Русская линия
Русская линия Петр Базунов14.04.2009 

Этика в бизнесе и проблемы деловых отношений в России
Доклад на конференции «Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса»

Я хотел бы начать этот доклад с высказывания простой, но, на мой взгляд, важной мысли: ответственность за то положение, в котором находится экономика нашей страны в условиях общемирового финансового кризиса, и за то, каким является уровень жизни в российской провинции, во многом лежит на нас самих. Основные причины наших проблем кроются в специфической ментальности постсоветского россиянина, и в сложившемся у нас за последние 15 лет своеобразном понимании того, что есть занятие бизнесом. У нас сформировалась особенная культура деловых отношений. Эта культура такова, что она не позволяет нам создавать эффективную экономику, основанную на промышленном производстве и на так называемой добавленной стоимости, кстати, налог с которой — НДС — мы все платим государству.

Ошибочным и почти фатальным для новой России, на мой взгляд, оказалось принятие модели западного капитализма вместе с теми культурными ценностями, которые могут быть совершенно не свойственны нам, как славянскому народу, но, при этом, считаются неотъемлемыми атрибутами капиталистического строя. Особенно быстро у нас укоренился культ богатства и сверхпотребления, и как следствие ориентация на быстрый и большой заработок для обеспечения этого потребления. Огромное количество природных ресурсов и узаконенная частная собственность мгновенно породили почти у каждого предприимчивого россиянина стремление оказаться рядом с любым из источников этих ресурсов, прилепиться к нему, и максимально использовать его для личного и быстрого обогащения. Немногие смогли это сделать, так как желающих заняться сырьевым бизнесом в России гораздо больше, чем самих сырьевых источников. Зато, например, экспорт нефти начал наливать Центральный банк РФ деньгами. А из ЦБ эти деньги потекли в коммерческие банки для кредитования фирм и населения. Однако, через наспех оформленные в этих банках, и розданные по сговору непонятно под какой залог кредиты, через переводы денег в оффшорные зоны по разным схемам и т. д., огромная масса этих средств перетекла в карманы людей, которые не прилагали никакого усилия к появлению данных денег в стране. И большая часть этих средств безвозвратно утекла за пределы России.

Когда все места, рядом с «кормушками» такого рода оказались заняты, начались рейдерские захваты действующих предприятий. Когда же выяснилось, что захватить предприятие это еще полдела, так как им еще надо как-то управлять, «силы были брошены» на те из них, где есть хоть какое-то ликвидное имущество или товар. То есть все то, что можно продать. Здесь заметно прослеживается еще одна «культурная» особенность российского бизнеса — неуважение к частной собственности, но это уже тема для другого разговора. Не так давно уже опомнилась наша милиция, и начался поточный бизнес по отлову крупных и средних предпринимателей, замеченных якобы в нечистоплотности ведения дел, которых стали привлекать по самым разным статьям УК с целью, не воздания им «по заслугам», а их последующего освобождения не под залог, но «в свободное плавание» после получения неких «отступных» сумм и последующим закрытием уголовных дел.

Даже такая благая идея, как раздача потребительских кредитов населению для стимулирования спроса, что, в идеале, должно было способствовать развитию производства, даже этот механизм у нас мгновенно оброс всевозможными схемами с откатами и т. п. Вот такой национальный оттенок приобрел новейший капитализм в России. Глядя со стороны, кажется, что россияне просто не способны жить и работать честно.

Во многом, на мой взгляд, это происходит из-за утери в период социализма духовно-культурной исторической преемственности и завезенной на наше «чистое поле» из США психологической установки на «удачу в делах», т. е. на быстрое обогащение и потребление сверх не только своих потребностей, но и сверх всякого вложенного труда и знаний. К сожалению, в России, эта идея «дикого капитализма», нашла очень много сторонников.

Не обретя понимания бизнеса, как процесса, направленного на создание добавленной стоимости, большинство российских предпринимателей и простых граждан увидели в нем лишь способ добычи денег. Бизнесом стало называться все, что приносит доход, даже воровство. На фоне постоянно растущих цен на энергоносители и видимого роста ВВП страны, среди ее граждан, словно в тепличных условиях, происходило созревание и укрепление бездуховной и антисозидательной культуры деловых отношений. Отношения между продавцом и покупателем, между работником и работодателем, между начальником и подчиненным приобрели ярко выраженный сопернический характер. Одни жалуются, что их эксплуатируют, другие осознают, что вынуждены все делать сами, так как запросы их работников растут, а ответственность и трудолюбие постоянно снижаются и никому ничего не невозможно доверить. В таких условиях ничего кроме коррупции развиваться не может. Кажется, что еще немного? и коррупция вообще станет чертой современного характера россиянина.

Я много раз замечал, как культурные образованные люди, в том числе верующие, испытывают неловкость, устанавливая цену и получая деньги за какой-либо свой продукт или услугу. При этом, даже среди этих людей присутствует вполне терпимое отношение к коррупции, поскольку даже они считают, что это характерная и естественная черта бизнеса. Но это — совершенно ложная установка.

Важно помнить, что, несмотря на несовершенство капитализма, мы все же приняли его, потому что этот строй обеспечивает свободные рыночные отношения, а именно последние дают возможность каждому амбициозному и предприимчивому человеку попробовать себя на практике и достичь успеха. Именно такие пассионарные люди развивают экономику, но происходит это только тогда, когда их труд нацелен на создание добавленной стоимости. Добавленная стоимость — это денежное выражение тех знаний и способностей, которыми обладает человек или фирма и которые были использованы для того, чтобы сделать из простого сырья востребованный продукт. Если речь идет об услуге? то это стоимость исходных накопленных знаний и навыков человека плюс его труд, направленный на их углубление и применение с пользой для того, кто за это заплатил. Она возникает всегда по завершению процесса продажи, после получения продавцом платы за свой товар. Самый яркий пример добавления стоимости к куску дерева — это музыкальный инструмент, например, скрипка, изготовленная из него, и имеющая цену на рынке в ряде случаев до миллиона долларов. Это цена за мастерство и профессионализм, наработанные десятилетиями упорного труда и изучения своего ремесла мастерами и их потомками. Накопление таких знаний, соотнесенное с возможностью их использования для создания товара, должно становится основой в любом бизнесе.

Продажа и то, как этот происходит, и на каких нравственных условиях и стремлениях этот процесс основан — есть самое главное для развития деловых отношений. От отношения продавца к своему покупателю зависят его будущие сделки. Когда один человек предлагает другому купить товар, в задачу, того, кто предлагает должно входить, как обязательный фактор, изучение потребностей своего покупателя. Подавляющее же большинство продавцов, которых мне приходилось встречать, не только не изучают потребности своих покупателей, т. е. по сути дела, не выполняют свою работу, но и еще заранее настроены на то, чтобы обмануть своих клиентов, от которых, по сути, зависит их заработок.

От продавца также требуются исключительные знания о своем товаре. Подходя к процессу продажи нужно знать, что ты предлагаешь и зачем это нужно твоему покупателю. Только так создаются условия для повторных продаж, и так по кирпичикам, сделка за сделкой, год за годом, строится репутация купца или бизнесмена. Такой труд, кроме всего прочего, развивает интеллект продавца. Когда человек искренне любит свою работу, он не жалеет времени на расширение своих знаний о ней, на развитие своих способностей в выбранном направлении. В таких условиях развивается профессионализм, и происходит работа по улучшению качества своего товара. В России почти не встречается подобное отношение продавца к своей работе.

Существует также особая и очень важная для экономики страны сфера бизнеса — это сфера промышленных поставок. Вот в этой сфере в процессе продажи должен происходить интенсивный обмен информацией между покупателем и продавцом, или в данном случае — поставщиком. В результате этого обмена возникают технические задачи и появляются их решения, поскольку специалисты обеих компаний совместно трудятся над их поиском, используя все свои ресурсы. Положительный результат такого труда важен обеим фирмам, так как они связаны экономическими отношениями, и успех одного отражается на успехе другого. Это очевидный пример партнерских отношений в бизнесе. Цена при этом сменяется понятием ценовых рамок и приобретает прикладное, но не решающее значение, т. е. по сути, уходит на второй план. Долговременные деловые отношения между поставщиком и покупателем являются наиболее выгодными с экономической точки зрения, и способны развивать целую отрасль экономики, так как способствуют рождению инноваций. Экономика государства, где большинство участников рынка именно так видят бизнес, постепенно становится не сырьевой (если она была таковой до этого), а реальной, т. е. такой, где есть много проработанных инженерных и научный идей, а также много специалистов, мыслительные процессы которых мало зависят от цен на нефть или сталь. К сожалению, этот принцип промышленных поставок также почти не работает в России, так как даже частный бизнес в нашей стране имеет ужасающий уровень коррупции.

Занимаясь продажами всю свою жизнь, я многократно убеждался в том, что этичное и профессиональное отношение к покупателю порождает с его стороны особое отношение к продавцу, наполненное взаимной симпатией и уважением. Выстраивание таких отношений требует времени и приложения усилий, но, эти отношения будут долговечны, потому что построены на профессиональном подходе и имеют конструктивную основу. Следует понимать, что хотя цена, как правило, является важным фактором в ходе согласования условий сделки, однако, бизнес, построенный только на цене, и тем более на коррупции, не имеет необходимой конструктивной основы и, следовательно, недолговечен. Но, к сожалению, именно такая модель деловых отношений распространена в нашей стране практически повсеместно.

Есть также бизнесмены, которые стараются зарабатывать на всем подряд, не думая о пользе или вреде для окружающих, легко меняя сферу своей деятельности. Конечно, жизнь все расставит по своим местам. Но самое неприятное состоит в том, что такой портрет бизнеса до сих пор считается нормальным в России! И многие молодые провинциалы, отправляющиеся покорять российскую столицу, а именно с Москвой в нашей стране ассоциируется успех, имеют идею уехать из провинции, читай: из грязи и безперспективности, и войти в так называемую элиту деловых и известных людей. Но при этом они могут не иметь четкого понимания, каким образом они собираются это сделать. Т. е. практически многие готовы заниматься всем, чем угодно, лишь бы зарабатывать, и сама профессия здесь уходит на второй план. И что еще хуже: до сих пор количество таких предпринимателей не уменьшается. А это значит, что негативный тренд сохраняется. Согласно статистике, продолжается наплыв желающих учиться на госслужащих и финансистов. Я думаю, причины очевидны…

Но, к счастью, есть еще и те, кто не гоняется за «птицей удачи», не ищет случайных заработков, но, начав свое дело, стремится честно работать в выбранном направлении и как-то при этом зарабатывать. Вот эти люди и есть наша опора. Они выбрали путь планомерной работы в каком-то одном направлении. Это те самые предприниматели, которые приносят пользу обществу своим трудом. Ценности этих людей постоянно атакуются окружающей их жизнью. Их вклад в национальную экономику и в национальный банк идей не соизмерим по своей пользе с аналогичным вкладом людей, которых можно часто видеть мелькающими на телевидении и в модных журналах. Но их доходы также не соизмеримы, но уже в обратной пропорции. Мы должны консолидировать таких людей и всячески их поддерживать, потому что, на самом деле это и есть деловая элита России.

Бизнес — это сложная наука. Это всегда труд со смыслом, который должен быть нацелен в первую очередь на принесение пользы людям и обществу, а не на «делание денег» любым путем. Любая созидательная идея приходит в голову не за деньги и вообще не имеет к ним никакого отношения. Это продукт истинной любви и желания сделать что-то нужное, красивое и полезное. Взяв за основу нашу Православную веру и веками воспитываемое ею на Руси человеколюбие, мы можем и должны начать строить свой капитализм, т. е. свою собственную культуру созидательных деловых отношений, сутью которых будет осознание предпринимателем своей роли в любом деле, отказ от неэтичного и бессмысленного посредничества в сделках, и нацеленность на создание добавленной стоимости своим трудом. Только при таком отношении к делу в нашей стране появятся предпосылки для долгосрочного планомерного развития производства и повышения конкурентоспособности наших товаров.
Петр Валерьевич Базунов, генеральный директор компании «Дилор»

http://rusk.ru/st.php?idar=114058

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Петр Базунов    16.04.2009 17:34
Этика в бизнесе должна быть. Если вы работаете на предприятии и получаете за это зарплату, то следуя вашим словам можно сделать вывод, что работать честно смысла нет, работник не должен любить свою работу. Если он ее любит, то значит он лицемерит, так как все, кто работают – думают только о деньгах. Так, кстати, и происходит у нас сейчас, но именно это и есть основная причина отсутствия роста нашего производства: никто не думает о деле, о результате своего труда.
Бизнес по английски значит – дело. Дело может быть любым, в том числе и тем, чем занимается на работе человек. Преприниматель тоже труженик, но в отличие от наемного труженика трудится в своей собственной фирме.
Этика не ограничивает бизнес, но наоборот делает его более продуктивным в среднесрочном и долгосрочном планах.
Вы даете правильное определение предпринимательству, но есть одна небольшая деталь – предприниматель всегда сильно мотивирован и только поэтому он думает о деле (бизнесе). Он может вообще ничего не зарабатывать, но будет думать и болеть о деле в которое верит. Это работает на начальном этапе развития. Однако, когда он начинает нанимать людей на работу, он должен брать на себя ответственность за них. Он становится менеджером, а не работником "у станка", которым был тогда, когда работал один. Теперь ему ставить задачи и платить людям зарплату, а им кормить себя и свои семьи. Каждый его шаг должен быть осмысленным, так как он теперь отвечает за свое дело не только перед собой, но и перед ними, перед партнерами и перед государством. Вот так это выглядит…
  Наблюдатель.    14.04.2009 18:05
В целом верно написано, но есть ошибки в терминологии.

Бизнес по определению является процессом "делания денег", а в этом процессе не может быть никаких серьезных этических ограничений.
Здесь деньги стоят на первом месте, а "способ делания" – на втором.
Этика, если и имеет место быть, то не более чем лицемерного свойства.

Другое дело – предпринимательство. Это когда на первом плане стоит предприятие, т.е. какое-либо дело. Вот тут деньги являются вторичным фактором, средством делания дела.

Беда в том, что наш народ нынче действительно болен жаждой делания денег, а не дела. И неважно кем человек рабоает: начальником или подчиненным. Все хотят быстрого результата: поэтому торговля и сдельшина процветает, а производство (дело) в упадке.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика