Русская линия
Народный Собор Николай Бондаренко21.04.2009 

Наши дети

По инициативе нескольких православных центров, занимающихся воспитанием детей-сирот при поддержке и участии Межрегионального общественного движения «Народный Собор» и журнала «Человек и Закон» создано новое правозащитное движение «Пчелки» — Движение в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, которое призвано обеспечить юридическую защиту и правовую поддержку православным приютам и образовательным учреждениям.
Это наша лепта в общее дело защиты детей-сирот — наших детей.
Приглашаем всех заинтересованных людей к взаимодействию.
Надеемся, что работа в этом направлении поможет нам стать лучше.

«Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдов».
Исаия.1:17


«СИРОТПРОМ»

В начале хотелось бы выразить слова уважения тем подвижникам, которые, самоотверженно работая в детских домах стали для детей, по сути, их новыми родителями, которые порой используют свое личное время и без того ограниченное жалование для того, чтобы помочь детям. И тем сотрудникам МВД, прокуратуры, органов опеки и попечительства, которые, используя все возможности российского законодательства и своих полномочий, пытаются отстаивать права и законные интересы детей-сирот. И тем главам местных администраций, которые, будучи сами родителями, сердцем переживают жизненные трудности детей-сирот на их подведомственных территориях и изыскивают возможности чем-то помочь детским домам и приютам, не смотря на недостаток бюджетных средств.

К сожалению, мы не располагаем точными сведениями о количестве российских чиновников, которые «кормятся» за счет сирот, но вся эта «армия» по оценкам многих специалистов, да и самого Президента, работает не эффективно.

Возможно, сказывается то, что система эта «выросла» из прежней советской эпохи формально-номенклатурного отношения к детям-сиротам. Система «благополучно» трансформировалась в новейшую российскую действительность, покрылась где-то «ржавчиной» коррупции. Она имеет свои естественные связи в профильных министерствах, отстаивающих ее (системы) интересы, имеет даже своих лоббистов в Государственной Думе РФ. Многим известна история, связанная с попыткой провести в последние дни работы Думы прежнего созыва изменения в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», включающие положения об устранении православных приютов от воспитания детей-сирот. И только личное вмешательство Президента России Д. А. Медведева воспрепятствовала этим намерениям. Дмитрий Анатольевич поддержал многообразие подходов в работе с сиротами.

Системные сбои в работе «СИРОТПРОМА» подтверждаются печальной статистикой, свидетельствующей о том, что более 80% выходцев детдомов встают на путь криминала.

Что же касается органов опеки и попечительства, то не секрет, что немалая их доля из общего количества выполняли и выполняют роль агентств по усыновлению российских детей за рубеж. Негласная цена усыновления детей за рубеж колеблется от 30 до 60 тысяч долларов. Весьма доходный бизнес получается…

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИЮТЫ — ЭТО ВЫСТРАДАННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА «СИРОТПРОМУ»

Выстраданной альтернативой «СИРОТПРОМУ» в России является развитие системы православных приютов для детей-сирот и приютов, созданных другими традиционными религиозными конфессиями России.

Церковь традиционно веками опекала и заботилась не только о сиротах, но и о вдовах и стариках.

В России до революции существовали преимущественно церковные приюты для детей-сирот. Были и частные приюты, но находились они под опекой и присмотром Церкви. К сожалению, за современными детдомами не налажен присмотр со стороны общества.

Большим преимуществом церковных приютов является традиционная семейная благожелательная обстановка, в которой воспитываются дети. А также, дети воспитываются в духе патриотизма, любви к своему Отечеству, уважения к старшим; воспитываются полноценными законопослушными гражданами, в дальнейшем могущими создавать здоровые семьи.

В церковных приютах для детей-сирот до революции было принято не только содержать ребенка до определенного возраста, но и обеспечивать ему достойное будущее: женить (выдавать замуж), подготавливать приданное, устраивать на работу, помогать с проживанием.

В самих же приютах детям давали начальное образование и учили какому-нибудь прибыльному ремеслу, например, столярному делу, умению складывать печи, шить и вышивать, что обеспечивало им в дальнейшем заработок.

Система православных приютов сохраняет традиционный уклад с поправкой на получение высшего образования их воспитанниками.

Современные православные приюты для детей-сирот созданы и функционируют исключительно подвижническим трудом многих приходских и монастырских священников. Непосредственную помощь в воспитании детей им оказывают помощники миряне, монахи и монахини. Большинство православных приютов финансируются из частных пожертвований благотворителей, но, к сожалению, лишь малая часть из них — за счет государства.

Многие священники, видя бедственное положение детей-сирот, беспризорников в своих регионах очень бы хотели создать при своих приходах приюты для детей-сирот. Но, основным препятствием к осуществлению этого желания является недостаток финансовых средств, которые требуются для создания необходимых для проживания детей жилищных условий и постоянного содержания приютов, обеспечения детей питанием.

Но те священники, кому все-таки удается найти средства и создать такое учреждение, периодически сталкиваются с проверками местных проверяющих органов, иногда слышат упреки в свой адрес со стороны местных властей.

Эти проверки, имеющие как бы законные основания, выглядят несколько странно, если учесть обстоятельства, что до того, как дети попали в приют, многие из них жили в нечеловеческих условиях, не имея крова, еды и медицинского обслуживания.

Посудите сами, священники-подвижники подбирают детей на помойках, вокзалах, в коллекторных сетях, вытаскивают их из квартир-притонов, где над ними систематически издевались, при всей скудности своих возможностей, находят средства и материалы для строительства жилых сооружений, для создания условий для их полноценной и достойной жизни, возводят эти сооружения, обеспечивают процесс воспитания и образования, обеспечивают их полноценным питанием, а после к ним приезжает пожарная инспекция и требует пожарную сигнализацию, в соответствии с последними разработанными нормативными документами, сертификаты на строительные материалы. Или приезжает санэпидемнадзор и требует установленные СНиПом, разработанным еще в советское время для детдомов, определенное количество унитазов в соответствие с количеством воспитанников или определенную тем же СНиПом площадь кухни, где для детей готовится пища. Или требует сертификаты на продукты.

И, не смотря на свои требования, никто из них не предложил подключиться к государственной программе финансирования, хотя бы для частичного устранения недостатков в своей сфере ответственности.

Как сказал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, каждый чиновник, безучастно относящийся к судьбам детей, достоин наказания, вплоть до уголовной ответственности. Исходя из этого, каждая из этих проверяющих организаций могла бы составить список предложений по наиболее необходимым мероприятиям, приводящим к устранению самых тяжелых недостатков и, скалькулировав стоимость работ, предложить местным и областным властям поучаствовать в финансировании устранения этих недостатков. Вот тогда бы чиновники по настоящему принимали бы живое участие в улучшении жизни детей и соответствовали высоким критериям, выдвинутым Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Но пока получается, что мелкие нерадивые чиновники бьют по рукам тем немногим людям, у которых еще болит сердце за сирот и которые не могут безучастно смотреть на беды детей. При этом надо учесть, что люди эти самопроизвольно взяли на себя и выполняют важные функции социальной работы, а именно, заботятся о детях-сиротах.

Выход из этой парадоксальной ситуации нам видится в том, что государство само по возможности должно взяться за строительство социальных объектов при храмах, обеспечить эти здания современными системами пожарной сигнализации, обеспечить детей питанием, либо его эквивалентом, а именно — денежными средствами в соответствии с количеством воспитуемых в этих учреждениях. А любовь и патриотическое воспитание Церковь может дать сама.

Кроме того, со стороны органов опеки и попечительства, зачастую отстаивающих интересы «СИРОТПРОМА», в адрес православных социальных учреждений для детей-сирот высказываются некие требования к наличию в этих учреждениях тех или иных специалистов, например, детских психологов. Хорошо. Тогда почему бы этим учреждениям не походатайствовать перед министерством о выделении финансовых средств на заработную плату этим специалистам?

Частично эти меры и мероприятия можно обеспечить, используя средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного по инициативе Владимира Путина.

Кроме того, руководствуясь вышеприведенными словами Президента России Д.А. Медведева, забота о детях, и тем более, детях-сиротах должна стать приоритетной работой для каждого губернатора, мэра, главы муниципального образования. И в случае принятия федеральной программы помощи приютам для детей-сирот, регионы и муниципальные образования должны включиться в нее на принципе софинансирования. Главное, чтобы в регионах на местах воцарилась атмосфера совместного общего дела заботы о детях-сиротах. Государство и Церковь должны действовать в этом направлении вместе, дополняя друг друга.

БЕСПРИЗОРНИКИ

По данным Госдумы, в России насчитывается до 4 миллионов беспризорников. Ими совершается десятая часть всех преступлений.

Используя опыт работы Суворовских училищ, первые из которых были созданы в 1943 году для детей, оставшихся без родителей, проблему беспризорности в России, на наш взгляд можно решать, в том числе, и путем усиленного создания кадетских корпусов, так как известно, что брошенные дети с улиц и вокзалов — это сложные дети с вредными привычками и навыками. Им более необходимо не столько ласковое материнское слово, сколько твердое, мужественное слово отца.
Беспризорникам с улиц и вокзалов наших городов необходимо дать будущее.

Суворовские училища давали перспективу, будущее своим воспитанникам. По сути, они формировали будущую военную элиту страны. Давали кров, образование, достойное воспитание на примерах славных предков, давали возможность почетной службы своему Отечеству и, если получится, стать героем.

И не стоит обращать внимание на визг вечно недовольных записных российских «правозащитников». Пока у этих бездомных детей есть только одно право — право умереть от голода и болезней. К нашему стыду, пока они интересуют только сутенеров, работорговцев и торговцев человеческими органами.

Это наши дети. И наша задача — любым способом вырвать их из когтей криминала и дать им будущее!
Николай Бондаренко, Первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», член Центрального совета движения «Народный Собор»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru