Русская линия
Русь Державная Николай Коняев23.04.2009 

Знаки нашего времени

В 1990 году, как раз накануне трагических событий, обрушавшихся на нашу Родину, Поместный Собор избрал нового патриарха Русской Православной Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал тогда Алексий II.
А произошло это год спустя после завершения им, еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, переговоров о возвращении Русской Православной церкви мощей Святого благоверного князя Александра Невского.


+ + +


Я помню, как двадцать лет назад, 3 июня 1989 года, поднятая на руки рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского торжественно выплыла из-за колонн Казанского собора…

Кругом толпился народ. Мне досталось только краешком увидеть торцевую сторону раки.
«Александре, моли Бога» — было написано там.
Лишь немногие в безумной эйфории тех дней прозревали тогда надвигающуюся на Отечество беду. Размеры же грядущей катастрофы не угадывал, наверное, никто…
И всё же Александр Невский пришел к нам, как всегда являлся русским людям, когда нужны были России его помощь и заступничество.
Другое дело, что мы и не знали тогда, о чем надобно просить Святого…


+ + +


Если задуматься, то к кому, если не к нам, живущим на рубеже тысячелетий, обращены слова Ф.И. Тютчева: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
Но хотя роковых минут в конце минувшего тысячелетия под завязку было отпущено и каждому из нас в отдельности, и всей нашей многострадальной стране в целом, далеко не все наши соотечественники, растерявшиеся от нужды и бесправия, способны соотнести слова Тютчева с собою.

Так, может быть, Ф.И. Тютчев ошибался, давая свое определение счастья?

Думаю, что Тютчев тут ни при чем…

Просто, далеко не все понимают сейчас, что счастье, о котором пишет Тютчев, не имеет никакого отношения к счастью, модель которого насаждается в современной, превращаемой в общество потребления России.

Его призвали всеблагие,
как собеседника на пир…

— уточняет поэт, и в этих словах полнее, чем в самой многостраничной программе, сформулировано и раскрыто всё, что нужно делать нам, застигнутым ночью, опустившейся на наше Отечество.

Желаем мы этого или нет, готовы или не готовы, но мы обязаны стать собеседниками в тютчевском значении этого слова. Мы обязаны освободиться от всех, пусть и дорогих нашим сердцам иллюзий, и открытыми глазами увидеть то, что явлено сейчас не только сосредоточенному молитвенному сознанию, но и нам, грешным.

Это собеседничество — не абстрактный богословский или филологический спор, а обыденная и, я бы даже сказал, заурядная реальность нашей жизни, потому что от самого хода этого собеседничества зависит то, как будем жить мы, как будут жить наши дети.


+ + +


Духовную полноту этого собеседничества несомненно и являл Святейший Патриарх Алексий II.
Алексий II — явленный нам пример и доказательство того, что собеседничество, о котором говорил Тютчев, превращается в созидание, в благотворное деяние, и для этого не надо никаких дополнительных условий, кроме любви и стояния в вере.

И всем, жившим на рубеже тысячелетий, во времена Святейшего Патриарха Алексия II, это открывалось с необыкновенной ясностью, во всей драматической глубине совершающегося преображения.
Я думаю, что церковные историки будущих столетий, оглядывая свершения нашего Святейшего Патриарха, окажутся в затруднении, пытаясь найти в церковной истории другую, близкую по масштабу созидательных свершений фигуру.
Ведь это благодаря трудам и молитвам Святейшего Патриарха Алексия II практически из небытия возродилась Святая Русь и, невзирая на противодействие всесильной демократической общественности, стала реальностью.

Разумеется, будущие церковные историки точнее смогут оценить деятельность Патриарха Алексия II, но и сейчас ясно и отчетливо видим мы, что из наших современников нам некого поставить рядом с ним. Никто по масштабу своих созидательных свершений и не приближается к тому, что было совершено пятнадцатым патриархом всея Руси Алексием II…
И могут ли быть сомнения, что всю созидательную деятельность Патриарха Алексия II осенял благоверный князь Александр Невский, святые мощи которого и освободил он из атеистического плена накануне вступления на патриарший престол…


+ + +


Преемнику Алексия II Святейшему Патриарху Кириллу очень трудно еще и потому, что мы сравниваем его с таким великим предшественником, но обратите внимание на знаменательное совпадение…

Если одним из последних деяний патриарха Алексия II в сане митрополита Ленинградского и Ладожского стало освобождение Святых мощей благоверного князя, то и одно из последних деяний патриарха Кирилла в сане митрополита Смоленского и Калининградского тоже связано с именем Святого благоверного князя Александра Невского.

Казалось бы, уместно ли вообще, говоря о Патриархе всея Руси, вспоминать о телешоу «Имя твое — Россия», где митрополиту Смоленскому и Калининградскому удалось так представить святого благоверного князя Александра Невского, что именно он и был назван «именем России». Можно ли вообще рассматривать это событие в ряду духовных событий?

Это сомнение вполне резонно, но, если мы вспомним, что победа была одержана на нашем безнравственном, преимущественно атеистическом и русофобском телевидении, значение её не просто возрастает и укрупняется, но и приобретает смысл обетования будущих побед России, торжества православного духа, становится соразмерной тому, что произошло в Ленинграде с Алексием II в конце его митрополичьего служения…


+ + +


Разумеется, можно говорить о натянутости этого сопоставления.
Что равнять и как равнять, покажут грядущие десятилетия.
Но несомненно, что новый патриарх начинает свое святительское служение в такой же критической для нашей страны обстановке, как и его предшественник.

Назначенческому капитализму, который либералы-демократы породили в таком счастливом для себя (и таком несчастном для России!) браке с партноменклатурой, дитю, которое они так заботливо пестовали за счет ограбления пенсионеров, уничтожения культуры и здравоохранения, исполнилось нынче два десятилетия, и мировой кризис явился, словно чтобы проэкзаменовать это взрощенное в ельцинское и путинское правления чудовище.

Этот экзамен назначенческий капитализм провалил по всем пунктам.
Все мы знали и раньше, что наши капиталисты-назначенцы не зарабатывали своих капиталов, а получали их на халяву, пользуясь связями с ельцинско-путинской семьей и их чиновниками.
Мы догадывались, что наши капиталисты-назначенцы не сумеют приумножить собственным «капиталистическим» трудом полученные на халяву богатства, что рано или поздно они промотают эти богатства, скупая заграничную недвижимость и яхты, приобретая иностранные футбольные команды и устраивая бесстыдно разорительные корпоративы.

И все равно наглость наших капиталистов-назначенцев ошеломляет.

Теперь, когда бывшая общенародная собственность оказалась заложенной ими в иностранных банках, они рассчитывают (и не безосновательно рассчитывают!), что их лень и бездарность, их жадность и мотовство снова будут покрыты за счет государственных, общенародных ресурсов.
Долларовое ограбление России в конце минувшего года по своему бесстыдству не имеет аналога даже в ельцинской истории России. Ради того, чтобы набить миллиардами карманы своих назначенцев, заправилы нашей страны не пожалели единственное достижение нашей нефтяной экономики и подорвали столько лет укреплявшуюся в наших согражданах веру в национальную валюту, обрушили рубль.
Увы…
За чиновничий непрофессионализм и воровство опять приходится расплачиваться — в который уже по счету с начала перестройки раз? — всему народу.


+ + +


Помню, на Х Всемирном Русском Народном Соборе, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что декларация прав человека, которой так гордятся западные демократии, уже неспособна сейчас осуществить подлинную защиту личности, если она не обеспечена нравственной и духовной поддержкой.

Тогда же по его инициативе была принята Декларации Всемирного Русского Народного Собора о правах и достоинстве человека, которая провозгласила, что «мы — за право на жизнь и против „права“ на смерть, за право на созидание и против „права“ на разрушение. Права и свободы человека действенны в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права».
К сожалению, эта декларация не была воспринята бесчисленной армией наших чиновников, продолжавшей жиреть и разбухать за счет взимания взяток и откатов с предпринимателей, за счет ограбления народов России.
Сейчас эти чиновники, демонстрируя свою полнейшую беспомощность, предлагают множество самых нелепых рецептов выхода из разразившегося кризиса.

Некоторые из них не стесняются публично заявлять, дескать, даст Бог, кончится в США, в Европе, в Китае рецессия, снова поднимется у них промышленность, снова начнут они потреблять нашу нефть, тогда и мы тоже выйдем из кризиса.
Еще смешнее слушать беспомощные рассуждения чиновников, вознамерившихся переучить население новым нужным специальностям…
Нет, не специальностям, которыми человек сам овладеет, когда ему это будет нужно, надо учить, а нравственности.
Вернее, надо отучать от безнравственности.
Надо воспитать в наших гражданах нетерпимость к тому бесстыдству, которым обливают страну капиталисты-назначенцы, чиновники и депутаты.

И совершенно очевидно, что бессмысленно говорить о каком-либо (экономическом, политическом, государственном) возрождении нашей страны, пока мы не возродим духовность, пока не найдём выход из той нравственной пустыни, в которую нас завели лукавые и корыстные поводыри.


+ + +


Никакие экономические ухищрения не способны ничего дать нашей стране и народу, если будет игнорироваться нравственный фактор.
Для спасения страны, экономики, политики надо восстановить нравственность каждого из нас, и эту-то невероятно трудную задачу и предстоит решить нам вместе с нашим новым Святейшим Патриархом Кириллом…

«Русь Державная» № 4 (178) 2009 год


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика