Русская линия | Нина Павлова | 04.05.2009 |
Церковь призвана в этот мир, чтобы противостоять злу, растлению, насилию и погибели; чтобы учить людей любить друг друга, воспитывать их нравственность — все это так необходимо для современной России. Поэтому все, кому небезразлична судьба нашего Отечества, должны помогать возрождению Церкви Христовой или уж, по меньшей мере, не мешать этому.
Около двух лет назад вышла в свет книга известной писательницы Л.Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Книга стала популярной среди читающей публики. В ней на достаточно большом временном отрезке (от второй мировой войны до настоящего времени) рассказывается о жизни главного героя — Даниэля Штайна, еврея по национальности, спасшего во время войны с огромным риском для собственной жизни около трехсот узников гетто.
Цель жизни Даниэля — помогать людям. В конце войны он принимает крещение, затем уезжает в Израиль, где становится католическим священником и продолжает бескорыстно помогать всем, приходящим к нему.
Даниэль — безусловно, положительный герой, автор постоянно подчеркивает свою любовь к нему («дорогой мой Даниэль», «милосердный солдат» и т. п.), поэтому, без сомнения, Даниэль — выразитель взглядов самой Л.Улицкой.
По мере чтения книги проникаешься к этому человеку все большей симпатией и вот, когда положительный образ героя полностью сформировался в голове у читателя, на с. 281 появляются довольно странные высказывания Даниэля. В беседе со своей помощницей он признается, что его взгляды на многие вещи расходятся с общепринятыми в христианском мире и излагает суть этих расхождений.
«Мы почитаем Его (т.е. Иисуса Христа. — Н.П) как нашего Спасителя, Учителя и Сына Божия. И почитаем Его святых родителей. Однако соединение двух слов «Бог» и «родить», из которых произведено слово «Богородица"…совершенно немыслимо в еврейском языке, в еврейском сознании…. «родившая бога» — у благочестивого еврея от негодования отвалятся уши! А ведь половина христианского мира чтит Мириам именно как Богородицу… Бог, Творец всего сущего, Созидатель мира и всего в нем живущего, не был рожден женщиной…. Легенда о рождении Иисуса от Марии и Святого Духа — отголосок эллинской мифологии. А под этим почва мощного язычества, мир великой оргии… Все это проникает в христианство — просто кошмар!… Я так люблю Благовещение. Это очень красивая картинка — сидит Мириам с лилией, возле нее архангел Гавриил и белый голубь над головой Девы. Сколько же невинных душ уверено, что Мириам понесла от этой птички! (выделоно мной. — Н.П)
Откуда оно взялось, это таинственное зачатие, что мы о нем знаем? Что думали евангелисты о бессеменном зачатии? Да ничего особенного не думали!… И все эти легенды о непорочном зачатии родились в порочном сознании, которое видит в брачном союзе мужчины и женщины грех. Лично я не могу принять догмат о непорочном зачатии Девы Марии так, как он преподносится сегодняшней церковью. Я очень люблю Мириам — вне зависимости от того, каково было ее зачатие. Она была святая женщина и страдающая женщина, но не надо делать из нее родительницу мира».
Приходится только удивляться, что христианский священник делает так много грубых ошибок в своих рассуждениях.
Во-первых, священник Даниэль с пафосом выступает против того, что сам же придумал. Христиане не считают и никогда не считали Деву Марию «родительницей мира». Через Нее пришел в этот мир Сын Божий, воплотившись в человеческом образе, для искупления грехов наших.
Во-вторых, противники христианства во все времена старались обескровить его, нанося удар по главному догмату, на котором зиждется вся христианская вера и Церковь Христова, догмату о Божестве Иисуса Христа, провозглашая Его Сыном земных родителей.
Это и пытается снова сделать Л. Улицкая с помощью своего главного героя, не заботясь о том, что утверждения христианского священника Даниэля противоречат Библии (а именно, свидетельствам евангелистов: Матфея: Мф. 1, 18−25 и Луки: Лк. 1, 27−35, а также предсказаниям ветхозаветных пророков Исайи: с. 7, 14 и Михея: Мх. 5, 2−3) и постановлениям Первого Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 325 году.
В-третьих, очень важен этический аспект рассматриваемого вопроса. Христианский священник Даниэль, по воле автора, не утруждает себя уважительным отношением к евангелистам — получается, что именно они ввели в заблуждение множество невинных душ, рассказывая о рождении Сына Божия от Девы Марии и Святого Духа, которого священник Даниэль насмешливо называет «птичкой».
И какие нарочито приземлённые слова выбраны в адрес Той, Кому ежедневно коленопреклоненно молятся миллионы людей, обращаясь к ней как к Заступнице усердной, всех скорбящих Радости, обидимых Покровительнице, Целительнице, Благодатной и Кого М.Ю.Лермонтов назвал «Теплой заступницей мира холодного»!
На с. 338 высказывается мнение, что не нужно искать Христа в Православии — церковном учении, которое появилось через тысячу лет после Его смерти. Опять ошибка — ибо через тысячу лет после крестной смерти и воскресении Христа (в 1054 г.) произошло лишь окончательное разделение между Православной и Католической Церквами. Православная Церковь — это по сути Соборная Апостольская Церковь, созданная Самим Христом. И нет другой церкви, кроме Православной, которая бы так тщательно и так ревностно оберегала учение Христа от различных искажений и обновлений, до которых было много охотников с апостольских времен и до настоящего времени.
Духовная связь Православной Церкви со своим Главой — Иисусом Христом реально проявляется во время ежегодного чуда — схождения Благодатного Огня, которое происходит только в канун Православной Пасхи по молитвам Православного Патриарха в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Герой книги также не разделяет догмата о Святой Троице и обосновывает это тем, что Сам Христос никогда не говорил о Троице (с.351).
Если бы этот горе-священник внимательно прочел Евангелие, то он бы увидел, что лица Святой Троицы там неоднократно упоминаются и отдельно и вместе. Например, в Евангелии от Матфея Иисус говорит своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).
В конце книги автор подводит итог рассуждениям о христианстве главного героя книги и своим собственным: «Такая духота, такая тошнота в христианстве!…ничего не поделаешь, на Западе церковь слита с культурой, а в России — с бескультурьем» (с.498). Вот уж действительно «по вере вашей да будет вам»: одни находят в христианстве поддержку и опору в этом мире зла, а приходя в храм, чувствуют, как изливается на них Благодать Божия, а для других в христианстве — лишь духота и тошнота.
Что же касается слияния христианства в России с бескультурьем, то хочется спросить у автора: такие православные христиане России, как Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, П.И. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, И.А. Ильин, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, И.П. Павлов, В.Ф. Войно-Ясенецкий, о. П. Флоренский (русский Леонардо да Винчи), недавно ушедший от нас А.И. Солженицын и многие, многие другие — это ли представители русского бескультурья?
Г-же Улицкой очень не нравится, что в настоящее время Русская Православная Церковь, после стольких лет гонений, находится на подъеме, укрепляется. На с. 499 есть довольно злое и кощунственное высказывание о Русской Церкви и православном народе: «В России церковь отвыкла за советские годы быть победительной. Быть гонимой и униженной ей больше к лицу. Но вот что произошло — с переменой власти наша церковь пала на спину и замурлыкала государству: любите нас, и мы будем любить вас. И воровать, и делиться… И церковный народ принял это с ликованием.»
А вот что она пишет об Израиле: «Когда я попадаю в Израиль, я кручу головой, удивляюсь, ужасаюсь, радуюсь, негодую, восхищаюсь. Здесь жить трудно — слишком… накалены страсти, слишком много пафоса и крика. Но оторваться тоже невозможно: маленькое провинциальное государство, еврейская деревня, самодельное государство и поныне остаётся моделью мира» (с.500)
Почему Израиль является «моделью мира» можно предположить из слов другого персонажа книги — русского монаха Федора Кривцова, который приехал на Святую Землю искать истину. И он «нашёл» её: «Они, евреи, обманули весь мир, бросили миру пустышку христианства, оставив у себя и великую тайну и истинную веру. Нет в мире Бога, кроме еврейского» (с.509).
Так, начиная осторожную критику христианства в середине книги, где Иисус Христос еще признается как «наш Спаситель, Учитель и Сын Божий», автор в конце книги приходит к тому, что христианство — это всего лишь «пустышка», которую евреи бросили миру. И пусть эта «истина» высказывается русским монашком с сомнительной репутацией, важно, что ею автор завершает свой труд.
Л. Улицкая рассматривает свою книгу как «призыв к личной ответственности в делах жизни и веры». Хотелось бы, чтобы в первую очередь она обратила этот призыв к себе самой, так как именно ей следовало бы более ответственно отнестись к теме христианства или, точнее сказать, антихристианства, которая является центральной в её книге. И уж коли она взялась за эту тему, то следовало бы сначала очень внимательно изучить Священное Писание.
По признанию автора, она искренне желала высказать правду. Кому же нужна эта, изобилующая многочисленными ошибками так называемая «правда» о христианстве в целом и Русской Православной Церкви в частности, изданная тиражом в 150 тыс. экземпляров?
Конечно, у людей истинно верующих эта книга вызывает полное неприятие — на них она и не рассчитана. Книга обращена к большому числу неискушенных людей, только нащупывающих дорогу к Храму, весьма слабо знакомых с Библией, еще не разбирающихся в тонкостях христианского вероучения. Этим людям она может нанести и уже наносит непоправимый вред, отвращая их от Храма. Но как без Бога в душе, без духовно-нравственного очищения общества можно преодолеть язвы современной России? Сейчас весьма актуальны стихи Ф.И. Тютчева:
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
И, наконец, о важном вопросе, затронутом автором: «Я ненавижу еврейский вопрос… Это самый гнусный вопрос истории нашей цивилизации. Почему все гуманитарные, культурные и философские проблемы — не говоря о чисто религиозных — постоянно танцуют около евреев?…Он должен быть отменен!» (с.372).
Попробуем прокомментировать это высказывание автора. Корни еврейского вопроса уходят в ветхозаветные времена. Бог любит свой избранный народ, но не приемлет то, что народ все больше отходит от Него и в результате этого совершаются многочисленные преступления и беззакония в отношениях между людьми. (Как сказал Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то всё дозволено»).
Господь просит Свой народ исполнять Его заповеди: «Итак слушай, Израиль и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было и чтобы вы весьма размножились» (Втор. 6,3). Бог также обращается к народу через пророков, которые появляются в разное время в период от десятого до пятого веков до Рождества Христова. Через пророка Амоса: «…взыщите Меня и будете живы» (Ам. 5,4). «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных… Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами.» (Ам. 5,12- 16).
Господь предупреждает, что в противном случае: «Израиль непременно выведен будет из земли своей» (Ам. 7,17); «Сион будет распахан как поле и Иерусалим сделается грудою развалин» (Мих. 3,12); что произойдет рассеяние евреев по всему лицу земли (Иез.34,6).
Но народ не внемлет увещеваниям и угрозам Господа своего. Пророки побиваются камнями и все происходит так, как они предсказывали: и вывод Израиля из земли своей в плен, и разрушение Иерусалима, и рассеяние евреев по всей земле.
Любя Свой народ, Господь идет на последнюю жертву для спасения «погибших овец дома Израилева» — Он посылает Сына Своего Единородного на смерть во искупление их грехов. Евангельские события за много веков точно предсказаны пророками Исайей (Ис. 53) и Михеем (Мих. 5,2- 4).
Как же отвечает на эту Жертву избранный народ?
Народ распинает Сына Божия, сказав Пилату «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27,25). То есть сам избранный народ в течение многих веков создавал еврейский вопрос, поэтому и исполняется всё предсказанное пророками задолго до Рождества Христова и то, что было предсказано самим Христом во время Его крестного пути на Голгофу: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23,28). К сожалению, многие поколения детей тех добрых иерусалимских женщин, которые оплакивали Христа, расплачиваются за содеянное своими предками.
Но вряд ли кто-либо, кроме Самого Бога, сможет отменить еврейский вопрос.
Существование этого вопроса дает печальный урок и христианам, и вообще всем людям, которые, независимо от их веры и желания, неизбежно несут ответ перед Богом за всё, содеянное ими. В самом деле, чем лучше советские концлагеря еврейских гетто? А ведь получены они, как и многие другие проблемы народа России в двадцатом веке за отпадение от Бога, начавшееся со времени реформ Петра Великого. И пророки были: Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие, которые предсказали 1917 год и последующее лихолетье. Но они не были услышаны.
Преступления и беззакония, происходящие в России в настоящее время, уж наверняка не уступают тому, что делал избранный народ в ветхозаветные времена. И еще не известно, какую кару получим мы от Господа, Который пока милостиво терпит.
Сможет ли Россия духовно и экономически возродиться зависит от того, сколь искренне её народ повернется к Богу и здесь многое зависит от того, какое место в жизни общества займет Православная Церковь, которая учит любви к Богу и человеку, порядочности и нравственности. Без Бога в сердце и экономику мы не поднимем и права человека не защитим.
Хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Цитадель»: «Люди нередко ошибаются, требуя защиты своих прав, — я озабочен правами Господа в человеке» (Изд-во «Полярис», 1997, с.17)
Когда есть Господь в сердце людей, в них есть любовь к ближнему и тогда не возникает необходимости в защите чьих-то прав, ибо они не нарушаются. Нет Господа — нет любви в отношениях между людьми, тогда слишком много разговоров о защите прав человека и слишком мало реальных результатов.
Я бережно храню светлую память о моем школьном учителе истории Давиде Иосифовиче Фудиме — фронтовике, вернувшемся с войны с многочисленными орденами, медалями и ранениями. Незадолго до смерти он сказал мне: «Я всегда был и остаюсь русским интеллигентом еврейской национальности». Он был прекрасным учителем и еще более прекрасным человеком. Он очень любил всех нас — своих учеников и мы отвечали ему тем же. Любовь соединяет, поэтому, когда есть любовь, нет никаких вопросов в отношениях между людьми. Когда же есть пренебрежительные высказывания о вере и святынях других людей, тогда нет любви, и в человеческих отношениях возникают всевозможные проблемы и вопросы.
Антихристианская книга Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» разделяет людей и этим усугубляет еврейский вопрос.
Итак, прежде чем написать антихристианскую, антииудейскую или антимусульманскую книгу, прежде чем нарисовать карикатуру на пророка Мухаммеда, вспомним слова поэта: «Мы из одной купели. Все мы братья». Повернём свое лицо с любовью и благодарностью к Богу и, может быть, тогда Он отодвинет конец всех времен, и в лучах солнца ещё продолжит своё вращение красивый и хрупкий шарик по имени Земля со всеми его обитателями.
Впервые опубликовано в журнале «Благодатный огонь»
http://rusk.ru/st.php?idar=114102
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |