Известия | Борис Клин | 26.05.2009 |
ответ: Несколько месяцев назад он увидел фотографию могил Ивана Ильина и Антона Деникина. Все временное, пообветшалые кресты, установленные в 2005 году, песчаные холмы на могилах. Он сказал: «Нехорошо получается… Похоронили и забыли?». Предложил подготовить несколько проектов надгробий. Выбирал лучший уже вместе с патриархом Кириллом. Проект был утвержден, и встал вопрос о финансировании. Владимир Владимирович сказал, что об этом не надо беспокоиться, все оплатит из своих личных средств.
Между могилами Деникина и Шмелева похоронен генерал Каппель. Владимир Владимирович просил, чтобы с его надгробием обошлись очень бережно.
в: Что именно, по вашему мнению, привлекло внимание премьера к этим людям?
о: Все они, Деникин, Шмелев, Ильин, были не просто неординарные личности, но и оказали особое влияние на судьбы России. Владимир Владимирович, когда мы шли по кладбищу, говорил о воспоминаниях Деникина. Он в своих мемуарах писал и о планах по расчленению России. Ему ведь даже соратники из Белого движения предлагали поделиться территорией с интервентами. Но Деникин всегда категорически восставал против таких планов. Он считал, что враждебные России силы всегда будут стремиться к ее «балканизации». Кстати, Ильин тоже написал работу «Что сулит миру расчленение России». И написал ее в ту пору, когда советская власть была на подъеме и возможность распада трудно было кому-то представить.
У всех этих людей много общего. Трагическая судьба. Ильин, к примеру, в 1922 году был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни. Если бы не высылка, не отъезд на «философском пароходе», его бы расстреляли. У Шмелева был расстрелян большевиками любимый сын. Кроме трагической судьбы, они были христиане, беззаветно служившие стране и народу. Хотя каждый из них, как и любой человек, наверное, не мог избежать ошибок. Но служили они искренне.
Владимир Владимирович рассказывал, что в те годы, когда ему довелось общаться с Солженицыным, он был глубоко тронут его государственническим восприятием страны.
в: Но разве взгляды на политическое устройство России у этих людей не были различны? Ильин — сторонник жесткой централизованной власти, а Солженицын призывал развивать мест-ное самоуправление.
о: Конечно, все они придерживались в какой-то степени разных взглядов, и общего знаменателя тут не вывести. Но несмотря на это, их объединяли искренняя любовь к России и самоотверженное служение ей. Это главное.
в: Есть в этой истории с надгробиями и посещением кладбища некий знак политического вектора развития страны? Ведь его сейчас наверняка будут искать эксперты и аналитики?
о: На мой взгляд, это довольно примитивный подход. Для меня это событие — дань памяти и выдающимся людям, и нашей великой, прекрасной и противоречивой истории, и молчаливый диалог с ней. Великий русский историк Василий Ключевский сказал как-то примерно такие слова: история — не добрая, старая учительница, а суровая наставница, которая не задает домашних заданий, но сурово спрашивает за их незнание.
Мы, сегодняшняя Россия, стараемся постичь уроки истории. И прекрасно, что Владимир Владимирович не отказывается ни от одной ее части. А судит людей только Бог.
Иван Ильин в посланиях президента
В своих выступлениях Владимир Путин часто цитировал Ивана Ильина, в том числе и когда выступал с посланием президента. Так, 25 апреля 2005 года Путин сказал: «Государственная власть, — писал великий русский философ Иван Ильин, — имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку».
10 мая 2006 года в послании Федеральному собранию Путин, говоря о роли армии, снова сослался на философа: «Известный русский мыслитель Иван Ильин, размышляя о базовых принципах, на которых должно прочно стоять российское государство, отмечал, что солдат есть звание высокое и почетное. И что «он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную волю, силу и честь».
Даже на таких мероприятиях, как заседание Госсовета о профилактике правонарушений (июнь 2007-го), Путин привел цитату из философа: «Знание без соответствующего воспитания сердца и души представляет одно из наиболее опасных социальных явлений, вредно и для здорового правосознания».