Русская линия | Александр Щипков | 26.05.2009 |
Я хотел бы сказать несколько слов о состоянии информационного пространства России, которое в основном формируется отечественной телеиндустрией. Я так и назвал свое краткое выступление — Нравственный кризис информационного пространства России.
Россия страна не просто большая. Россия страна огромная. Держа в руках политическую карту страны, ты наполняешься гордостью. А есть еще карта полезных ископаемых. Климатическая. Экономическая. Начали появляться конфессиональные карты. А где же самая важная карта — карта нравственного состояния России? Карта, по которой народы, окружающие нас могли бы судить о наших привычках, традициях, нравственных и духовных принципах, системе воспитания и образования, культурных ценностях и идеологических приоритетах.
Эта карта, этот путеводитель по загадочной русской душе — наше российское телевидение.
В современной России сложилось ситуация, противоречащая идее общественного прогресса. В целом по стране культурно-нравственный уровень родителей превышает потенциально возможный культурно-нравственный уровень детей. И телевидение здесь первый обвиняемый.
Давайте попробуем разобраться на каких основаниях базируется современное российское ТВ.
Двадцать лет назад телевидение высмеяло преподавателя ленинградского Технологического института за то, что она отказалась поступаться принципами. Над ней публично потешались и издевались десять лет, вдалбливая россиянам новую мораль, согласно которой поступаться принципами не только можно, но и нужно. Вот первое основание, на котором стоит наше телевидение — идеологический цинизм: убеждений не существует, принципов не существует.
Наше телевидение — грубое и бесстыдное, в нем нет места стыдливости и целомудрию. Вообще слово «целомудрие» уничтожено, выведено из речи. Реакция на него — нездоровый хохоток, будто вслух произнесено нечто крайне неприличное. Все мы не раз обращали внимание на то, как в телешоу при очередной скабрезной шутке камера скользит по лицам в зале. Губы выдавливают усиленные смешки, а глаза разбегаются в смущении, потому что зрителям неловко! Где же источник этой неловкости? А источник — в природном целомудрии, остатки которого пытается вытравить из народа российское ТВ.
Ради рейтинга телевизионщики готовы не только глумиться над наготой отца, но раздеть мать и научить детей смеяться над наготой матери.
«Будьте бесстыдными!», призывает нас российское телевидение. И если идеологический цинизм — первое его основание, то жажда бесстыдства — основание второе.
Телевидение — это не абстрактный монстр, а конкретные дяди и тети, которые зарабатывают деньги на пропаганде порока. Загляните в Останкино — в воздухе висит сплошной мат и табачный дым. Я два года служил в самых неблагополучных частях Туркестанского военного округа, 15 лет проработал рабочим на ленинградских заводах, но такого изощренного мата как в Останкино не слышал. Телевизионные девочки с брильянтиками на нежных пальцах матерятся грубее прапорщика из Термеза. Этот мат — не просто стиль современного телевидения, это его суть, его душа. И если говорить абсолютно откровенно и прямо, то эти прокуренные дяди и матерящиеся тёти хотят внушить нашим детям, что между добром и злом нет разницы, что добра и зла не существует. Отказ от добра и зла есть третье основание российского телевидения.
Понятия Добра и Зла являются фундаментальными в регулировании отношений между народами, государствами, классами, между народом и властью, между детьми и родителями. Группа лиц, которая сегодня манипулирует общественной моралью с помощью телеэкрана, считает, что всё регулируется деньгами. Все мы не раз слышали омерзительную фразу — «Ничего личного, старик, — бизнес!», Эта фраза утверждает превосходство денег над совестью. В этой фразе заключена вся идеология шпаны, которая захватила башню гениального инженера Шухова.
Итак — отсутствие принципов, жажда бесстыдства и отказ от добра и зла.
В течение последних двадцати лет мы наблюдаем деградацию нравственной составляющей информационного поля. Возможность роста не предвидится даже в перспективе, а вот пределы падения каждый год открываются все новые.
Теперь давайте задумаемся над тем, как одним словом охарактеризовать то, что нам показывает российское телевидение, что нам показывают люди без убеждений, без стыда, без базовых понятий о добре и зле, люди с поврежденным сознанием и поврежденной совестью. Что они хотят показывать на экране? — Только патологию.
Наше телевидение, это бесконечный рассказ об отклонении от нормы, о всевозможных разновидностях патологии. ТВ рекламируют патологию во всем — в деловых отношениях, в семейных отношениях, в дружбе, в сексе, в искусстве, в религии,
Недоученные студенты, выпускники КВНа заменили юмор примитивным хамством, вместо врачей программы о здоровье ведут шарлатаны, вместо священников на экране появляются колдуны, а гомосексуалисты учат любви. Триумф патологии!
Нас пытаются убедить в том, что нормы нет. Что есть только патология. Что сама Россия — это патология. Что ТВ — это зеркало страны. Полюбуйтесь на себя, говорят нам с экрана, вы — уроды!
Честно говоря, любоваться надоело.
Поэтому законопроект Сергея Миронова о создании Общественного совета Российской Федерации по телевидению поддержали лидеры всех традиционных религий. Поддержали, потому что Совет нужен как воздух.
Завершая своё выступление, хотел бы напомнить, что общедоступное эфирное телевидение — это общественный институт. А общественный институт, как известно, функционирует нормально при одном условии: если существует социальный контроль. В нашем случае со стороны предлагаемого Общественного совета на телевидении.
Российскому обществу пора, наконец, сформулировать свои претензии к телевидению и заставить его служить народу. Только так мы сможем преодолеть нравственный кризис информационного пространства России.
Надеюсь встретить понимание и поддержку как среди участников кинофорума «Золотой витязь», так и в целом со стороны Союза кинематографистов России.
Александр ЩИПКОВ, советник председателя Совета Федерации, кандидат философских наук, председатель Клуба православных журналистов
http://rusk.ru/st.php?idar=114185
Страницы: | 1 | |