Русская линия | Мария Фомина | 22.05.2009 |
Актриса, как всегда, оказалась на высоте ожиданий искушенной и одновременно трепетно внимавшей ей публики. В первом отделении она сыграла Вассу из знаменитого спектакля МХАТа им. Горького «Васса Железнова» по пьесе Горького — глубоко, ярко, трагично, вызывая сочувствие к героине, погружая зрителя в реалии того, первого, российского капитализма и направляя его к пониманию особенностей нашего нынешнего положения дел.
Во втором отделении — фрагмент пьесы Ж. Ануя «Мадам Александра»: и снова блеск уже комедийной роли, снова судьба и чувства женщины.
А потом, после овации, она переоделась в концертное платье, подобное античной тунике, и стала читать стихи. То, чего ждали все поклонники ее неповторимого голоса. Много Есенина, чуть меньше — Цветаеву. Точность интонации, глубина проникновения в поэтический образ, звучание голоса — не хуже, чем тридцать — сорок лет назад, но еще более наполненное силой и опытом прожитого и прочувствованного.
И снова — овации, крики «браво», «великая», и цветы, цветы.
Наша же русская «Мерилин Монро», как ее иногда называли за белокурую гриву волос и женственную стать тела, но только — воспитанная на православной духовной и классической культурной традициях, была победительно прекрасна — и скромна.
Второе культурное событие состоялось 20 мая 2009 г. в СТД — презентация мемуаров выдающейся русской певицы Ирины Петровны Богачевой (меццо-сопрано).
За этой краткой информацией для любителей музыкального искусства — целая история воспоминаний о незабываемых образах Кармен и Графини, о спектаклях тогда еще Кировского театра, концертах в Филармонии, о конкурсе «Санкт-Петербург», основанном Богачевой.
Я имела честь выступать на представлении петербургской общественности книги Ирины Петровны, с которой счастлива работать рядом на вокальном факультете Консерватории.
Книга Ирины Петровны Богачевой — это замечательное продолжение столь любимого публикой жанра мемуаров, среди которых — «Далекое близкое» Репина, «Константин Коровин вспоминает», «Маска и душа» Шаляпина, «Против течения» Фокина. Она логично встраивается в этот ряд, как и сама Богачева стала таким же культурным символом града Св. Петра, как Дмитрий Шостакович, Андрей Петров, Андрей Мыльников.
Книгу Богачевой я прочитала за один присест, взахлеб.
Первое ощущение: какая счастливая жизнь!
И второе: какое соответствие дара (а талант певица склонна называть Божественным феноменом) — и самого образа Богачевой. Валерий Гаврилин сравнил ее голос с полноводной рекой, и этот величественный голос удивительно соответствует прекрасному лицу, такому сценически-выразительному, благородной стати, всему облику и характеру, исполненным какой-то глубокой правды и достоинства.
И вот теперь рядом с бархатным, темным, полнозвучным Голосом певицы, звучит ее «Логос». Ирина Петровна — замечательная рассказчица, и в записи ее речей всегда слышится естественность и простота ее разговорной речи.
Правдивость и искренность интонации, всякое отсутствие рисовки, самолюбования, полностью отразились в ее стройных и ясных «повествованиях в отмеренных сроках»: то, что случилось раньше музыки, и сама Музыка — учеба в Консерватории, Театр, семья, ученики.
Перед нашими глазами, страница за страницей, проходит «любовь и жизнь женщины»: любовь и служение дару, посланному свыше, любовь и бережная память о родителях, об учителях, преданность двум музыкальным домам — Мариинке и Консерватории, наконец, жертвенная отдача себя ученикам. Думаю, что эту книгу воспоминаний можно читать и как настольную книгу молодого певца, столько в ней советов, выстраданных рекомендаций. Но лучшая рекомендация — это сама судьба Богачевой. Читая ее книгу, понимаешь, из чего слагается primadonna assoluta. Из таланта, труда, воли, целеустремленности, терпения, здоровья, но прежде всего — просто из почти физического желания петь. Петь, как поют птицы. То есть осуществлять напрямую дарованное свыше.
И еще: она никого не осуждает, никого не клеймит. В отличие от некоторых героев соц. труда и лауреатов ленинских премий, бардов «всея Руси», смехачей-юмористов, не вылезающих с экранов ТВ и страниц газет, и при этом оказывающихся «гонимыми» властью и страной.
Вот такой урок нам всем. Точнее — уроки служения Красоте, Добру и Истине в «исполнении» двух великих актрис-петербуржанок.
Мария Фомина, кандидат искусствоведения
http://rusk.ru/st.php?idar=114172
|