Русская линия
Русская линия Алексей Колбаско,
Галина Колесниченко
27.05.2009 

Пришла пора определяться
Подробности Круглого стола «Российский кинематограф сегодня и завтра»

23 мая в рамках XVIII Международного кинофорума «Золотой Витязь» состоялось заседание «круглого стола». Во встрече приняли участие делегаты кинофестиваля, представители местного самоуправления и средств массовой информации.

Открыл заседание президент Международного кинофорума «Золотой Витязь» Николай Бурляев. Начал Николай Петрович с приятного: поздравил именинников. В этот день исполнилось 88 лет режиссеру Георгию Натансону — лауреату «Золотого Витязя». А также свой день рождения отмечала лауреат МКФ «Золотой Витязь» и обладательница золотой медали имени Сергея Бондарчука режиссер Валентина Гуркаленко.
Затем бразды правления взял в свои руки председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.

Никита Сергеевич, в частности заметил, что пришла пора определяться: кто мы, с кем мы, куда и зачем идем? Самое страшное для России, считает Михалков, это неопределенность и безвластие. Когда враг известен, то с ним можно бороться. Неопределенность же порой порождается искусственно, чтобы неким дельцам было удобно «половить рыбку в мутной воде».

Наряду с этим Никита Сергеевич коснулся и некоторых своеобразных черт, присущих исключительно русскому человеку. Режиссер заметил, что никогда русский человек не будет работать исключительно за деньги, пусть даже очень большие. Русским может быть только тот человек, у которого чего-то нет, уверен Михалков, а нет — и Бог с ним.

Затронул Никита Сергеевич и тему любви. «Когда писатель или режиссер любит того о ком он рассуждает, любит того, кому предназначено его произведение, я могу многое ему простить, — откровенно признался Михалков. — Могу простить и понять даже ту жестокость, с которой он повествует. И тогда я тоже вместе с ним хочу любить и сострадать. Но нельзя просто с холодным сердцем фиксировать все ужасы, которые видишь вокруг себя. Для этого можно просто выглянуть в окно автобуса или своей квартиры, но не обязательно быть художником. Ведь еще один древний мудрец сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь». И человек, естественно, хочет знать, что нужно делать и кто возьмет на себя ответственность за происходящее.

Михалков уверен, что именно сейчас настал тот момент, когда мы все должны определиться. Пора дать отпор всем этим телевизионным призывам к красивой жизни на дармовщинку. Кто-то должен сказать народу: работай, не бывает пустых денег. Многие ли из тех, кто «ваяет» рекламную продукцию, хотят, чтобы их дети вели подобный образ жизни? За всем этим пустым гламуром должен стоять национальный иммунитет — человеку, обладающему подобным иммунитетом ничего не страшно. Каким будет Россия для России — таким будет и мир, считает режиссер: «Если мы сами не будем рулить своей жизнью, то ей начнут рулить другие и именно в нужном для них направлении».

«В последнее время у нас повсеместно любят повторять фразу: «Патриотизм — последнее убежище для негодяев, — с негодованием высказался режиссер. — Но и тут перевирают. Правильно фраза звучит так: «Патриотизм — последнее убежище даже для негодяев». Выкидывают маленькое слово «даже», а как меняется весь смысл сказанного! Нам часто искажают понятия слов и фраз. Например, нам предлагают быть понятными — то есть усредненными, подогнанными под общий масштаб. А я не хочу быть понятным. Я, как и большинство сидящих в этом зале, хочу быть понятым. Чтобы люди из разных уголков Земли захотели побольше узнать обо мне, прочитать и понять. Под словом «я» имеется в виду русский человек», — завершил свое выступление Никита Михалков.

