Русская линия | Сергей Сокуров-Величко | 27.05.2009 |
Действие нашей истории со счастливым, надеемся, концом, разворачивается в последние годы в центре Галиции, называвшимся в разные времена Львов, Львув, Лемберг, снова Львув, наконец, Львiв. Менялся и состав населения, пока городом не завладели, в основном, поляки и евреи. С лёгкой руки кесаря Франца-Иосифа окрестные русины переименовались в украинцев. После Второй мировой последние хлынули в опустевший город. А потом случились перестройка и незалежность, рекомендовшие русскому меньшинству «чемодан — вокзал — Россия». Но это другая история. Простите, отвлёкся…
Этот край, изначально Червена Русь, при жизни Пушкина и добрые полтора века после его гибели мог бы претендовать на звание Самого Пушкинского Зарубежья. Судите сами:
Здесь, в издании «Gazeta Lwowska» ещё в марте 1821 года появилось первое, вне пределов России, упоминание о Пушкине. «Русская литература, — говорилось в заметке, — обогатилась в последнее время новой прекрасной поэмой под названием «Руслан и Людмила». А 15 лет спустя во Львове же увидел свет первый перевод повести «Пиковая дама» на иностранный язык (здесь — польский) при жизни автора. Пушкин, как никто другой из писателей славянского мира, питал русинское возрождение, о чём свидетельствуют многочисленные публикации его оригинальных и переводных произведений, подражания местных литераторов, торжественные празднования по городам и весям его юбилеев. Такого признания не удостоился ни один мастер художественного слова. И, вынужденно минуя другие знаменательные вехи, что отмечают первенство Пушкина-просветителя в Галиции, отмечу, наконец, первый зарубежный памятник Пушкину. Он воздвигнут был в 1907 году хлопотами священника Сеныка на пожертвования прихожан из с. Заболотовцы, под Львовом; вскоре был уничтожен австрийскими властями, в 1988 году восстановлен и до сих пор служит духовным маяком русской диаспоры, охраняемый от вандалов, как ни странно, местным населением.
В чём же странность? А в том, что вокруг на сотни километров с начала 90-х годов уничтожается само имя Пушкин, не говоря уже о материальных знаках этого святого имени. Незалежная Галычина отличилась переименованием улицы Пушкина в улицу Чорновола в Ивано-Франковске как раз накануне 200-летия Поэта, празднично отмеченного всем остальным просвещённым миром. Продолжу этот мартиролог.
Памятники Пушкину снесены в Дрогобыче, Тернополе, Золочеве, исчезло его имя с улицы во Львове. Там, к слову, Лермонтов «уступил» улицу Джохару Дудаеву, а сейчас изгнанию подвергаются улицы, названные в честь других русских писателей. В городе, гордящемся импозантными памятниками Мицкевичу и Шевченко, русская общественная организация добилась разрешения властей поместить гипсовый бюст Поэта в нише фасада Культурного Центра. И это была победа перед юбилеем! Но «не долго музыка играла». В июне 2005 года бюст разбили «неизвестные». Менее чем через два года восстановленный бюст был сожжён под звон выбитых окон. Вице-мэр Сирык назвал нападения на Центр «обычным хулиганством». Почему «хулиганы» обходят центры других национальных культур, объяснений не последовало. Наверное, это антирусские хулиганы, такая особая поросль галицкой интеллигенции новой формации, ободрённой президентским признанием «героев УПА» и тем самым логично считающей, что Украина находится в состоянии войны с Россией.
Так и чернела обугленная ниша в стене Русского Культурного Центра, пока не попалась на глаза этническому галичанину Владимиру Самборскому. Правда, владельцы учреждения обзавелись к этому времени статуей Пушкина, но опасливо установили её в вестибюле здания, что дало повод насмешникам назвать рукотворную фигуру «памятником в чулане».
Владимир Трофимович из тех, кто способен мгновенно загораться идеей, если она (идея) необычна и отвечает его внутренним убеждениям. Притом, как природный предприниматель, он отдаёт себе отчёт, что внутреннее «горение» стоит денег, как бы ни хотела его душа вложить энную сумму в восстановление погубленной ценности, порушенного символа высокой культуры, или другого, что волнует его воображение. Поэтому он поинтересовался, а сколько русская общественность Львова, и (или) «новые украинские русские» собрали денег на памятник признанного Символа России, на увековечивание в металле или камне, на худой конец в гипсе, «их Пушкина». Оказалось, за эти годы набралась сумма аж в 1800 гривен (это долларов 300), и то с «помощью» купающейся в нефтегазовых долларах России — благодаря усилиям трех генконсулов РФ. Стало ясно, что придётся платить самому и по полной.
Решил — сделал! Тому две причины. Первая — Самборский непоколебимый сторонник общерусского единства, политической, культурной, экономической интеграции трёх народов Руси, пусть остающихся суверенными, раз уж так распорядилась История, но едиными в исторической памяти, живущими по принципам «не навреди другому», «согласуй свои интересы с интересами ближнего соседа». Для него все национальные символы важны — нет более или менее ценных украинских, русских, белорусских. По его словам, в системе общественных ценностей для него главное — всемерное сближение россиян (русских) и украинцев. Вторая причина — самовоспитание в многочисленных культурно-просветительских акциях, проводимых русскими и украинскими общественными организациями, когда руководитель Сургутского торгово-промышленного дома, видный региональный политик, выступает не просто в качестве действенного и щедрого мецената, а физическим двигателем идей. Например, он оказывает поддержку русской общине во Львове, в частности, субсидирует издание книг; учредил Фонд своего имени, из своих средств вручает премии победителям конкурса сочинений «Моя Украина», которые пишут учащиеся на украинском языке в школах с русским языком обучения. Более того, он подарил украинскому землячеству в Сургуте памятник Тарасу Шевченко (их всего три во всей огромной России!) и планирует восстановить в Дрогобыче бронзового Пушкина; много лет материально поддерживает детский реабилитационный центр в Одессе. В Западной Сибири Владимир Самборский оказывает финансовую помощь пенсионерам, обществу детей-инвалидов, обществу ветеранов войны и труда. Сургутская художественная галерея, местные краеведы, воскресная и детская музыкальная школы при украинской национально-культурной автономии имеют в его лице постоянного спонсора. Является основателем и президентом украинского благотворительного фонда «Довира», который помогает соотечественникам, попавшим в трудное положение, нуждающимся в лечении или просто в материальной помощи. И всё делается им по завету отца: «Живи честно, и все у тебя получится!».
Но вернёмся во Львов. Та самая общественность, любящая своего Пушкина бескорыстно, то есть с условием чтобы их гривны оставались в карманах, с большой охотой согласилась с условием Самборского: никакого гипса! Бронза! И в исполнении большого известного мастера. Таким является скульптор Олег Дергачёв, уроженец Львова, сбежавший из незалежной в Канаду. Олег поддержал идею и в короткое время бюст был отлит в бронзе и с максимальной надёжностью вмонтирован в бетон стены, заняв старую нишу, где дважды находились его гипсовые ипостаси-предтечи, так приглянувшиеся местным «хулиганам». Обратите, читатель, на прилагаемую к сей статье фотографию скульптуры. Теперь ее не просто вырвать даже «с мясом». Необходимо потрудиться, а тут, глянь, и милиция вразвалочку, по львовскому обычаю, прибудет. Но, будем надеяться, что этого не произойдет. Сейчас идёт доводка, а официальное открытие бюста Пушкина намечено на 6 июня в присутствии благодарной общественности, генерального консула Российской Федерации, надеемся, представителей городской власти. И конечно же, на торжестве будет присутствовать наш меценат — Владимир Самборский.
Чем привлекла меня эта личность? И вся эта история? Какой заметной, знаковой особенностью? Мы за двадцатилетие «цивилизованного развода» в общем недавно доме укоренились во мнении, что сохранение русской культуры, благодарной памяти о её творцах, образования на родном нам языке — наше личное «этническое дело», к которому равнодушны инородцы, всё никак не отпразднующие «освобождение от оккупантов». Вот стряхнём растерянность, соберёмся с силами и всем миром восстановим Россию, как территорию самобытной цивилизации, там, где русские живут компактно. Но реальность демонстрирует другое: значительная часть наших соотечественников покорно, равнодушно к духовному наследию отцов поддаётся ассимиляции. Другая часть бунтует пустыми словами и обречена на забвение своего, родового. И в то же время нарастает встречное движение со стороны «коренного населения», его интеллигентных элит. Явление Владимира Самборского тому пример. Коренной галичанин, патриот обеих родин — Малой Родины — Самборщины и Сургута, где прожил 40 лет, решительно ломает стереотип недруга всех высоких явлений русскости. Он ощущает себя причастным роду руссов, ибо предки его звались русинами ещё в общей колыбели восточнославянских племён. Он понимает развитие окремой (отдельной) украинской культуры, озвучиваемой мовой, не силовым принижением рядом стоящего москаля, а выростанием её до общерусского уровня, который был достигнут благодаря коллективной деятельности творцов Малой, Великой и Белой Руси на протяжение столетий. И свои ощущения, мысли, планы сургутский украинец посильно претворяет в жизнь, не считаясь со временем и материальными затратами.
Существует авторитетное мнение, что без Жуковского не было бы Пушкина. Значительно перефразируя его, уверенно утверждаю: без мецената Владимира Самборского во Львове (этом «украинском Пьемонте») не было бы сегодня Пушкина. Хотя бы в виде памятника. Рукотворного.
http://rusk.ru/st.php?idar=114196
|