007.-360 с.
Предпринимательство как новое содержание профессионализма (разработка стратегии развития человеческого потенциала) /Департамент образования города Москвы, Колледж предпринимательства. Швецов В.В. и др.- М.: Колледж предпринимательства, 2005.
Бизнес и нравственность. Беседа с игуменом Филиппом (Симоновым) /www.pravoslavie.ru
http://rusk.ru/st.php?idar=114199
|