«Наступает пора, — говорил советник президента России Юрий Лаптев, — когда каждый художник должен понимать свою просветительскую миссию. Нам необходимо рассказать нашему зрителю, что такое Россия, что досталось нам в наследство, что же мы должны беречь и передать дальше. Это очень важная гражданская миссия, которая должна стать приоритетной, когда человек занимается творчеством. Мы похоронили в 90-х годах главную идею, а новую до сих пор не придумали. Мы не даем возможности людям гордиться своей страной. Вспомните советские фильмы, которые делались на высочайшем художественном уровне. Ни один учебник не даст тех эмоций, которые можно получить, смотря отечественные фильмы, ставшие уже классикой кинематографа: «Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Суворов», «Петр Первый», «Иван Грозный"… Мальчишки играли в Чапаева, то есть была идея, ценности, была точка опоры.

Что сейчас? Историческая правда, о которой, честно говоря, мало знают соотечественники, получает просто невероятную интерпретацию в кинематографе. А нужны такие примеры, которые могли бы вырабатывать в человеке лучшие качества. Мне кажется, что в этом вопросе должны стать вескими действия творческого сообщества — Союза кинематографистов: творец должен четко и ответственно понимать, ЧТО сейчас необходимо для национальной идеи».

Политолог Сергей Кургинян напомнил, что в истории мы уже имели процесс разрушения. Готово ли сейчас общество повторить уже пройденное? «Ведь надо ясно сознавать, — убеждал Сергей Кургинян, — что точка кипения в перестроечное время была настолько высока, что пройди общество еще раз этот путь — российская история закончится вообще. Но как только страна восстановится на историческом пути, все придет к своим берегам. Важно стало уже не только ЧТО делать, а КТО это будет делать.

Не секрет, что на нашу территорию смотрят уже как на корову, которая раньше давала молоко, а теперь пора ее забить на мясо. То, что происходит на окраинных рубежах нашей страны, — это далеко не шутки. Особенно сейчас, когда поднимается Китай, а мы находимся в том состоянии, в котором мы есть. Мы говорим, что надо жить достойно, трезво, как-то еще. Все это правильно, но с одной лишь оговоркой: НАДО ЖИТЬ. Главное — обладать той великой единой Родиной, которую строили наши предки, и какую мы должны завещать детям и внукам. Все поняли, что уже сломано и раздавлено, но все чего-то ждут, а ждать-то уже неоткуда. Когда мы смотрели фильмы того же Эйзенштейна, то понимали, что оттуда идет новая весть, значимая для всего мира. Россия, которая не скажет нового слова миру, в XXI веке существовать не будет. Наш шанс находится между 2009 и 2015 годом. Давайте скажем, что мы живы и наследство это наше. Все мы имеем свои дела и интересы, но иногда их надо отставить, чтобы сойтись в одним: оставить в наследство потомкам великую Россию, а не раздробленные, распавшиеся территории, на которых будет хозяйничать кто угодно, но не мы!».

Борис Любимов, ректор театрального института имени Щепкина, начал с того, что его радует — со студентов. По мнению оратора, выросло поколение молодых 17−18-летних людей: талантливых, пластичных, свободных. Если их судьба сложится удачно, то в дальнейшем наши театры и кинематограф получат достойных актеров. Правда есть одно «но»: они пока подобны пластилину, из них можно вылепить все, что угодно. «У них нет стержня и это страшно, — считает ректор. — Не секрет, что для многих молодых людей интереснее не суть и знание творчества великих соотечественников, а скандалы и анекдоты из их жизни».

Еще одной проблемой, по мнению Бориса Любимова, является пресловутый ЕГЭ. «Кто сказал, что тестовое мышление — критерий знаний? — негодовал ректор. — Слава Богу, недавно и президент Медведев озаботился этой проблемой, дав понять, что не исключена возможность пересмотра единого государственного экзамена. Я — оптимист, думаю, что и с этой «бабой Ягой» мы справимся! А мы, в свою очередь, будем стараться, чтобы в вузы попадали не те, кто ловко угадает ответы на экзаменах, а действительно талантливые юноши и девушки».

Как выяснилось, это была не последняя проблема, волновавшая ректора театрального института. «Перевод системы высшего образования в новое русло — еще одно зло нашего времени, — уверен Борис Любимов. — Вдумайтесь, как это дико и смешно звучит применительно к актерам и режиссерам: бакалавр или магистр. К творческим вузам подобная система просто неприменима. Давайте вспомним, ведь даже в трудные для страны годы наши творческие вузы выпускали великих, гениальных актеров: Ефремов, Ульянов, Борисов, Евстигнеев, Лановой… Разве нам нужны другие актеры? Почему сейчас нужно загонять страну в рамки, которые, кстати, не оправдали себя в мире?».

Затронул ректор театрального вуза и проблему языка, назвав его общим стержнем нации. Основополагающим язык является, естественно, и для актеров, и для писателей. «Бог, мой! Вы бы слышали, на каком чудовищном языке говорят нынешние абитуриенты! — воскликнул Борис Любимов. — Ведь раньше можно было легко определить по разговору, откуда приехал человек: с Украины или с Дальнего востока. Сейчас же наша молодежь изрекает свои мысли с некой начитывающей интонацией, одинаковой для всех и вся. И, к сожалению, педагоги за время обучения вряд ли успеют привести их речь в порядок. В итоге будут наши выпускники обладать культурным и профессиональным уровнем, гораздо низшим, чем у выпускников советских времен. А новая система высшего образования — магистратура и бакалавриат — низведет его к студийному уровню. Конечно, со временем мы справимся и с этой проблемой. Но ценой каких усилий?».

Доктор философских наук Виктор Тростников, вступая в разговор, сказал, что именно сейчас люди стали понимать, что живут в многополярном мире. Но любая война может привести к гибели всей общей цивилизации. Люди это понимают, но что нужно делать в новых условиях? «Дружить и сотрудничать, — убежден философ, — а для этого видеть в партнере равного себе. Мы должны признавать, например, за исламской цивилизацией ту же ценность, что есть в цивилизации нашей. Но надо понимать, что мы обладаем безусловными ценностями и у нас уникальная цивилизация. Только тогда мы сможем уважать и других. Не уважая себя, нельзя почитать партнера. Мы должны познать самих себя.

Центральная часть культуры — это искусство. А важнейшее из искусств для нас, как еще говорил Ленин, это — кино. Отсюда задача — средствами кино показать, кто мы такие, раскрыть самих себя, внутренний мир русского человека. Иначе жить в XXI веке в многополярном мире будет невозможно. На мой взгляд, чисто сюжет должен быть вспомогательным (надоели уже все сегодняшние штампы). Надо сосредоточиться на психологической драме, мы хотим видеть желание человека самоутвердиться в этом мире. Внутреннее самоощущение — это самое интересное. Да, задача трудная, но ведь колоссальный опыт подобного кинематографа у нас уже накоплен. Горький сказал, что всем лучшим в себе он обязан книгам, а мое поколение может совершенно определенно сказать: всем лучшим в нас мы обязаны советским фильмам. Надо возродить эту великую традицию кинематографа прошлого времени».

Высказал на встрече свою точку зрения и губернатор Липецкой области Олег Королев.
«Я предлагаю взглянуть на проблему взглядом из провинции, — со свойственной ему прямотой начал Олег Петрович. — Скажу откровенно, была осуществлена попытка всенародной, всемирной порки и почти уничтожение могиканина русского духа Никиты Михалкова. Человека, от которого веет Русью не только мне, рядом сидящему, но и всем присутствующим в этом зале».

Затем Олег Королев задался вопросом о том, какое же бывает кино? И пришел к следующему выводу: кино бывает созидательным или разрушительным. А Михалков именно тот режиссер и актер, который всем своим творчеством постоянно способствовал и способствует воскресению русского духа. И поздравляя Михалкова с избранием на пост председателя Союза кинематографистов Российской Федерации, прежде всего, нужно поздравить всю Россию с победой русского духа.

Затем Олег Петрович предложил участникам кинофорума вернуться к злободневной теме актуализации киноискусства. «Если мы будем здесь рассуждать обо всем понемногу — мы и уйдем отсюда ни с чем. Призываю вас, вернитесь к конкретному обсуждению того, как сделать, чтобы самое мобильное, самое действенное и могучее искусство — кинематограф — актуализировало свою роль в тяжелейший момент для всей России, которая находится на излете».

Продолжила тему кинорежиссер Валентина Гуркаленко: «Больно осознавать тот факт, что из нашего кинематографа был изъят такой жанр, как научно-познавательное кино. Сказать, что он не востребован — нельзя. Это неправда: для телевидения пакетами закупаются иностранные фильмы производства Би-би-си и Дискавери. А ведь на советских научно-познавательных фильмах выросло не одно поколение. Я считаю, что и возрождение нашего кинематографа необходимо начинать с научно-популярного кино. Я работаю в этом жанре не один десяток лет и знаю, о чем говорю. И когда мы приезжаем в школы разных городов России, педагоги, порой, плачут от радости, узнав, что студия научных фильмов жива и даже снимает кино».

Владимир Гостюхин высказал мысль, что разрушение началось с Дома кино, и кинематографисты приложили немало усилий, чтобы наша страна покатилась в бездну разрушений. В то время разрушительный съезд, как ни странно, был услышан. И в результате мы потеряли великий наш кинематограф: не произошло исторической передачи традиций новому поколению.

Сейчас происходит обратное: кинематографисты объединяются уже для созидания. «Очень важно, чтобы все нами сегодня сказанное было услышано властью, — сказал Гостюхин. — Никита Сергеевич Михалков верно подметил, что когда нет власти, начинается гражданская война. Поэтому, чтобы такого не произошло, власть должна быть употреблена, иначе все останется нашими благими пожеланиями. Кадры решают все — это правильно. Я думаю, что есть люди, пусть их немного, личности, которые страдают и переживают вместе со своей страной. Им в первую очередь надо давать возможность творческого проявления, а государственные средства не раздавать сволочам, которые снимают фильмы типа «Сволочи». Когда государство дает деньги, чтобы разрушать самое себя, это преступление. Поэтому, мне кажется, надо искать и находить действительно талантливых и преданных своей стране, своему народу личностей.

Мое пожелание: для того чтобы нам восстановить отечественный кинематограф, нам не надо подражать, причем, плохо подражать американскому кино. Надо дать проявиться духу любви и Родине у нашей молодежи».

Владимир Мединский, депутат Госдумы РФ: «Должно ли искусство вскрывать язвы общества? Наверное, да. Примеров тому в литературе и кино история имеет множество — Герцен, Горький, Гостюхин… Порой человека необходимо, извините за резкость, ткнуть мордой в грязь, чтобы встряхнуть. Но делать это постоянно нельзя — человек привыкнет, что грязь и мерзость есть его постоянная среда обитания».

Тему развила актриса Инна Макарова: «Я все же выскажусь «за» редактуру в искусстве. Должны существовать какие-то ограничения. Например, нельзя показывать детям подробности ограблений и тем паче подробности убийства человека — вот это надо категорически запрещать! А еще возбраняется больных морально людей допускать к кинематографу и иным искусствам — нельзя, чтобы они учили людей злу».

Подвел итог разговору за «круглым столом» председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков: «Мне кажется, что мы должны избежать истерических настроений. Но не нужно надеяться на то, что кинофорум закончится, и все само собой покатится по нужной колее. Без политической воли все бесполезно! Нам необходимо понимание властью и государственная стратегия в решении тех проблем, о которых мы здесь говорили. Мне хотелось бы, чтобы результатом этой нашей встречи стал взвешенный, без истерии, грамотно составленный документ с конкретными предложениями. Этот документ поименуем манифестом и отправим на имя президента. Коль мы себя считаем хозяевами страны, то имеем право потребовать от тех, кого избирали, чтобы они нас услышали. Я берусь сей манифест доставить в высшие эшелоны власти».

http://rusk.ru/st.php?idar=114193

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    28.05.2009 17:40
А Михалков-тот прав. Без политической воли все бесполезно. Так ччто пришло время красиво одеться и закрыть глаза.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика