Русская линия
Русская линия Мария Фомина22.05.2009 

Две встречи с великими соотечественницами

В последние дни в Петербурге произошли два важных культурных события.

18 мая в БДТ состоялся вечер великой русской актрисы Татьяны Васильевны Дорониной.
Для всех, кто помнит ее славу первой актрисы БДТ, ее кинороли, ее подвижническое сохранение труппы МХАТа, не менее героическую борьбу за традиции русского психологического театра в 90-е годы, этот вечер должен был стать знаменательным.

Актриса, как всегда, оказалась на высоте ожиданий искушенной и одновременно трепетно внимавшей ей публики. В первом отделении она сыграла Вассу из знаменитого спектакля МХАТа им. Горького «Васса Железнова» по пьесе Горького — глубоко, ярко, трагично, вызывая сочувствие к героине, погружая зрителя в реалии того, первого, российского капитализма и направляя его к пониманию особенностей нашего нынешнего положения дел.

Во втором отделении — фрагмент пьесы Ж. Ануя «Мадам Александра»: и снова блеск уже комедийной роли, снова судьба и чувства женщины.

А потом, после овации, она переоделась в концертное платье, подобное античной тунике, и стала читать стихи. То, чего ждали все поклонники ее неповторимого голоса. Много Есенина, чуть меньше — Цветаеву. Точность интонации, глубина проникновения в поэтический образ, звучание голоса — не хуже, чем тридцать — сорок лет назад, но еще более наполненное силой и опытом прожитого и прочувствованного.
И снова — овации, крики «браво», «великая», и цветы, цветы.

Наша же русская «Мерилин Монро», как ее иногда называли за белокурую гриву волос и женственную стать тела, но только — воспитанная на православной духовной и классической культурной традициях, была победительно прекрасна — и скромна.

Второе культурное событие состоялось 20 мая 2009 г. в СТД — презентация мемуаров выдающейся русской певицы Ирины Петровны Богачевой (меццо-сопрано).

За этой краткой информацией для любителей музыкального искусства — целая история воспоминаний о незабываемых образах Кармен и Графини, о спектаклях тогда еще Кировского театра, концертах в Филармонии, о конкурсе «Санкт-Петербург», основанном Богачевой.

Я имела честь выступать на представлении петербургской общественности книги Ирины Петровны, с которой счастлива работать рядом на вокальном факультете Консерватории.

Книга Ирины Петровны Богачевой — это замечательное продолжение столь любимого публикой жанра мемуаров, среди которых — «Далекое близкое» Репина, «Константин Коровин вспоминает», «Маска и душа» Шаляпина, «Против течения» Фокина. Она логично встраивается в этот ряд, как и сама Богачева стала таким же культурным символом града Св. Петра, как Дмитрий Шостакович, Андрей Петров, Андрей Мыльников.

Книгу Богачевой я прочитала за один присест, взахлеб.
Первое ощущение: какая счастливая жизнь!

И второе: какое соответствие дара (а талант певица склонна называть Божественным феноменом) — и самого образа Богачевой. Валерий Гаврилин сравнил ее голос с полноводной рекой, и этот величественный голос удивительно соответствует прекрасному лицу, такому сценически-выразительному, благородной стати, всему облику и характеру, исполненным какой-то глубокой правды и достоинства.

И вот теперь рядом с бархатным, темным, полнозвучным Голосом певицы, звучит ее «Логос». Ирина Петровна — замечательная рассказчица, и в записи ее речей всегда слышится естественность и простота ее разговорной речи.

Правдивость и искренность интонации, всякое отсутствие рисовки, самолюбования, полностью отразились в ее стройных и ясных «повествованиях в отмеренных сроках»: то, что случилось раньше музыки, и сама Музыка — учеба в Консерватории, Театр, семья, ученики.

Перед нашими глазами, страница за страницей, проходит «любовь и жизнь женщины»: любовь и служение дару, посланному свыше, любовь и бережная память о родителях, об учителях, преданность двум музыкальным домам — Мариинке и Консерватории, наконец, жертвенная отдача себя ученикам. Думаю, что эту книгу воспоминаний можно читать и как настольную книгу молодого певца, столько в ней советов, выстраданных рекомендаций. Но лучшая рекомендация — это сама судьба Богачевой. Читая ее книгу, понимаешь, из чего слагается primadonna assoluta. Из таланта, труда, воли, целеустремленности, терпения, здоровья, но прежде всего — просто из почти физического желания петь. Петь, как поют птицы. То есть осуществлять напрямую дарованное свыше.

И еще: она никого не осуждает, никого не клеймит. В отличие от некоторых героев соц. труда и лауреатов ленинских премий, бардов «всея Руси», смехачей-юмористов, не вылезающих с экранов ТВ и страниц газет, и при этом оказывающихся «гонимыми» властью и страной.

Вот такой урок нам всем. Точнее — уроки служения Красоте, Добру и Истине в «исполнении» двух великих актрис-петербуржанок.

Мария Фомина, кандидат искусствоведения

http://rusk.ru/st.php?idar=114172

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru