Русская линия | Александр Агеев | 22.05.2009 |
В самой библейской теме Преображения есть удивительная логика развертывания. Начиная от акта Творения мира, который был по самой сути преображением хаоса, далее шаг за шагом высвечивается каскад предвосхищений того чуда, что спустя эпохи случилось на горе Фавор. Промыслительна и сама гора Фавор, явившаяся впервые в Ветхом завете, таковы Илия и Моисей как непременные причастники Фавора, предвосхитительны смыслы их деяний и духовных терзаний, переносимые как вечная неиссякаемая постановка вечных вопросов из ветхозаветной дали в канву и смыслы свершившегося на Фаворе за 40 дней до Голгофы. Нетленны и все новозаветные нюансы собственно со-бытия Преображения Сына Божьего. Здесь своя высота, глубина и композиция события, способ присутствия Отца и Духа Святого, таинство преобразившейся телесности Христа, избранность состава Его учеников — Петра, Иакова и Иоанна, не знавших еще о тернистых деталях своего служения Господу и одаренных фаворской силой на все грядущие подвиги и мученичество в этом непреображенном мире. Сын Божий, очевидно, понимал тяжесть уготованных им и всем христианам испытаний, и, явившись на горе Фавор в великолепии своей всесокрушающей и сияющей мощи, наделил грешный мир на поколения вперед надеждами, проба которых — Свет.
Что же происходит сейчас, и какое отношение имеют те фаворские события к кризису, творящемуся и в нас, и вокруг нас? Прежде всего, обратим внимание на то, что не только Россия, но и весь мир оказались в состоянии мощнейшей психологической пандемии, которая имеет свою динамику — шоковую для старта и хаотически — вязкую для последующего развития. При этом российский кризис в экономике начался гораздо раньше мирового финансового кризиса, серьезные сотрясательные толчки которого проявились в сентябре. Российская экономика вздрогнула еще раньше, в июле 2008 года. Война в Осетии, подобно дымовой завесе, отвлекла внимание от уже захлебнувшегося роста и ускорила обрушение рынков и целых секторов экономики. Однако этих наблюдений в нашем контексте достаточно, чтобы зафиксировать факт входа в кризисную воронку, в фазу турбулентности, которая не может не продлиться достаточно долго. Важно не терять из вида и тот факт, что при всех сделанных ошибках, известной растерянности и некомпетентности федеральных и региональных властей, негативных последствиях того и другого, при всех зависимостях от внешней конъюнктуры худшего сценария все-таки удалось пока избежать. В результате есть время перевести дыхание, в конце концов.
Что же он из себя представляет, этот кризис? Есть одно четкое определение кризиса — это то мгновение, когда не знаешь, что делать, или когда впадаешь в отчаянье, или когда на смену одному греху (гордыни) приходит грех другой — отчаянного и встревожено-угнетенного непонимания, по сути — упадка веры, когда утрачивается убежденность в том, что Божественным провидением нам дано нечто крайне важное для нашего Преображения как индивидов и как общностей в любой размерности — групп, общин, страны, человейника…
У современного кризиса есть как минимум три аспекта. Самый примитивный аспект, но и наиболее дебатируемый — это аспект финансовый. Что такое финансовая икебана этого кризиса? ВВП США — это примерно 14 триллионов долларов, а объем долговых обязательств федерального казначейства США, корпораций, домохозяйств достигает примерно 70 трлн долларов. При этом есть значительная по объемам и разнообразная по характеру финансовых инструментов «серая зона» обязательств. В общей сложности она насчитывает по примерным экспертным оценкам более 700 трлн долларов, возможно превышая квадриллион! Как привести этот умопомрачительный ворох фиктивного капитала в равновесие с активами реальными? В 20 веке подобные задачи решались, между прочим, через хаос управляемых и стихийных дефолтов разных категорий. Когда с задачами восстановления неравновесия на рынках экономические регуляторы не справлялись, то возникали войны, локальные, мировые, горячие и холодные. И, как заметил один вождь той эпохи, у каждой трагедии были свои имя, отчество и фамилия.
Борьба с финансовым кризисом имеет свои нюансы в США, Европе, Японии, развивающихся странах, на уровне международных финансовых институтов. Пока будут у США возможности давления на страны с положительным платежным сальдо, последние будут выступать донорами для антикризисных мероприятий. Среди них и Россия, увеличившая почти в 4 раза вложения в казначейские бумаги США в 2008 году и занявшая 6 место среди спонсоров американского дефицита. Так выражается и понимание российскими властями как солидарной ответственности за выход из кризиса, так и своего места в мировой экономике.
Второй аспект глобального кризиса афишируется гораздо меньше. Речь о технологическом перевороте. Несмотря на все финансовые трудности, и Соединенные Штаты и Европа принимают новые и новые решения по форсированию перехода на новый технологический уклад. А. Гринспен, говоря о проблемах грядущих десятилетий, подчеркивает стратегическую идею о том, что нужно существенно увеличить приток квалифицированной рабочей силы в США и провести реформу образования. Пока СШАИ Европа уходят в это новое научно-технологическое завтра, мы едва начали об этом думать. Не столь колоссальные и тающие валютные резервы РФ пока отнюдь не нацелены на серьезный инновационный прорыв, а кредитно-денежная политика, институты регулирования подавляют инновации на корню. При этом значения важнейших индикаторов национальной безопасности зашкаливают критические уровни не на проценты, а в разы.
Шестой технологический уклад представлен четырьмя принципиально новыми кластерами технологий, которые пропитают все имеющиеся отрасли промышленности и сферы услуг: нано-, био-, информационные и когнитивные технологии. Прогресс в этой сфере сулит невероятные изменения в образе жизни человечества, но и создает крайне высокие риски и вызовы. Если этот прогресс на общечеловеческом уровне не будет соотнесен с этическими кодексами, если интеллект не будет овеян совестью, то научно-технический триумф ознаменуется катастрофами, по сравнению с которыми меркнет даже ядерный потенциал гарантированного уничтожения.
Третий и самый важный аспект кризиса — это ценностные ориентации, мировоззренческая парадигма происходящего и будущего. Если внимательно вчитаться в инаугурационную речь Б. Обамы 20 января, то нельзя не обнаружить в ней героическую стилистику Преображения, очень мощный миссионерский заряд. Тех, кому доверили мы, говорит американский президент, народные деньги, должны перестать работать среди ночи, мы их заставим работать при свете дня". Чем не дискурс Преображения?! Обама в явном виде и с сильным акцентом подчеркивает значение ценности героизма. И это надолго. Сегодня, по Обаме, требуется героизм, сравнимый с героизмом маленькой кучки людей, которые с Авраамом Линкольном уже пережили почти полное поражение. Что могли они сделать против армии рабовладельцев? Когда «кровь на снегу и пятна красные флажков»? Обама спустя более двух веков с полным осознанием и явно вводит этот образ — «кровь на снегу» и подчеркивает — каким бы ни был капитан наверху, народ всегда выживал. Так говорит Обама, президент США и вождь мирового империализма. Все это симптоматично, поскольку без доминирования ценностей героизма, солидарности, труда в противовес сибаритству, культу досуга, эгоизма и безответственности не выжить.
Разве у нас сейчас такие акценты в духовно-нравственной атмосфере?
Разве на это работает вся пропагандистская машина государства и медийной общественности? Каково настроение в обществе, создаваемое СМИ? Какой духовны продукт, какую услугу они оказывают уставшему и подавленному стрессом обществу? Даже на уровне технологий ясно, что основной носитель информации и ее передачи — это свет, оптические диапазоны спектра. Уже в первой трети нашего века мы увидим операционно, не только в духовном озарении, то, каким образом свет является основой самого процесса жизни. И это крайне важно.
Вспомним Фаворское чудо. Для чего Христос проявляет себя в этой силе света и всепобеждающей мощи? Как показано в святоотеческих преданиях, в том числе и для того, что укрепить веру своих учеников в преддверии тяжких испытаний для их веры. Сын Божий на Фаворе манифестирует не самозванность своего прихода. Моисей и Илия свидетельствуют это. Сам Бог Отец появляется на Фаворе и свидетельствует: «Се мой человек». Иными словами, светом необычным давались силы лучшим ученикам Христа.
И сейчас главная проблема общества нашего — мало, критически мало Света. Даже на уровне слов, их смыслов, всей повседневности и устремлений в завтра.
Между тем, на деле преображение тождественно акту творения. Не могло быть акта творения без внесения в изначальный хаос света, без созидательной работы Духа Святого. Эта работа не завершилась в День шестой. Она продолжается и сегодня.
Агеев Александр Иванович, д.э.н., профессор, академик РАЕН, Генеральный директор Института экономических стратегий РАН
http://rusk.ru/st.php?idar=114169
|