Всемирный Русский Народный Собор | 27.05.2009 |
Алкоголь и подрастающее поколение
Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет снизился с 16 до 13 лет. Это подрывает физическое и психическое здоровье и умственное развитие подрастающего поколения, выбивает подростков из образовательной среды, лишает их жизненных перспектив. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек.
Действующий запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, лицам до 18 лет практически полностью не работает. Во многом это происходит из-за того, что спиртное подавляющее большинство несовершеннолетних беспрепятственно покупает в киосках и ларьках. Количество точек, торгующих слабоалкогольными напитками и пивом, в России многократно превышает аналогичные показатели как в наиболее развитых, так и в бедных странах. Контролирующие органы не в состоянии осуществлять надзор за сотнями тысяч киосков и ларьков. Для решения этой проблемы предлагается:
Полностью запретить продажу любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках.
Ограничить розничную торговлю любыми алкогольными напитками, включая пиво, только торговыми точками, имеющими торговые залы площадью не менее 50 кв. м. для городской местности и 30 кв. м. для сельской (за исключением ресторанов и баров).
Отменить практику заявительного лицензирования на торговлю алкоголем и ввести разрешительное лицензирование, для всех алкогольных напитков, включая слабоалкогольные и пиво, предусматривающее возможность квотирования с учетом численности населения.
Ужесточить меры административной ответственности — штрафы, лишение лицензий — за продажу алкоголя несовершеннолетним. Законодательно исключить возможность повторного получения лицензий лицам, ранее наказанным за продажу алкоголя несовершеннолетним. Считаем, что эффективная информационная кампания на центральных и региональных телеканалах, в печатных СМИ по приданию широкой огласке нетерпимых для российского общества фактов продажи алкоголя несовершеннолетним может заставить хозяев магазинов предпринять решительные действия по пресечению впредь подобных случаев.
Законодательно запретить производство и продажу слабоалкогольных коктейлей, включающих одновременно алкоголь и кофеиносодержащие добавки, как наносящих значительный вред, в первую очередь здоровью подрастающего поколения.
Регулирование временной доступности алкоголя
Значительным фактором рисков, связанных со сверхвысоким потреблением алкоголя, остается его круглосуточная доступность. Подобной ситуации не было никогда в истории России. И в дореволюционный, и в советский периоды время торговли спиртными напитками было непременно ограничено. В огромном большинстве развитых стран мира существуют ограничения временной доступности спиртных напитков, кроме кафе и ресторанов. В современной России потребление алкоголя в вечернее и ночное время, в режиме «допития», приводит к многочисленным инфарктам, инсультам, преступлениям, самоубийствам, травматизму, ДТП и так далее. В связи с этим предлагается:
Вернуть действовавшее ранее в нашей стране положение, разрешающее торговлю крепкими алкогольными напитками только с 11.00 до 19.00, кроме кафе, ресторанов, баров.
На примере опыта других стран известно, что эта мера за недолгое время приводит к сокращению смертности, травматизма, количества преступлений и административных правонарушений, снижает количество запоев, повышает производительность труда.
Производство нелегального алкоголя
До сих пор не задействованы основные законодательные механизмы борьбы с нелегальным алкоголем. Его производство составляет около 50% от общего количества производимого в нашей стране крепкого алкоголя. Одной из причин этого являются недоработки в российском законодательстве, которые во многом могут быть устранены следующей мерой:
Установить меры уголовной ответственности за несанкционированное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта выше 15%, за исключением производства для личных целей.
Потребление суррогатного алкоголя
Употребление в качестве алкогольных напитков продукции медицинского, парфюмерного и технического назначения приводит к отравлениям и существенному возрастанию смертности. По экспертным оценкам, в нашей стране около 20% употребляемого крепкого алкоголя составляют алкогольные суррогаты. В связи с этим предлагается:
Ввести законодательное требование к производству и обороту спиртосодержащей продукции парфюмерного и медицинского назначения — изделия объемом более 25 мл должны производиться исключительно в прочных, герметичных упаковках с диспенсером, либо в виде спреев или иных распылителей.
Ввести законодательное требование к производству и обороту медицинских настоек с содержанием этанола не более 15%.
Ограничение экономической доступности алкоголя
За последние два десятилетия ценовая доступность алкогольных напитков выросла в несколько раз. Опыт многих стран, в частности стран Скандинавии и Восточной Европы, свидетельствует, что повышение реальной цены на спиртное существенно снижает весь комплекс алкогольных проблем. Предлагается:
Поэтапное повышение акцизов на алкоголь, особенно на крепкие напитки, темпами, превышающими инфляцию.
Проблема пивного алкоголизма
Россия и Украина, быть может, единственные страны в мире, где пиво юридически не признано алкогольным напитком. Это приводит к снижению цены на этот продукт, к отсутствию ограничений, связанных с регулированием производства и продажи алкогольных напитков, и, как следствие, к наибольшей доступности пива из всех алкогольных напитков. Пиво стало в наших странах в первую очередь напитком для подростков. Предлагается:
Признать пиво с содержанием этилового спирта более 3,5% алкогольной продукцией, в соответствии с общепринятой международной практикой.
Общенациональные информационные кампании
Пока еще не налажена систематическая работа по информированию населения об огромном вреде, который алкоголь причиняет здоровью, благополучию и духовной целостности человека.
В связи с этим предлагается:
Проведение плановой общенациональной информационной кампании на основе разработок проекта «Общее дело» в сотрудничестве со СМИ и общественными организациями.
Документальные фильмы и ролики социальной рекламы о вреде чрезмерного употребления алкоголя основаны на подходах, показавших высокую эффективность в отношении социальных проблем. По заключению ведущих российских экспертов в области общественного здоровья, они способны оказать значительное воздействие на установки россиян по отношению к потреблению алкоголя, снизив остроту алкогольных проблем в стране.
23.05.2009