Русская линия
Русская линия Николай Бурляев25.05.2009 

Какое оно — наше «завтра»?
Выступление на круглом столе «Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа», состоявшемся в рамках XVIII Международного кинофорума «Золотой Витязь»

Много лет тому назад Гоголь сказал: «Сейчас идет самый главный бой — за душу человека!». Сегодня в этом зале, тоже идет такой бой.
Прежде чем говорить о российском кинематографе «сегодня и завтра», вспомним, каким был наш отечественный кинематограф «вчера».

То есть до так называемой «перестройки», cсоветский кинематограф был поистине могучим. Великие режиссеры мира завидовали нам. Федерико Феллини в разговоре с Андреем Тарковским высказывал свое удивление тем, как функционирует кинематограф России: стопроцентное финансирование, единая мощнейшая сеть государственного кинопроката, предоставляющая возможность единовременного показа фильмов по всей стране.

А самое главное, какого высокого, не только творческого, но и нравственного уровня достигали высшие творения наших кинематографистов, приносивших всемирную славу нашей стране: Эйзенштейн, Довженко, Чухрай, Герасимов, Ростоцкий, Бондарчук, Тарковский, Шукшин, Михалков, Панфилов, Тодоровский… Подавляющее большинство режиссеров носили в кармане партбилет, но при этом снимали поистине христианские фильмы, ставшие источником живой воды для миллионов людей на планете. Источник, к которому припадали, и будут припадать грядущие поколения.
Но это было светлое «вчера». Грянула «перестройка», обозначив собою наступление новой, то есть сегодняшней кинематографической эры.
Что мы имеем сегодня?

Почти до основания разрушенный и разрозненный государственный кинопрокат. Царство «торгующих во храме» новоявленных частных прокатных дельцов. Киноведы рыночного кинематографа, приторговывающие искусством кино, в эйфории говорят народу о том, что все идет прекрасно. Построено около 1500 кинотеатров с «долби-стерео» и попкорном «в койку». Говорят, что в скором времени количество подобных суперкинотеатров возрастет вдвое. Вроде все красиво, а радости нет.
Невольно задаешься тревожными вопросами… А на чьи деньги построены кинотеатры?

Заглянул как-то в один из них. Во всех залах — или американское кино, достаточно примитивного, пошлого содержания, либо российский «продукт», подражающий «продукту» американскому. Заметьте — киноискусство, с легкой руки лукавых телевизионных топ-менеджеров и обслуживающих их кинокритиков-рыночников, стали упорно называть «продуктом».

О «кривом зеркале» насилующей зрителей примитивной эстрады и сериальных «продуктах» российского телевидения и говорить не хочется. Россию Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Россию Эйзенштейна, Бондарчука и Тарковского год за годом, день за днем, «степ бай степ» опускают все ниже.

Кинокритики, увенчанные степенями и солидным возрастом, уже отказываются серьезно относиться к фильмам, говорящим о высоких идеалах. «А где же в вашем фильме гомосексуалисты? — недоуменно вопрошают кинокритики, — где любовь девочек, или, на худой конец, инцест? Это — не рейтингово! Не формат!». Имена этих критиков называть не стану. Те, кому надо, поймут, что это относится к ним. При вашем содействии, коллеги, ведется разлагающая, лукавая работа по внедрению чужебесия в сознание наших детей.

Хочется напомнить всем нам, кинематографистам, евангельские слова: «Невозможно не прийти в мир соблазнам, они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».

На протяжении двух десятилетий идет последовательная вестернизация российского кино и телеэкрана: вытеснение, подмена традиционной духовно-нравственной сердцевины русской культуры, мутирование сознания новых поколений, нарождающейся на «Святой Руси». Впрочем, вряд ли Русь станет святой при такой обработке. Невольно еще и еще раз вспомнишь откровение радио «Свободы», изреченное в эфире в самом начале «перестройки»: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций».

Очаги сопротивления этому злу существуют. И в нашем перестроечном «сегодня», с великим трудом удерживая высоту, продолжают творить лучшие российские режиссеры: Михалков, Сокуров, Панфилов, Тодоровский, Лунгин, Абдарашитов, Прошкин, Бортко, Хотиненко…

В документальном кино, несмотря на ликвидацию ЦСДФ и агонию Леннаучфильма, не сдаются подвижники-одиночки: Мирошниченко, Гуркаленко, Лизнев, Матвеева, Шиллер, Криницын и десятки других замечательных кинематографистов…

Детский кинематограф практически умерщвлен. Российским детям приходится ориентироваться на Гарри Поттера, Шварцнегера и заокеанских анимационных монстров… Не мудрено, что на уроках рисования сегодняшние дети рисуют ни витязей, ни Илью Муромца, ни Ивана царевича. А бетменов, монстров, вампиров и одноглазых инопланетян.
Что будет «завтра»?

Во многом это зависит от всех нас. Пора осознать и нам, кинематографистам, и руководству государства, что экранные искусства — есть духовно-стратегическое оружие нашей державы и оружие это не должно служить массовому духовному поражению народа.

Необходимо кардинальное изменение российской культурной политики и ее составной части — национального кинематографа. Нужно рекомендовать Высшей государственной власти задуматься об утверждении Нового Национального проекта в области культуры и духовного развития нашего государства. Возродим культуру и кинематограф — преобразим жизнь нашего Отечества.

Необходимо на порядок увеличить средства федерального бюджета на культуру и кинематограф. Культура и государственный кинематограф в России не должны жить по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли всеми дозволенными и недозволенными методами.

Российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на традиционные, духовно-нравственные ценности. Необходимо введение системы Государственного заказа со стопроцентным финансированием кинопроизводства фильмов, способствующих духовному возрождению и укреплению нашей культуры и нашей страны. Пора задуматься о возрождении государственного кинопроката и разбазаренных киностудий. В первую очередь, киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Детское жюри прошлогоднего кинофорума «Золотой Витязь», не видя в конкурсной программе фестиваля ни одного российского детского фильма (ввиду полного отсутствия в России новых фильмов для детей), сделали наказ присутствующему в зале министру культуры Александру Алексеевичу Авдееву — возродить в России производство фильмов для детей.

Кинематографическая политика министерства культуры должна определяться в творческом содружестве с Союзом кинематографистов.

Николай Петрович Бурляев, Президент Международного кинофорума «Золотой Витязь», народный артист России

http://rusk.ru/st.php?idar=114180

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  А.В.Шахматов    26.05.2009 12:40
Глобальный материальный кризис-это последствие духовного и культурного упадка человечества. И если не восстановятся людские основы – вера, надежда, любовь, совесть, честность, нравственность, порядочность, честь, достоинство и верность, то вырождение и вымирание наций завершится через столетие. Так что напрасно мировые правители из-за всей мочи обещают нам, что они всё поправят в течение нескольких годин. Словом, болтология, самооправдание и обман продолжается. Сегодня народу можно выжить и сохраниться – только если любить и помогать друг другу, не делиться и не предавать родного, закрепляться на своем историческом, национальном и державном фундаменте, то есть жить, так как было предназначено Творцом вселенной. Господи, образумь власть и народ.
  А.В.Шахматов    26.05.2009 11:23
Какие это христианские дела,когда курение на экране соблазняет и заражает миллионы детей – молодёжи?Если герои фильма не осознавали свои роли,то это неискренность,то есть самоуничтожение духовного,культурного и национального бытия,что мы ныне и переживаем.
  Андрей Белов    26.05.2009 09:16
Не могу полностью с Вами согласиться. Например, в фильме "Судьба человека" герой Бондарчука курит, но считаю, что эту слабость Бог ему простит, потому как дела его истинно христианские. Да и вряд ли Николай Петрович в своей статье говорил о фильмах с явной пропагандой. Думаю, он имел в виду такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате"… Герои таких фильмов на деле показывают свое христианское мировоззрение, возможно, и сами того не осознавая.
  А.В.Шахматов    25.05.2009 15:20
Николай Петрович,как могут быть советские фильмы христианскими, когда в них герои с сигаретами в зубах и стаканами водки в руках,не говоря о коммунистической пропаганде? Что касается нынешнего кинематографа,то это полное духовное и национальное вырождение.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru