Русская линия
Московская правда Федор Лобер26.04.2005 

По ком звонит… попса?

Называть нашу страну православной, как называют католическими Италию, Польшу (в дни прощания с Иоанном Павлом II поляков по нашим телеканалам величали не иначе как «очень религиозная нация», неверно: многонациональная Россия многоконфессионольнее этих и многих других европейских государств, иногда даже вместе взятых. И все же дело не в смешении «сущих в ней» языков, а в упорно навязываемом нам в последние годы чуждом христианству образе публичности.

Растиражированный в десятках ток-шоу и сотнях как бы душевно исповедальных, а на самом деле телеснооголяющих интервью образ, РАСХРИСТАННАЯ личина попсовости сыграли с нацией злую шутку. Массовое сознание уже не приемлет сакральной индивидуальности, с подозрением отвергая закрытость мыслительного процесса и неафишируемые душевные терзания. Зато круглосуточный бравур — от бесчисленных музыканалов до дискотек и уличных музыкантов — из аномалии превратился в атрибут жизни города, как неумолчный шум транспорта, помойки и наплыв мигрантов.

Не знаю, откуда явилась уверенность, но в середине марта, когда дикторы радио и ТВ с приличествующим случаю выражением лица оповестили честной народ о начале Великого поста, почудилось: вот сейчас наступит относительная, но тишина. После Беслана, катастроф и терактов, после страшного декабрьского цунами, унесшего сотни тысяч жизней, — после этих кар небесных мы берем передышку, чтобы подумать. Каждый о своем, б себе, обо всех. Россия, конечно, не Ватикан, где церковь и есть государство; и век на дворе известно какой: нынешние верующие не могут, в отличие от паствы XIX века, черпать мужество при суровом воздержании в державном православии, когда на сорок дней закрывались кафешантаны и все такое. Ну да на общемирскую схиму никто из верующих и не претендует. А вот от толики сопереживания земляков, от проявленного ими уважения не отказались бы. Ведь что ж в самом деле такое? Что в первую, строжайшую, согласно канонам православия, неделю Великого поста, что в Страстную седмицу, уже перед Пасхой, — по всей Москве златоглавой громыхает попса. Из многочисленных палаток саудиокассетами несутся, усиленные динамиками, разухабистые вопли, блатные речитативы и даже матерщина современной, с позволения сказать, эстрады… Уж на что я грешница, и то не выдержала, подошла в прошлом году в Страстную пятницу к чернявой лавочнице из «орущего» киоска. Нельзя ли, говорю, громкость песнопений убавить? Все-таки такой день… «Какой ден?» — возопила дева, пытаясь переорать турецкого шансонье. Да ведь пост, говорю, у православных, вы уж пару дней до воскресенья потерпели бы. «Какая пост?» — еще больше изумилась моя собеседница…

Россия не Ватикан и даже не Польша, а Москва — столица светского государства. С многовековой, между прочим, историей и древними традициями. Почему же славить святого Патрика по ирландским традициям в Москве можно — ради парада в его честь на полдня перекрывают добрую половину центра, а воздавать должное «отеческим-святым — нельзя?

Опубликовано на сайте «Радонеж» 24.04.2005

http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=1005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru