Русская линия
Русская линия25.05.2009 

Десять заповедей — нравственный ориентир для молодежи
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал высокую оценку программному документу XIII Всемирного Русского Народного Собора «Будущие поколения — национальное достояние России»

XIII Всемирный Русский Народный Собор принял программный документ «Будущие поколения — национальное достояние России». «Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности. Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди, изложенные в библейском Десятисловии», говорится в преамбуле программного документа. Текст, принятый на Всемирном Русском Народном Соборе, состоит из десяти параграфов, соотносимых с заповедями библейского Декалога. Предлагаем вниманию читателей этот важный документ, охватывающий практически все стороны жизни молодежи и получивший высокую оценку Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

БУДУЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ- НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
Программный документ XIII Всемирного Русского Народного Собора


Молодость — это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни.
Именно в юном возрасте, когда жизненная программа еще не закрепилась в сознании окончательно, молодой человек крайне остро ощущает разрыв между реальностью и идеалом. Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.

Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди, изложенные в библейском Десятисловии и созвучные священным текстам мусульман и буддистов.
Обращение к десяти заповедям позволяет сформировать структурно целостный подход к реальности, когда каждый жизненный вопрос рассматривается не по отдельности, но в духовно-нравственной связи со всеми остальными. Подобный подход актуален не только для последователей традиционных религий, но и для любого современного человека, стремящегося выработать у себя целостное нравственное мировоззрение.

Используя этот подход, обобщая итоги многолетней работы ВРНС по молодежной тематике, основываясь на суждениях и оценках Главы Собора — Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, на материалах ВРНС и концептуальных текстах традиционных религиозных общин России, Всемирный Русский Народный Собор выносит на общественное обсуждение настоящий программный документ, где проблемы, встающие перед новым поколением, представлены в их взаимосвязи.
Мы адресуем его политикам и предпринимателям, деятелям культуры и руководителям общественных объединений, учителям и преподавателям вузов, молодежным лидерам и активистам, всем нашим соотечественникам и согражданам, испытывающим беспокойство за судьбу и будущее России.

1. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
.
Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркнуто, что школа есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания. Для ее осуществления требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов государственной власти, религиозных организаций, союзов деятелей культуры.

Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование склонны трактовать неоправданно узко, исключая из него воспитательный момент. Не по этой ли причине многие родители испытывают тревогу, отправляя в школы своих детей? С другой стороны, ухудшение психологической атмосферы в учебных заведениях, где дети зачастую приобщаются к сквернословию и курению, а подростки «знакомятся» с алкоголем и наркотиками, в конечном счете влияет и на само качество образовательного процесса.
В идеале вся система образования и воспитания молодежи должна исходить из традиционных духовно-нравственных координат. Соотнося этот идеал со сложившимся к настоящему моменту положением дел, мы констатируем, что во многих курсах общественных и гуманитарных наук роль духовных ценностей в формировании общенациональной культуры народа России явно недооценивается.
Собор также считает нужным предостеречь от навязывания учащимся представлений, противоречащих традиционной этике. Сотрудничество молодежных объединений, традиционных религиозных организаций, органов государственной власти призвано противодействовать проникновению в школу оккультных и экстремистских влияний.

Задачи совместной работы по воспитанию молодежи должны определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества. Сегодня в России уже широко распространилась и получила поддержку со стороны родителей и, что самое важное, самих детей, практика преподавания в школах основ религиозной культуры. Эта практика основывается на принципе добровольности изучения любой из религиозных культур, нуждается сегодня в развитии и совершенствовании.
По мысли Главы Всемирного Русского Народного Собора, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, у традиционных религиозных организаций России и светской педагогики — одна задача: воспитать не только знающего, работоспособного человека, но и полноценную личность, обладающую этическим измерением своих слов и дел, живущую осмысленно и одухотворенно, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и Отечеству.

Попытки оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических ориентиров препятствуют формированию духовно зрелой, гармонически развитой личности.
Творчество учителя немыслимо без нравственного примера, лежащего в основе воспитания. Образование — высшее, среднее и начальное — становится полноценным и качественным тогда, когда базируется на фундаменте традиционных, вечных духовно-нравственных ценностей.

2. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ

Роль семьи в становлении личности молодого человека уникальна. Ее не могут подменить иные социальные институты. Опыт семейного общения способствует развитию самосознания молодых и закладывает основы здоровой гражданственности, провозглашается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
Однако в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как вдохновляющий мотив, слилось с повседневной рутиной. Секуляризация и социальные катастрофы привели к парадоксальной ситуации, когда даже в существующих семьях утрачены основные навыки совместной жизни.

Между тем разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению, росту антагонизма между поколениями.
Семья предполагает ответственное отношение людей друг к другу, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Созидание семьи — это особый вид духовного и социального творчества, предполагающий многолетний труд во имя достижения взаимопонимания, взаимопомощи и совместного счастья.

Семейный союз не достигает своей полноты без детей. Дети являются не только биологическим, но и духовным продолжением мужа и жены. Однако сегодня вещественная, плотская сторона деторождения беззастенчиво эксплуатируется в коммерческих целях. В результате у многих представителей молодого поколения теряется способность сопрягать это мощное инстинктивное начало с любовью и нравственной ответственностью. Задача всех, кто привержен сегодня традиционным духовным ценностям, состоит в том, чтобы отстоять образ чистоты и нравственной красоты отношений между мужчиной и женщиной.

Упомянув о духовной, экзистенциальной ценности отцовства и материнства, не меньшее внимание следует обратить на материальные условия, требуемые для полноценного развития детей. Жизнь, даруемая родителями их детям, не должна ограничиваться физическим появлением на свет. Она немыслима без родительской заботы, образования, достаточного материального обеспечения.
Нельзя мириться с тем, что сложности в вопросах трудоустройства, отсутствие квалифицированного ухода за ребенком во многих дошкольных учреждениях, трудности в получении качественной медицинской помощи детям становятся непреодолимым препятствием для многих молодых супругов, стремящихся к продолжению своего рода. Мы призываем общественные объединения и предпринимательские союзы, органы государственной власти и муниципальные структуры, средства массовой информации и всех сознательных граждан оказывать поддержку молодым супругам, приобретающим опыт отцовства и материнства.

Общество, власть, религиозные объединения должны создать стратегическую коалицию во имя защиты семьи. Невозможно убеждать молодых в высочайшей ценности семьи и почетности родительского служения, не препятствуя при этом пропаганде порока, не ставя преград на пути зла. Те, кто пытается превратить взаимное влечение мужчины и женщины в товар и выставляет его на продажу, должны сделаться в нашем обществе персонами non grata.
Защита семьи — это борьба за будущее нашей страны в истории. Главными действующими этого будущего должны стать не массы потребителей, не одиночки в скорлупках эгоизма, а семьи, созданные любящими друг друга супругами, дарящими эту любовь детям.

3. ОТДЫХ МОЛОДЕЖИ

Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития, указывается в принятом Всемирным Русским Народном Собором Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании. В особенности этот принцип применим к молодежи, для которой отдых является важнейшим ресурсом личностного развития.
Часто бывает так, что молодой человек ищет постоянной смены впечатлений, редко оставаясь наедине с собой. Это свойство в максимальной степени использует индустрия развлечений, которая не преумножает и не восстанавливает ресурсы личности, а паразитирует на внимании, ослабляя человека духовно и физически. Ситуация с каждым годом ухудшается, поскольку культурная сфера жизни нашего общества все больше ориентируется на развлекательные запросы, попадая в порочный цикл удовлетворения примитивных потребностей человека.
Планируя свой отдых, молодым не следует поддаваться «стадному инстинкту», растворяясь в толпе сверстников, которым масс-культура нарочно навязывает одинаковые, стандартные «удовольствия». Свободное время — это всегда либо приобретение, либо растрата сил. Жажда развлечений — один из видов психологической зависимости. От голого потребления развлекающей масскультурной продукции ощущение душевной пустоты лишь нарастает. Совершенно иное чувство возникает от осмысленного общения с родными и близкими, от помощи людям, нуждающимся в поддержке. Сознательно совершенное доброе дело открывает дополнительный резерв энергии и новые жизненные перспективы.

Молодежи полезен досуг, связанный с духовной и физической активностью, защищающий молодые умы от соблазнов наркомании, алкоголизма, погружения в атмосферу разрушающих личность иллюзий. В молодости человек приучается испытывать тяжелые нагрузки на тело и психику, поэтому нуждается в сознательном отношении к собственному организму. Оздоровительные и спортивные практики должны обязательно иметь связь с историческими формами традиции. Тогда занятия ими укрепляют не только физически, но и духовно.
Нельзя сводить цель отдыха к развлечению. Основная задача досуга — развитие всех сторон личности, социализация молодых людей, приобретение ими всесторонних навыков самостоятельной жизни. Вот почему из сферы отдыха не должны исключаться творческие вечера молодых поэтов, художников, архитекторов, музыкантов, интеллектуальные диспуты в клубах молодых изобретателей, труды добровольцев по благоустройству своего района, улицы, двора, походы молодых реставраторов, восстанавливающих храмы и другие исторические памятники.

Вместе с тем, согласно традиционным религиозным доктринам, свободное от добывания хлеба насущного время рекомендуется использовать для освоения духовной сферы. На практике это выражается в радикальной смене впечатлений через переход в иное пространство — географическое, природное, архитектурное, музыкальное.
Особенно важно прививать молодежи вкус к посещению сакральных объектов, культурному туризму. Важно, чтобы эти объекты имели для молодых людей личную значимость, они должны восприниматься как места, где легче всего получить правильный настрой, ведущий к успеху в личной жизни, учебе, карьере. В традиционных религиозных общинах России накоплен богатый опыт введения в область священного. В христианских монастырях, буддийских дацанах, мусульманских мечетях, иудейских синагогах принято относиться к молодежи с особой теплотой.

Современная индустрия развлечений, построенная на эксплуатации низменных инстинктов, потворстве порокам и страстям, выводит молодых из душевного равновесия, лишает их возможности полноценного отдыха в изначальном, подлинном смысле — как состояния покоя, отдохновения от трудов.
Свободное время призвано не закабалять человека зависимостями и вредными пристрастиями, но восстанавливать и укреплять его духовные и физические силы. Такой отдых не разрушает, но созидает личность, обновляя ее путь к полноте и гармонии бытия. Настоящее удовлетворение возникает лишь от досуга, проведенного с пользой и без суеты.

4. СМИ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР МОЛОДЫХ

В формировании личности молодого человека участвуют не только семья и школа. Зачастую решающее влияние на него оказывают средства массовой информации. Трудно переоценить роль, которую играют СМИ в современном обществе. Обладая огромным влиянием на аудиторию, они несут величайшую ответственность за воспитание детей и молодежи. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается, что благополучие общества во многом зависит от того, основывается ли информирование зрителя, читателя или слушателя на заботе о нравственном состоянии личности и общества, раскрываются ли в работе СМИ положительные идеалы, присутствует ли в них осуждение порока и зла.

Обсуждая вопрос о деятельности СМИ, многие ставят во главу угла принцип свободы слова. Необходимо, однако, уточнить интерпретацию этого принципа. В Декларации о правах и достоинстве человека, принятой Всемирным Русским Народным Собором, говорится о необходимости различать две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, когда человек избрал добро. Если же человек выбирает зло, этот выбор, напротив, ведет к саморазрушению, наносит урон достоинству человека и лишает его свободы. Вот почему потакание злу бесчеловечно по сути своей.
Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать поведением людей стало особенно легко. Многим молодым людям стало сложно отличать свои собственные желания и взгляды от тех, что навязаны извне.
Мы призываем всех, кто имеет отношение к деятельности СМИ — их владельцев, руководителей, редакторов, журналистов — сделать выбор в сторону добра. Нельзя допустить разжигания в молодежной среде вражды и ненависти, демонстрации образцов безнравственного поведения в качестве некоей культурной нормы.

Значительное влияние на сердца и души молодых людей оказывают и процессы, происходящие в интернет-пространстве. Следует признать, что возможности, предоставляемые сетевой средой для духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания молодежи, используются сегодня лишь в крайне ограниченном объеме. Как это часто бывает с плодами научно-технического прогресса, молодежная интернет-среда стала площадкой для развития нигилистических, деструктивных тенденций, которые подчас выплескиваются в реальную действительность.
Мы приглашаем всех патриотически мыслящих молодых людей активно отстаивать свои идеи в интернете. Мы должны являть для остальных пользователей пример этикета и взвешенности суждений в блогосфере, открыто исповедовать свое кредо в социальных сетях, сотрудничать с интернет-ресурсами и выступать на форумах, посвященных тематике молодежных субкультур.

Органы власти, общественные объединения, традиционные религиозные общины России призваны всемерно поддержать молодежные инициативы по оздоровлению Рунета. Оставляя открытым вопрос о необходимости законодательных мер, направленных на создание новых правил информационного поведения в сети, мы констатируем необходимость более эффективного применения уже существующих правовых норм.
Последствия нравственного кризиса, переживаемого сегодня нашим обществом, наиболее остро ощущаются в медийном пространстве. В то же время именно здесь лежат и ключи к выходу из создавшейся ситуации, к новому обретению утраченных нравственных идеалов.

Современные СМИ — не просто коммерческие поставщики информационных услуг. Последствия их деятельности накладывают печать на разум и психику людей, прежде всего молодых. Честность и объективность СМИ не должна пониматься как равнодушие ко злу. Популяризация и прославление порока не могут быть оправданы никакими соображениями коммерческого характера, особенно при подготовке телепрограмм и выпуске печатных изданий, адресованных детям и молодежи.
Общество не может оставаться равнодушным к попыткам представить в СМИ норму патологией, а патологию нормой. Средства массовой информации не должны превращаться в средства массовой лжи. Климат медийного пространства следует подчинить общественному мнению, а не интересам и пристрастиям продюсеров. Однако лучший путь к изменению ситуации — это не органы цензуры, а создание в обществе дееспособного морального большинства, активными участниками которого должны стать молодые граждане России.

5. ДИАЛОГ С МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ

Особой социальной средой, влияющей на становление личности молодого человека, являются молодежные субкультуры. Субкультуры в современном обществе — это пространство взросления и обретения жизненных моделей для молодежи.
Самое ценное в субкультурах — то, что они являются для молодежи средой безусловного принятия, дружбы, избавляют молодых людей от страха оказаться непонятым и одиноким. Часто именно субкультуры являют собой нечто вроде общин, что так редко и необычно для современности. Отождествляя себя с той или иной субкультурой, молодой человек иногда совершает свой первый сознательный шаг к своей настоящей роли в обществе.

В молодежных субкультурах юноши и девушки стремятся выработать собственный взгляд на мир, достичь полноты личностного самовыражения. Однако, проводя границу между социокультурной средой «своих» и остальным миром, молодые люди часто замыкаются в себе. Некоторые из них пробуют конструировать собственный микросоциум с особыми правилами и нормами, противоречащими истинным представлениям о нравственности, наносящими вред здоровью. Утеряв связь с общественной моралью и религиозной культурой, такие субкультурные течения склонны к созданию квазирелигиозных культов вплоть до откровенного сектантства и сатанизма.

В современной ситуации как никогда прежде необходим диалог между представителями молодежных субкультур и той частью общества, которая ориентирована на традиционные духовно-нравственные ценности. Только общаясь с молодыми не в стиле менторских нотаций, а на языке доверия и поддержки, мы сможем понять надежды и чаяния молодежи, избежать конфликта поколений, найти общие жизненные ориентиры для людей разных возрастов, получать со стороны молодежной субкультуры приток свежих сил.
Для того, чтобы диалог с субкультурными движениями был эффективен, нужно четко осознавать, какой именно духовный «дефицит» восполняется существованием той или иной субкультуры. Неудовлетворенные потребности, лежащие в основе молодежных субкультур, могут быть самыми разнообразными. Как правило, людей, объединённых в то или иное движение, связывает друг с другом отвращение к миру массовой культуры, который транслируется СМИ, недоверие к официальным версиям истории, науки, общественной морали, которые воспроизводятся в стенах учебных заведений. Поэтому диалог с представителями этой среды не может происходить без искренней заинтересованности и знания соответствующих культурных кодов.

Молодежные субкультуры — это лаборатории для социального творчества. В них идут культурные эксперименты (иногда — рискованные), которые приносят разные плоды. Эмоциональные вихри, порождаемые ими в обществе, наполнены как темными, так и светлыми чувствами.
Отделяя одно от другого, нужно помнить, что субкультуры — это лишь формы, которые могут быть заряжены как созидательным, так и разрушительными энергиями. Основная опасность связана с абсолютизацией субкультурной игры, в придании ей квазирелигиозного характера. Предостерегая от этого соблазна, мы должны стремиться к соединению субкультурных форм с традиционным духовно-нравственным содержанием.

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ

Создание условий для экономического благополучия молодых — задача общенационального масштаба, требующая совместных усилий власти, общественных объединений, религиозных общин.
Одна из целей экономического развития страны заключается в том, чтобы помочь молодежи гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы. Состояние экономики напрямую зависит от духовного здоровья личности, гласит принятый Всемирным Русским Народным Собором Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Пиетет перед богатством безотносительно к тому, на что оно употребляется, неизбежно разъедает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную «войну всех против всех». Лишь человек с добрым сердцем и ясным умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу.

Эти принципы становятся особенно важны в ситуации, когда страна переживает экономический кризис. Многих представителей современной молодежи он застал врасплох, лишив надежды на быстрый профессиональный рост и материальное преуспеяние. При этом молодые люди, заканчивающие сегодня школы и вузы, не имеют опыта поведения в кризисной ситуации, который отличал их старших сверстников.
Материальное неблагополучие, социальная неустроенность не только лишают молодых возможностей для личностного роста и шансов на профессиональный успех, но и являются причиной ряда духовных болезней. В небольших городах и слаборазвитых регионах молодым людям особенно легко стать жертвами безработицы, почувствовать себя выброшенными на обочину жизни. В еще худшем положении находятся дети и подростки, оставшиеся без родительской заботы, не имеющие возможности получить полноценное образование, попавшие в антисоциальную среду. Эти категории молодежи не видят перед собой перспектив достойного будущего.

Для социума смириться с подобными настроениями равносильно самоубийству. Совместные усилия структур гражданского общества, предпринимательских союзов, государственных органов, религиозных объединений должны помочь попавшим в тяжелое положение молодым людям подняться с социального «дна», стать полноценными членами общества и достойными гражданами своей страны.
Необходимы также эффективные программы поиска и продвижения талантливых молодых людей, способности которых являют собой «золотой фонд» человеческого капитала России. Для них в первую очередь должен быть запущен «социальный лифт», функционирующий независимо от происхождения молодых людей, от статуса и материального благосостояния их родителей.
Проблема профессиональной реализации молодежи выходит на первый план, неся в себе как новые возможности, так и новые риски для развития страны. Это именно та область, где до молодежи со стороны государства должен дойти следующий посыл: все молодые люди обладают равными возможностями. Профессиональный успех и карьерный рост зависят исключительно от способностей и проявленного усердия, а не от происхождения или имущественного достатка. Только реализовав этот принцип на практике, мы сможем надеяться на появление генерации молодых профессионалов, энтузиастов своего дела, готовых обеспечить не только количественный, но и качественный рост нашей экономики, способных вывести Россию на лидирующие позиции в интеллектуальном, технологическом и хозяйственном соревновании развитых стран мира.

Таланты и способности молодых не должны быть поглощены молохом потребительской гонки и украдены социальным неравенством. Лишь создав в обществе честные правила и пространство равных возможностей, мы можем дать возможность молодым не только обеспечить себя, но и приносить пользу своей стране.
Экономика не самоценна, но служит тому, ради чего живет человек, кем он себя мыслит, какие ценности исповедует. Лишь вернув в обществе уважение к подлинным нравственным идеалам, мы сможем доказать молодым, что только благосостояние, обретенное честным путем, можем быть по-настоящему прочным.

7. МОЛОДЕЖЬ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

На протяжении веков российская цивилизация развивалась как сложное сообщество наций и культур, органично дополняющих и обогащающих друг друга. Однако сегодня при отсутствии полноценного патриотического воспитания молодежь все чаще втягивается в межнациональное противостояние.
В отдельных регионах продолжают действовать сепаратистские движения и террористические группировки, культивирующие национальную ненависть и религиозную нетерпимость. Кроме того, почти на всей территории страны фиксируются вспышки взаимной вражды между местными жителями и мигрантами, приехавшими из-за рубежа, а также выходцами из других регионов. С особой остротой это противостояние дает о себе знать в молодежной среде.
Радикальные протестные настроения, социальный нигилизм возникают не на пустом месте, но как реакция молодых на пренебрежительное отношение к себе. Именно на этой почве часто возникают бытовые и культурные конфликты, в урегулировании которых важную роль могут сыграть религиозные общины, студенческие союзы, национально-культурные общества, землячества.
Лучший метод борьбы с экстремизмом — доверить молодым людям настоящее дело, говорит Глава Всемирного Русского Народного Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Гармонию в межнациональных отношениях можно будет достичь лишь тогда, когда молодые соотечественники преодолеют индивидуализм и разобщенность, проникнутся духом товарищества и взаимовыручки, осознают, что добиваться успеха сообща легче, чем делать это по одиночке. Позитивный опыт уже присутствует там, где молодежь, и вообще основная масса местного населения оказывается способной к общинной самоорганизации, в рамках которой успешно решаются вопросы труда, занятости, достижения экономической самостоятельности, открываются пути приобщения к традиционным духовным ценностям. Совместный труд помогает молодым людям, преодолевая сложности жизни, духовно возрастать и преображать окружающую реальность.
Создание полноценных структур общества на местном и региональном уровнях создает предпосылки для поддержания правопорядка, эффективного функционирования местного самоуправления, реабилитации молодежи, попавшей в криминальную, алкогольную или наркотическую зависимость.
Там, где удаются такие инициативы, формируется здоровый экономический и нравственный климат, в котором принято уважать закон, а не произвол, где ценят силу права, а не право сильного. Как результат, закономерно происходит естественная и безболезненная адаптация приезжих к сложившемуся жизненному укладу.

В основу эффективной национальной политики, рассчитанной на молодежную среду, должны быть положены не заимствованные из-за рубежа схемы, используемые для регулирования этнокультурных процессов, слабо соотносимых с российскими реалиями, а многовековой опыт дружбы и соседства народов нашей страны, имеющих свой неповторимый культурный облик. Традиционные религиозные общины России, выступая историческими хранителями этого опыта и осуществляя свое служение на основе близких, созвучных этических принципов, призваны сыграть ключевую роль в «разрядке» межнациональной напряженности.

Ненависть к людям другой национальности не имеют ничего общего с любовью к своему народу. Тот, кто хочет, что его уважали другие, должен прежде всего научиться уважать себя, жить в соответствии с передающимися от поколения к поколению нравственными идеалами. Залог межнационального мира и единства России — в сохранении национальной, культурной и духовной идентичности живущих в ней народов.

8. БАРЬЕР НА ПУТИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Те же принципы должны стоять во главе угла борьбы с криминализацей молодежи, рост которой сегодня вызывает тревогу среди населения. Профилактика подростковой и молодежной преступности наибольшего эффекта достигает через системное просвещение, утверждающее в обществе примат духовно-нравственных ценностей.

С этой целью молодежные организации, общественные объединения, религиозные общины призываются к активному сотрудничеству со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. Это поможет, помимо прочего, остановить преступность и коррупцию, которые подчас провоцируют экстремизм и межнациональную вражду. Лучшей формой предотвращения нарушений закона, насилия и жестокости является демонстрация духовных преимуществ нравственного образа жизни, отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

Неизбежными следствиями криминализации молодежной среды становятся наркомания и алкоголизм, ведущие молодых к нравственному разложению и физической гибели. Врачевание этих болезней, одновременно являющихся и тяжкими социальными недугами, является не только государственной, но и общественной задачей. Нам сегодня нужно с особенной решимостью остановить тех, кто спаивает молодежь и приучает ее к наркотикам — торговцев и воротил теневого бизнеса. Обслуживающие их апологеты алкогольной и наркотической псевдокультуры активно внедряются в молодежный социум, пытаются формировать ведущие к алкогольной и наркотической зависимости поведенческие стереотипы.
Важнейшей задачей журналистов, ведущих теле- и радиопрограмм, всей творческой интеллигенции должно стать аргументированное и безальтернативное развенчание психологических установок, романтизирующих и эстетизирующих алкоголизм и наркоманию.
Такая пропаганда будет эффективна лишь в том случае, если молодой человек, употребляющий алкоголь или наркотики, станет чувствовать себя не «продвинутым тусовщиком», а тем, кем он является на самом деле: человеком, разрушающим свою личность, губящим свое здоровье, сползающим в темный мир криминала, приносящим горе родным и близким,
Подобно алкоголизму и наркомании, молодежная преступность имеет не только духовные, но и социальные корни. Структуры гражданского общества, выступающие хранителями традиционных моральных устоев, должны оказать поддержку инициативным группам, работающим с молодыми людьми, относящимися к «группе риска», попавшими в криминогенную среду.

При этом необходимо учесть, что борьба с преступностью, социальная реабилитация молодых людей и подростков, попавших в сети преступности, невозможна без последовательной реализации идеалов справедливости. Активность социальных волонтеров не должна контрастировать с нравственным обликом представителей выборных органов власти, администраторов всех уровней, лидеров крупных общественных объединений.

Заповедь «не убий» лежит в основе традиционной этики, базирующейся на духовно-нравственных ценностях. Алкоголизм, наркомания, бандитизм появляются там, где царит духовная пустота и отсутствие жизненных перспектив. Лишь согласованными усилиями государства, общества, религиозных объединений можно поднять попавшую в социальную «группу риска» молодежь с криминального дна.

9. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Связующей нитью между поколениями является чувство исторической памяти и духовной общности со своим Отечеством, готовность служить ему и защищать его. Любовь к Родине имеет ту же природу, что и любовь к родителям. Не случайно эти слова — Родина и родители — восходят к одному корню.
Патриотизм является связующим звеном между национальностью как этнической общностью и единой общностью граждан государства. Молодой человек, придерживающихся патриотических взглядов, любит свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Патриотизм — естественное чувство, оно изначально присуще человеку, говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

Просвещенный, базирующийся на традиционных духовно-нравственных ценностях патриотизм является действенным фактором в жизни общества. Он проявляется в готовности защищать Отечество от неприятеля, трудиться на благо родной страны, заботиться об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государства.
В ситуации, когда страна переживает экономический кризис, она остро нуждается в социально-политической активности молодежи. Мы приветствуем любые инициативы молодых, направленные на утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей России, идеалов патриотизма и социальной справедливости.

Созидательная социальная активность молодежи формирует духовные связи, построенные на принципах дружбы и солидарности. Работая в команде единомышленников, молодые люди быстро убеждаются, что товарищеские, братские отношения не растворяют индивидуальность, а пролагают кратчайший путь к самореализации.
Найти свой путь в жизни, обрести смысл и гармонию бытия молодым людям поможет добровольческое движение, поддержка инициатив, направленных на благо человека и общества. Волонтерство — это осознанный выбор, который способствует личностному росту, расширению профессиональных навыков и кругозора, милосердному отношению к ближнему. Опыт показывает, что через какое-то время волонтеры начинают сами выступать организаторами и идейными вдохновителями социальных проектов.

Крайне важен вопрос о формировании нового слоя молодых управленцев, приобретающих опыт социального служения на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Мы поддерживаем деятельность общественно-политических объединений, вовлекающих молодежь в процесс созидательной политической активности, открывающих дорогу к личностному самоутверждению на поприще политической работы. Необходимо, чтобы представители традиционных религий донесли до молодежи, получающей сегодня политический опыт, идею важности духовного совершенствования. Молодые политики должны узнать из практики, что их деятельность обладает духовным значением, а религиозно ориентированная молодежь — осознать общественную работу как вид служения.
Становится все более востребованной конструктивная связка между объединениями социально активной молодежи, консолидированной традиционными религиозными общинами, и представителями светских молодежных структур, образованных крупными политическими партиями. Во взаимодействии с органами государственной власти и управления они способны эффективно дополнять друг друга. Понимая актуальность подобного сотрудничества, Всемирный Русский Народный Собор готов взять на себя координирующую функцию в этих вопросах и стать инициатором конструктивного диалога между патриотически ориентированной светской и религиозной молодежью. Верим, что подобный диалог благотворно скажется на качестве работы всех вовлеченных в него молодежных организаций и принесет нашему обществу реальную пользу.

У каждого молодого поколения есть свой социальный и политический авангард. Это ответственный слой молодых людей, принимающих вызовы времени, остро чувствующих связь с отцами, дедами и прадедами, оставившими им в наследство великую страну.
Лидерское звено молодежи является зародышем подлинной элиты будущего. Именно среди них имеет смысл искать кандидатуры для нового поколения управленцев, смену для нынешних политиков и государственных деятелей.

10. ПРОСТРАНСТВО ПЕРСПЕКТИВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Нашу молодежь ждет широкое поле трудов, дерзаний и свершений, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Историческая Россия стала великой страной потому, что как государственное образование служила высокой цели — цивилизовать огромные географические пространства. Чтобы построить великий русский многонациональный мир, требовалось установить в его пределах справедливость и согласие. Для достижения этой цели не хватило бы никаких человеческих ресурсов, если бы в жизни людей отсутствовало вертикальное измерение. Жизнь без Бога, без Веры, без предельных смыслов в таком напряженном режиме немыслима.

Никакое мировоззрение не может быть усвоено сознанием молодого человека, если не произойдет самоотождествления с ним. Во взаимодействии с молодежью необходимо исходить из духа молодости, который не терпит двусмысленностей, компромиссов и в то же время ищет серьезного приложения для человеческих сил. Молодой человек готов признавать настоящие авторитеты, но никогда не простит даже намека на пренебрежение своей личностью, сомнения в собственном потенциале.

Обращение к молодежи предполагает новый «перевод», новую формулировку тех идей, которые заложены в традиционной культуре и в вечных нравственных нормах. В этом возрасте происходит мистерия внутренней идентификации, содержание которой разворачивается в течение последующей жизни человека. Социальные смыслы бытия должны обрести правильное соответствие в мотивации личности.
Рано или поздно человек убеждается, что нравственные постулаты имеют такую же неотвратимую силу как законы физики или математические аксиомы. Если это происходит на пороге вступления во взрослую жизнь, то выигрывает все общество.

Промысел Творца закрепляет за каждым поколением, вступающим в жизнь, за каждой личностью собственную уникальную миссию, которую невозможно ни отнять, ни повторить. Осведомленность об этой миссии является мощнейшим инструментом утверждения собственного «я» и одновременно делает человека альтруистичным, поскольку он понимает, что другие его современники наделены собственной, неповторимой судьбой.
Поднявшись на этот уровень мотивации, молодой человек становится глубоко ответственным перед собой и обществом. Только такой подход способен оторвать его от состояния инфантилизма, которое препятствует рождению полноценной личности и гражданина. На этапе же семейного строительства солидарность поколенческой миссии не дает супругам увязнуть в аполитичном потребительстве, социальной пассивности.

Нынешнее молодое поколение — первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10−15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в ХХI веке Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром — русским народом.
Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходима как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример и на которое будут равняться потомки.


http://vrns.ru/day_theme/index.php?nid=922&PHPSESSID=67f2ce8c9b742230e7496cc4e9f8b5db

http://rusk.ru/st.php?idar=114182

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru