Русская линия | Людмила Лучшева | 22.04.2009 |
Долгое время этнический статус русских был одним из самых высоких. Сикевич З.В. указывала, что в условиях СССР дети от смешанных браков, когда один из родителей являлся русским, чаще всего считали себя тоже русскими и не только по анкетным данным, но и по социальному самочувствию [5, 74]. В постсоветский период во многих субъектах Российской Федерации идеология и политика приводит к восходящей мобильности титульных этнических групп и понижению статусных позиций русских этнотерриториальных групп.
Изменение направлений мобильности в этнических группах на наш взгляд было связано не только с субъективным правом реализации национального самоопределения, но и с объективными процессами развития внутри самих этносов, что в частности демонстрируется на примере изменения этнических статусов русских и татар в Республике Татарстан.
Русские и татары, являясь основными этническими группами в регионе, имеют многовековую историю проживания в близком контакте друг с другом. Ещё в начале XX века в крае сложилась тенденция, закрепившая преобладание городского населения из числа русских, за татарами стабильно сохранялись традиционные занятия сельским хозяйством и отхожими промыслами. В 1897 г. в городах Казанской губернии проживало 8,5% татар, а в 1926 г. число урбанизированных татар составило 5,2%.
К началу нового тысячелетия ситуация значительно изменилась: перепись населения 2002 г. показала, что, несмотря на преобладание русского населения в ряде крупных городов, их численность сократилась до 46,1%, в то время как численный состав городского татарского населения вырос до 47,6%.
Процесс активной урбанизации татарского населения республики сопровождался ростом этнической солидарности, реанимацией традиционных моделей поведения в обезличенной городской среде. Объяснить это можно было тем, что этническая городская специализация маргиналов в силу ряда причин (слабого знания русского языка, отсутствия образования для занятия интеллектуальным трудом и др.) затрудняла вертикальную мобильность в легальных условиях, вынуждала прибегать к родственным связям. Специфику консолидации татарского этноса определяла также ситуация, сложившаяся ещё в годы советской власти, когда партийно-государственная номенклатура республик подбиралась по квотному, этническому признаку. «Особое качество» своей этнической принадлежности в условиях резких экономических и политических изменений, принятие ряда правовых документов, позволивших получить приоритетное развитие татарской культуры и языка, что оказало серьёзное влияние на целенаправленную восходящую социальную мобильность татар.
В середине 1990-х годов в политической элите Татарстана преобладали представители татарского этноса (77%), причём на 75% сельского происхождения, из них 42% получили сельскохозяйственное образование, 35,6% гуманитарное (из них около 13% выпускники университета), 22,4 — техническое [6, 70].
До выборов 2004 — 2005 гг. политико-экономическая элита республики на 80% состояла из татар и на 20% - из представителей иных этнических общностей. В Аппарате Президента татары составляли 73,7%, Кабинете Министров — 68%, среди глав администраций — 80,8% [4, 130].
Непропорциональность представительства русских и татар в органах государственной власти и управления отмечается не только экспертами, но и населением: значительная часть студенческой молодёжи республики отмечает практику назначения на руководящие и престижные должности на основе этнической принадлежности. Почти трети участников исследования (31,1%), проведённого Центром аналитических исследований и разработок, приходилось сталкиваться с этим очень часто, более чем трети (38,1%) — изредка. Среди респондентов, относящих себя к русским, показатель лиц, часто сталкивающихся с подобным фактом этнической дискриминации, почти в два раза выше, чем среди тех, кто относит себя к татарам (43,7% и 23,0% соответственно) [3, 272].
Примерно такая же картина выявляется при анализе списков аффилированных лиц и советов директоров наиболее крупных республиканских ОАО, АО и ООО. «Клановость», т. е. сосредоточие основных активов в руках представителей элиты, характеризует современную экономику Республики Татарстан.
Исследуя социальную мобильность конца 1990-х — начала 2000-х гг. в этнических группах Татарстана, Л.В.Остапенко пришла к выводу, что шансы русских продвинуться в высшие социальные слои несколько ниже, чем у татар. Русские в регионе являются иммобильной, как межпоколенной, так и внутрипоколенной группой, что объясняется меньшими возможностями в улучшении своего материального и социального положения [2, 74].
Ситуация с межпоколенной мобильностью заставляет обратить особое внимание на этническую «перегруппировку» сил в сфере высокоинтеллектуального труда. Исследования этнокультурных изменений позволяют сделать вывод, что тенденция увеличения доли художественно-творческой интеллигенции среди татар, возникшаяей ещё в конце 1980-х гг., продолжает сохраняться. Сокращение доли творческой интеллигенции среди русских становится особенно заметно при анализе этнического состава творческих союзов Республики Татарстан. Анализ текущих архивов творческих союзов РТ показал, что их членами являются главным образом представители титульного этноса. Наблюдается диспропорция и в присвоении заслуженных званий, что становится особо заметно в самом многочисленном союзе театральных деятелей.
Мнение городского населения Татарстана о возможности социального успеха для людей различных национальностей в рамках исследования социального неравенства этнических групп изучалось В.В.Коротеевой. Проведённый ею социологический опрос показал, что этничность, по мнению русских и татар, в регионе наиболее важна при занятии высоких постов в органах власти и для получения хорошо оплачиваемой работы. У русских и татар складывается представление, что в политической и экономической сферах Татарстана более успешной доминирующей группой являются татары [1, 130 — 132].
Проведённые нами биографические интервью с использованием информантов этнических категорий (татарин, русский) подтверждают, что этническая принадлежность в республике играет существенную роль при устройстве на работу и карьерном росте. Такого рода высказывания характерны для тех, кто столкнулся с проблемами неадекватного восприятия начальством этнической принадлежности своих подчинённых. Оценка ситуации представителями русского и татарского этноса часто основывается на фактах собственного жизненного опыта. Респонденты делали вывод, что татары чаще склонны проявлять заботу о своих родственниках и односельчанах при устройстве на престижную и высокооплачиваемую работу.
Как видно из вышесказанного, этносоциальная ситуация в Республике Татарстан за последние пятнадцать — двадцать лет имеет тенденцию к существенному изменению не в пользу русских. Подготовленная процессами урбанизации и модернизации этнополитическая консолидация татар в условиях суверенизации ослабила русскую этническую группу в отстаивании своих статусных позиций. Сокращение доли русской части в элитных группах населения в силу их затруднённой вертикальной мобильности ведёт к сползанию русского населения в низшие социальные слои. Достаточно новая для россиян идея о неизбежности и «правомерности» социального неравенства, возникшая в результате расслоения современного российского общества на богатых и бедных, вызывает некоторое недоумение, когда речь заходит о восприятии социального неравенства этнических групп. Кроме того, нерегулируемые проявления этнической консолидации в доступе к политическим, экономическим и социально-культурным ресурсам в полиэтническом обществе, каким в частности является Республика Татарстан, могут изменить эмоционально-спокойное восприятие ситуации представителями других этносов за своё будущее и стать причиной межэтнического конфликта.
Лучшева Людмила Владимировна, кандидат социологических наук (г. Казань)
Литература
1. Коротеева В.В. Статус этнических групп в общественном сознании и индивидуальном опыте/ Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/ Авт. проекта и отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 2002.
2. Остапенко Л.В. Социальная мобильность в этнических группах: шансы на равенство/ Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/ Авт. проекта и отв. ред. Л.М.Дробижева. М., 2002.
3. Салагаев А.Л. Межэтническая ситуация в Республике Татарстан: согласие, дискриминация и национализм (на материалах исследования студенческой молодёжи)/ А.Л.Салагаев, Р.Р.Сафин, И.Е.Туриянский/ Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция/ Под ред. М.Е.Поздняковой, А.Л.Салагаева. М., 2005.
4. Салагаев А.Л. Этносоциальная ситуация в Республике Татарстан: состояние и тенденции/ А.Л.Салагаев, С.А.Сергеев/ Россия и мировое сообщество в поисках новых форм стабильности. Ч. 1. Йошкар-Ола, 2002.
5. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.
6. Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане. Вызов времени и трудности адаптации// Полис. 1994. № 5 — 6.
Впервые опубликовано: Конфликты в социальной сфере и их регулирование: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 10 — 11 апреля 2009 г.). — Казань: Издательство «Печатный двор», 2009. — С.с. 361 — 365.
http://rusk.ru/st.php?idar=114085
Страницы: | 1 | |