Русская линия | Николай Бурляев | 20.05.2009 |
Сколько раз на протяжении восемнадцати лет жизни «Золотого Витязя» я намеревался вести его дневник, фиксировать летопись кинофестиваля. Я вполне осознавал значение Всеславянского Кинофорума для истории фестивального движения, для духовной жизни России. Понимал, что пожалею о том, что не вёл дневника, когда придёт время вспоминать славное прошлое «Витязя», а память, по своему обыкновению, выветрит многие события, считая их не столь существенными для потомков. Вот и настало время восстанавливать летопись «Золотого Витязя» по крупицам. По порядку…
Летопись 1992 года
Всюду тотальное предательство, избиение мирных демонстраций, торжество иуд, продающих державу, разворовывающих дом, торгующих во храме искусства.
Радио «Свобода» не стесняясь вещает на русском языке с лёгким картавым акцентом: «Цель «перестройки» состоит в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам… в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций».
«Прорабы перестройки» — Горбачёв с Яковлевым вызвали в Кремль Председателя Госкино СССР Ф. Т. Ермаша и потребовали от него план перестройки кинематографа. Тот ответил, что система кинопроизводства и кинопроката отлажена настолько, что приносит 6 миллиардов рублей прибыли в год, являясь второй, после водки, статьёй дохода госбюджета. Ермаша сняли, поставили более «современного руководителя».
Обезумевшие от вседозволенности секретари Союза Кинематографистов СССР и обслуживающие их «киноеды», неистово ринулись выполнять заокеанскую программу: добивать, вытеснять из кинематографа, а за одно и из жизни лидеров традиционного национального кино: Бондарчука, Кулиджанова, Ростоцкого, Озерова, Чухрая… Принялись разваливать и разворовывать киностудии и кинопрокат. Начали снимать фильмы «мутирующие русский дух» и традиции, по принципу: «Ассу в массы — деньги в кассу.»
Сколько было раздумий и бессонных ночей, неуклонно подводивших мою волю к попытке создания в России нового кинематографического предприятия, ориентированного на национальные традиции и высокие идеалы. Я понимал, что условий для выживания моей затеи практически — никаких. Всё было против появления в стране подобного начинания.
Но есть в человеке тайная сила, влекущая его вперёд, даже во времена всеобщего умопомрачения: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю… Всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья, бессмертья может быть залог и счастлив тот, кто средь волненья их обретать и ведать мог», — восклицал Пушкин. «Есть чувство Правды в сердце человека…» — говорил Лермонтов.
Прежде чем начать практические действия, посетил монастырь Троице-Сергиевой Лавры. Приехал, не надеясь на благословение своего кинематографического начинания, зная о негативном отношении Церкви к нынешнему кинематографу… Но, выслушав меня, старец неожиданно благословил: «Попробуй. Если не получится — уходи.»
В начале 1992 года я создал Киноцентр «Русский Фильм».
Средств на счёте никаких. Снимать фильмы не было возможности. Решил организовать кинофестиваль, как способ собирания кинематографистов- единомышленников, исповедующих позитивные, нравственные принципы. Мозговой штурм проводил бессонными ночами, лёжа в постели выкристаллизовывал в сознании очертания и основные принципы будущего фестиваля… Искал название… девиз…
Хотелось назвать фестиваль красиво, мощно, по-русски…
Так родился «Золотой Витязь».
Оставалось сформулировать задачу, идею, основной критерий фестиваля и закрепить это в девизе. Критерием моего фестиваля, могли стать лишь мои критерии, мои идеи, унаследованные от традиций великой русской культуры, великого русского кинематографа, от моих великих учителей Тарковского, Бондарчука, Мордвинова, Завадского, Кулиджанова, всю свою жизнь боровшихся в искусстве — «за нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Так родился девиз «Золотого Витязя».
Именно в те дни, заглянув к своему другу, скульптору Вячеславу Клыкову, узнал, что в Москве 24 мая 1992 года должен состояться Праздник славянской письменности и культуры. Предложил ему провести в рамках Праздника Фестиваль славянских фильмов «Золотой Витязь». Идея ему понравилась и он обещал внести это предложение в Оргкомитет Праздника, членом, которого он по счастью являлся. Спустя несколько дней В.М.Клыков обрадовал меня: «предложение принято, фестиваль «Золотой Витязь» внесён Мэром Москвы в план основных мероприятий Праздника, с выделением небольших бюджетных средств». Только вот беда — на дворе апрель, до открытия Фестиваля остался всего месяц.
С группой единомышленников энтузиастов (среди которых были литературовед, поэт, режиссёр, киновед, актриса), решивших бескорыстно, безоглядно, по-русски взяться за никому из них неведомое занятие — создать за меся первый международный кинофестиваль славянских фильмов «Золотой Витязь», мы принялись за дело.
Договорились с директором кинотеатра «Мир» Флоридой Васильевной Мельниковой (оказавшейся такой же одержимой кинематографом патриоткой) о проведении у неё конкурсных показов.
Мои внутренние переживания и сомнения в дни подготовки к Фестивалю были сродни страху моего героя Бориски, отливавшего в «Андрее Рублёве» свой первый колокол. Я декларировал высокий девиз, добился поддержки «князя», оповестил общественность, суечусь, не сплю ночами… «А колокол-то и не зазвонит…» Найду ли я в наше время фильмы, соответствующие этому девизу?
Глаза боялись, а руки делали… С помощью посольств мы отобрали фильмы Словакии и Болгарии, договорились с белорусскими, украинскими, литовскими и сербскими коллегами. Набрали 14 конкурсных фильмов из 7 стран и 15 фильмов решили показать вне конкурса. Старейший скульптор Ф.В.Викулов, совершив творческий подвиг, за три дня создал скульптуры трёх Витязей, основных призов Фестиваля и мы не только успели отлить в бронзе этих 20-килограммовых красавцев, но даже покрыли сусальным золотом «Золотого Витязя», доставшегося в итоге Рените и Юрию Григорьевым за фильм «Мальчики», снятого по 10 главе «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского.
И хотя Первый МКФ «Золотой Витязь», должен был быть фестивалем художественного кинематографа, я решил показать вне конкурса два документальных фильма, заинтересовавших меня своей проблематикой и художественным качеством: сербский фильм Милорада Баича «Яма», повествующий о геноциде над сербами ещё во Второй мировой войне и фильм студента белорусской киноакадемии Юрия Азарёнка «Меня хотят убить», кинематографическую версию убийства Сергея Есенина.
Приходилось преодолевать опасения окружающих, отговаривающих меня от того, чтобы я называл свой Киноцентр — «Р у с с к и й Ф и л ь м», а Фестиваль — «С л, а в я н с к и х ф и л ь м о в». «Не надо дразнить гусей», — шептали мне друзья.
Каких гусей. Разве мы не дома живём…? Не в России. И почему мы, русские, всё время живём с комплексом вины, словно незаконнорожденные, тревожно озираясь. Почему шёпотом.
Любопытно, что даже кинорежиссёрам, приглашённым к нам на конкурс, недоброжелатели нашёптывали: «Куда вы едете… Это фестиваль шовинистов… славянофилов…» Об этом мне рассказывал ленинградский режиссёр Виктор Бутурлин, который преодолел давление шептунов, приехал в Москву и, как и многие другие, навсегда отдал своё сердце «Золотому Витязю».
Особое уважение и благодарность вызвал во мне поступок выдающегося литовского режиссёра Витаутаса Желакявичуса, создавшего в то время фильм по прозе Е. Замятина «Зверь, выходящий из моря.». Эту картину рекомендовал мне мой друг, замечательный белорусский режиссёр Виктор Тимофеевич Туров, в объединении которого на «Белорусьфильме» я незадолго до того завершил постановку картины по роману В.И.Белова «Всё впереди». Мы неоднократно говорили с Туровым о необходимости создать, альтернативный всей тогдашней кинематографической мерзости, национальный кинофестиваль. И узнав о моём решительном намерении провести Первый «Золотой Витязь» он всемерно начал мне помогать. Он позвонил Желакявичусу в Литву и укрепил его намерение дать мне картину и приехать в Москву. Для кинорежиссёра-литовца в те годы это был серьёзный политический и гражданский поступок. На вручении ему Приза Хрустальной розы «За лучшую режиссуру» он говорил о том, что он воспитанник русской культуры и всем сердцем пожелал «Золотому Витязю» стойкости. Во время прощального застолья у него в номере, Витас, узнав о том сколько времени мы готовили этот фестиваль искренне поразился: «Международный кинофестиваль… за месяц…? Невероятно!»
Первое международное Жюри «Золотого Витязя» было сформировано в следующем составе: профессор Ф.Ф.Кузнецов (Директор Института мировой литературы), профессор-славист Белградского Университета Р. Мароевич (Югославия), академик, художник, писательница, скульптор В.Ф.Доуальдер (Швейцария), народный артист СССР, кинорежиссёр В.Т.Туров (Белоруссия), народный артист России В.П.Заманский, Лауреат Государственной премии, екатеринбургский кинодраматург Г. К.Бокарев, киноведы Ю.П.Тюрин и Б.Б.Андреев, поэтесса Г. И.Теплова. Обязанности Председателя Жюри были возложены на меня.
Первый «Золотой Витязь» останется в моей памяти как Праздник со слезами на глазах. Никто из официальных лиц не почтил своим присутствием наш Фестиваль, не было никаких высоких приветствий в наш адрес. Более того и бюджетные средства мне с трудом удалось выбить лишь к закрытию Фестиваля, у тогдашнего Министра Культуры Е. Сидорова, явно не являвшегося поклонником моих начинаний. За пять лет до того, в 1986 году он, тогда — заштатный литературный критик, принимал участие в судилище Союза Кинематографистов надо мною и моим фильмом «Лермонтов». И это позорное событие, хотя мы при встрече не поминали о нём, незримо стояло между нами.
