РПМонитор | Маринэ Восканян | 16.05.2009 |
Что дали российскому среднему классу успешные предкризисные годы? Не просто абстрактный рост потребления. Значительной части молодых и относительно неплохо зарабатывающих россиян эта ситуация позволила заиметь «европейские привычки». Сегодня в зале ожидания европейского аэропорта уже далеко не всегда с первого взгляда можно определить соотечественника. Конечно, дамы в боевом макияже, мехах и на шпильках, волочащие за собой чемоданы с шопинга, по-прежнему попадаются. Но в целом, «среднеклассовые» россияне научились носить неброский, негламурный и демократичный casual, оценили европейскую кухню и интерьеры. Привыкли, что в ближайшем супермаркете можно купить все, что нужно для дома, — от свежей зелени до зимней резины, привыкли к удобным иномаркам эконом-класса, к возможности отправиться в путешествие во время отпуска.
Что такое скромный домашний день рождения 10 лет назад? На столе — оливье и свекла с майонезом, в хрустальных бокалах из серванта «Советское шампанское», гости на велюровом диване и букет бордовых роз для именинницы в кофточке с люрексом — причем неважно, собрались ли это кандидаты наук или «простые трудящиеся». Сегодня у офисных тружеников среднего звена вместо оливье уже все чаще руккола с креветками, несколько сортов сыра и привезенное из последней поездки в Европу французское или итальянское вино. Вместо метровых роз — маленькая композиция от флориста. А вместо люрекса — джинсы с белой блузкой. И пусть «продуктовый набор» куплен в «Ашане» и не претендует на какой-то особенно изысканный вкус, пусть блузка с распродажи, и за окном вовсе не средиземноморский бульвар, а все те же многоэтажки, вполне вероятно с гопниками и бродячими собаками на детской площадке. Все равно эти люди уже «прикоснулись к Европе». Не к какой-то аристократической Европе «старых денег», или Европе пост-постмодерна с ее выставками современного искусства и гей-парадами. Нет, к самой обычной, повседневной Европе. Они прилетают в Вену, Прагу или Рим — и им не нужен гид, потому что они вполне сносно владеют языком, чтобы сориентироваться по местному путеводителю и арендовать автомобиль для путешествия по своему маршруту. Они чувствуют себя как дома в маленьких европейских кафе и по-прежнему удивляются ценам московских кофеен, потому что прекрасно знают, сколько стоит эспрессо в тех самых Вене, Праге и Риме. На улицах этих городов их легко могут спутать со своими и спросить, «как пройти в библиотеку» — потому что они одеты так же, как и окружающие их туристы из других стран и местные жители. (И кстати, все это вовсе не значит, что они лелеют мысль об эмиграции — кто хотел, тот уже уехал).
КОНСТРУКТИВНЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД — ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ
И вот кризис из далекой Америки в телевизоре пришел и к ним. В то время как в западных странах цены на потребительские товары снижаются, в России они в последние месяцы только растут. На фоне снижения зарплат и роста цен многие маленькие радости среднего класса начинают «кусаться». «Ваши магазины снизят цены, вот увидишь, им придется бороться за покупателя. У нас в Париже все ненамного, но подешевело», — сказал мне на днях коллега — французский журналист. Трудно ему объяснить, что наш российский бизнес борется не за покупателя, а за норму прибыли. Под девизом «Победа или смерть». А покупатель пусть сам, как хочет, решает свои проблемы. Нечего было к хорошему привыкать.
Конечно, невозможность вести вышеописанный «околоевропейский» образ жизни — это не самая ужасная потеря. Гораздо хуже оказаться без возможности оплатить лечение для близких, детский сад для ребенка или очередной ипотечный взнос. Прочее в глазах остальной России, и близко не живущей как эти 15% (по ВЦИОМУ), выглядит как «так вам и надо, заелись». Проблема в другом. При всем патриотизме, Россию не сделают преуспевающим государством люди, которые от восторга теряют дар речи в европейских магазинах и гостиницах, ездят на неудобных автомобилях и рассматривают импортные вещи, как дикарь из джунглей — стеклянные бусы. А как же Союз? Ведь жили и без доли нынешнего потребительского рая? Жили, потому с такой легкостью и устремились всей страной к капиталистическим горизонтам.
Если кризис затянется, то он лишит средний класс возможности бывать за границей. А ведь все эти «Уикенды в Праге» и «Парижи на майские» имели очень важный эффект — наши люди знают, как выглядит Европа. Пусть это взгляд туриста, пусть он поверхностный и зачастую слишком пристрастный — но он позволяет критически взглянуть на свое, родное. Для кого-то это был и есть повод сказать: «В этой стране никогда не будет нормальной жизни, как ТАМ». А кто-то все-таки захочет изменить что-то к лучшему здесь. Да, Москва никогда не станет ни Парижем, ни Лондоном — так и не должна. И выход из кризиса надо искать свой собственный. И нынешний европейский либерализм не пригоден для России на 100% как ориентир. А вот европейские традиции гражданского общества и социального государства — вполне. То же и в сфере потребления — даже если мы хотим разрабатывать свои товары как альтернативу импортируемым сегодня, это не должны быть вещи, главное и единственное достоинство которых — «отечественный производитель». У нас есть то, что качественно, и не нуждается ни в каких сравнениях. Но в остальных случаях нужно трезво оценивать ситуацию и учиться.
ЕВРОПА — ИДЕАЛЫ И СИМВОЛЫ
На первый взгляд может показаться, что «потерять Европу» — это просто утратить определенный уровень потребления. С тем же успехом можно «потерять Америку», лишившись возможности смотреть голливудское кино или ходить в Макдональдс, или «потерять Турцию» как место дешевого отдыха. В данном случае речь вовсе не о потреблении. Если россиянин первый раз едет в турпоездку по Европе, какие его главные впечатления? «Чисто, красиво, все вежливые, доброжелательные и везде порядок». Ни слова о вещах. Напротив, недорогой европейский супермаркет может даже и разочаровать отечественного туриста качеством продуктов, одеты европейцы в массе намного скромнее и проще чем любая российская провинция. Дорогих автомобилей, если это не столица, немного, зато всюду экономичные малолитражки. Так что поразить воображение человека роскошью сегодня куда больше шансов у московского Центрального административного округа.
Более того, россияне, для которых Европа исторически десятилетиями (а если считать дореволюционную историю, то уже и столетиями), является неким образцом идеального государственного и культурного устройства видят в ней то, чего на самом деле, может быть, уже и нет — Европу классической культуры и идеалов Просвещения. Пусть в чем-то это и наивно — ведь на экскурсиях не водят в иммигрантские гетто, а мусор и граффити на удаленных станциях метро могут поколебать представления об идеальной чистоте и порядке. Но эти «розовые очки» — в нынешней ситуации не минус, а плюс, потому что россияне стараются увидеть в европейской культуре лучшее. И на родине они хотели бы увидеть именно это лучшее. Так же, как иностранцам поразительным образом порой удается уловить смыслы русской классики — смыслы, которые современным россиянам может быть не очень и близки, а может, просто нет времени обращать на них внимание, и они «затираются в сознании», так и наоборот, россияне могут увидеть идеальную «символическую Европу» (и, между прочим, так же мыслят и «идеальную Америку» — как страну равных прав и возможностей, честной здоровой конкуренции и гарантий прав частной собственности — и неважно, насколько идеально с этим обстоят дела в реальных США).
Конечно, такое восприятие Европы характерно далеко не для всех, кто сегодня, купив путевку на какой-нибудь средиземноморский курорт и переключившись с шопинга в отечественных мегамоллах на миланские распродажи, причисляет себя к среднему классу. Наоборот, быт сегодняшней Европы через внешние проявления показывает россиянам устройство социального государства — это и отсутствие вычурной роскоши и демонстрации богатства, простота и демократичность стиля в противовес «российскому гламуру», ориентация сферы услуг не на «вип-персон», а на рядовых граждан, ответственное отношение к вопросам энергосбережения и экологии. Если когда-то Европа могла оказать «тлетворное потребительское влияние» — то уж точно не сегодня и не на нынешних россиян. По этому параметру Россия давно обогнала бывших учителей. И теперь самое время обратить внимание на европейские ценности равенства, справедливости и социальной защищенности, которые у нас почему-то считают советскими и устаревшими, противопоставляя их культуре успеха и богатства.
СОХРАНИТЬ «МЯГКОЕ ВЛИЯНИЕ»
Есть и еще кое-что. В последнее время не раз говорилось о недостаточном информационном и общественном влиянии России на Европу (в отличие от влияния Америки) — мнение России часто не знают и не слышат, но и само наше государство не особенно озабочено своим имиджем в глазах западных соседей. С одной стороны, такое влияние — дело СМИ, телевидения, и вообще — госзадача. А с другой — на бытовом уровне это дело самих граждан. За имидж русских туристов в Европе отвечает не российский МИД, а они сами. Если сегодня, глядя на отечественных отдыхающих, европейцы про себя думают: «Какие дикари к нам приехали», завтра эти же европейцы с большей охотой поверят очередным словам своих СМИ о «тоталитарном русском агрессоре». И напротив — каждая встреча с адекватным, образованным и естественно себя чувствующим в европейском культурном и бытовом пространстве человеком из России — это аргумент в пользу партнерства и взаимопонимания. Особенно если этот человек не провозглашает себя потенциальным эмигрантом. Тонкий слой таких россиян среднего класса сегодня есть. И одним из худших последствий затяжного кризиса может стать его уничтожение в этом качестве. Эти люди выживут, и если что — откажутся от своих «европейских привычек», от поездок за рубеж, от блюд европейской кухни. Генетическая память поможет им пережить любые тяжелые времена — хоть в землянке. Но если лишатся привычного образа жизни они, то и Россия лишится своего «живого моста» с Европой, возможности взаимодействовать с западными соседями не только через работу дипломатов, сотрудников «Газпрома» и гастроли оперных театров, но и путем пресловутой «межкультурной коммуникации». А без живой культурной связи на уровне простых людей не только невозможно достигнуть межцивилизационного взаимопонимания, но и гораздо сложнее становится решать проблему гармонизации российско-европейских политических отношений на уровне государства.