На первой пресс-конференции в холе кинотеатра «Повторного фильма» собрались не более семи журналистов-патриотов. Представители СМИ Москвы игнорировали народившийся Фестиваль. Если не считать 30-секундного интервью молодой тележурналистки программы «Время» Елены Шиловой, которая с тех пор, ежегодно, иногда преодолевая большие препятствия со стороны своего руководства, пыталась информировать зрителей ОРТ о работе Фестиваля.
Там же в кинотеатре «Повторного фильма» мы провели учредительную конференцию, на которой было принято принципиальное решение о создании Международного товарищества кинематографистов славянских народов, что мы смогли практически осуществить лишь через пять лет.
Закрытие Фестиваля, проходило всего через несколько дней после позорного предательства братской Югославии, осуществлённого в ООН Министром иностранных дел России, Козыревым. Предательства, ввергшего Россию в блокаду и санкции против единокровного, единоверного сербского народа. Решением Жюри, в виде исключения, был вручён Приз «Хрустальный меч» сербскому режиссёру М. Баичу за документальный фильм «Яма».
Основной интонацией Первого «Золотого Витязя», лично для меня, останутся стихи Николая Языкова, прозвучавшие на открытии Фестиваля: «О, бранный Витязь!
Ты печален.
Один, с поникшей головой,
Ты бродишь мрачный и немой,
Среди могил, среди развален.
Ты видишь в Родине своей
Следы пожаров и мечей.
И, не уже ль, трава забвенья
Успеет вырасть на гробах,
Пока не вспыхнет в сих полях
Война решительного мщенья?
Или замолкла навсегда,
Твоя за Родину вражда.
Не гордый дух завоеванья
Зовёт булат твой из ножён.
За честь, за веру грянет он
В твоей опомнившейся длани…»
А это настоящий текст (А. П.), для правки предыдущего:
О бранный витязь! ты печален,
Один, с поникшею главой,
Ты бродишь, мрачный и немой,
Среди могил, среди развалин;
Ты видишь в родине своей
Следы пожаров и мечей.
И неужель трава забвенья
Успеет вырость на гробах,
Пока не вспыхнет в сих полях
Война решительного мщенья?
Или замолкла навсегда
Твоя за родину вражда?
Твои отцы славяне были,
Железом страшные врагам;
Чужие руки их рукам
Не цепи — злато приносили.
И не свобода ль им дала
Их знаменитые дела?
Когда с толпой отважных братий
Ты грозно кинешься на бой, —
Кто сильный сдержит пред тобой
Врагов тьмочисленные рати?
Кто сгонит бледность с их лица
При виде гневного бойца?
Рука свободного сильнее
Руки, измученной ярмом, —
Так с неба падающий гром
Подземных грохотов звучнее,
Так песнь победная громчей
Глухого скрежета цепей!
Не гордый дух завоеваний
Зовет булат твой из ножон:
За честь, за веру грянет он
В твоей опомнившейся длани —
И перед челами татар
Не промахнется твой удар!
На бой, на бой!- И жар баянов
С народной славой оживет,
И арфа смелых пропоет:
«Конец владычеству тиранов:
Ужасен хан татарский был,
Но русский меч его убил!»
И всё-таки Первый «Золотой Витязь» был праздником, мощным духовным прорывом, горячо принятым зрителями. Приехали поддержать нас: Митрополит Питирим, Государственный академический концертный оркестр «Боян», под руководством выдающегося русского музыканта А.И.Полетаева, Вячеслав Клыков, народные артисты России Татьяна Доронина, Александр Михайлов, Зинаида Кириенко, Аристарх Ливанов, Владимир Заманский, Татьяна Петрова, писатели Владимир Максимов и Владимир Крупин.
Мы вручили первые наши Премии «За выдающийся вклад в славянский кинематограф» нашим великим мастерам С.Ф.Бондарчуку, Т.Ф.Макаровой. Н.А.Крючкову, М.Н.Ладыниной. Каждый из них, тяжело переживавший распад страны и кинематографа, осознающий свою ненужность «новому революционному времени», был глубоко тронут этой наградой, подтверждающей смысл их прожитой жизни.
Я увидел, что «первый блин» не оказался комом, понял, что это занятие вполне нам по плечу, а самое главное — «Золотой Витязь» нужен людям, просившим нас не останавливаться на достигнутом.
Неисповедимы пути Господни. Осенью 1992 года мне, с первыми лауреатами «Золотого Витязя» довелось сопровождать В.М.Клыкова в блокадную Югославию, на открытие в Нови Саде памятника Преподобному Сергию Радонежскому и проведение Эхо «Золотого Витязя» с показом премированных фильмов. Я договорился с моими сербскими друзьями провести Второй «Золотой Витязь» в будущем году в блокадной Югославии, в городе Нови Саде. Вот имена инициаторов этой идеи с сербской стороны: журналист Владо Мичунович, поэт Зоран Костич, профессор Радмило Мароевич и, конечно же, практический исполнитель нашей затеи — кинодраматург и продюссер Иован Маркович.
Сказано — сделано.
Начали готовиться.
Впервые опубликовано на сайте Кинофорума «Золотой Витязь»
http://rusk.ru/st.php?idar=114161
|