Русская линия
Вифлеемский гласПротоиерей Владимир Цветков31.03.2009 

Об общественном значении личного покаяния
Великопостные размышления

Протоиерей Владимир Цветков, настоятель прихода в честь Казанской иконы Божией Матери, духовник Иверско-Софрониевой женской пустыни Арзамасского района Нижегородской области, бессменный руководитель основанного около двадцати лет назад в Санкт-Петербурге Общества православной культуры имени святителя Игнатия Брянчанинова, подготовившего немало православных миссионеров — священников, мирян.

Что такое покаяние?

К сожалению, покаяние зачастую сводят только к исповеди.
Но покаяние шире исповеди, поскольку только в покаянном чувстве и можно исполнить все остальные заповеди Божии.

Как только я забываю о своих долгах перед Богом, о той Крови, Которая пролита за меня Христом, во искупление меня от греха, смерти и диавола, то выхолащивается сущность христианской жизни. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), единственная жертва Богу, которую мы можем принести, — сердце сокрушенное и смиренное, которое, по слову псалмопевца, «Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Это единственная благоприятно принимаемая Богом жертва, и она «шире», чем таинство исповеди.

Если оставить все в христианстве и вынуть из него покаяние, то это будет уже не христианство. Все учение святоотеческое, всё богослужение церковное пронизаны покаянием, тем духом, которого нет у католиков и протестантов. Мы обращаемся к Богу с сокрушенным сердцем даже в праздники — «Господи, помилуй!». Проповедь евангельская началась со слов Иоанна Предтечи: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), которые повторил и Христос (Мф. 4, 17). Покаяние — это дверь в христианское мировоззрение.

Покаяние — это скучно?

Напротив, — это активная, боевая, можно сказать, воинствующая направленность души. Все евангельские сюжеты, связанные с чудесами, исцелениями человека, отправной точкой имеют покаянный акт — яркое осознание своей греховности.

После грехопадения человек находится в состоянии богоотверженности. Наше тело для нас стало некоей темницей. Мы не видим ангелов, не можем в любой момент непосредственно обратиться к своему Создателю, как это имело место в раю. В падшем состоянии человек нуждается в постоянном покаянии, которое в переводе с греческого есть дословно «превосхождение» ума («метанойя», где «мета» означает «сверх», а «нойя», «нус» — «ум»). То есть покаяние — это преодоление такого понимания мира, которое основано лишь на собственном, поврежденном грехом уме. Покаяние — это главное чудо.

Покаяние — это восхождение от заблуждений, прелестей, которые активно внедряются в наше сознание миром, который по словам Евангелия «во зле лежит».

Необходимость покаяния

Все люди грешны, но тем не менее они делятся на две категории. Одни грешники — не кающиеся, самоутверждающиеся за счет своего греха, враждуют с Церковью, со Христом, с Божиим замыслом о себе. Другие грешники — кающиеся, «приходя в себя», они попадают в состояние вражды с миром.

Покаяние — это обоюдоострый процесс: познание истины и отвержение лжи, которая внедрилась в нас через грехопадение. Покаяние — это углубляющееся осознание своего истинного места в мире, а также негативного воздействия на него со стороны падших духов. Три врага у человека: мир, плоть и дьявол. И вот через покаяние человек вступает в борьбу за свою свободу: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Покаяние открывает возможность быть прощенным, исправить свою жизнь.

Покаяние является необходимым даром Божиим, без которого никто бы не спасся — ни святые, ни праведные. Залог этого дара — в таинстве Крещения, в котором новообращенному прощаются и первородный, и все личные грехи, а поскольку, по словам Спасителя, невозможно войти в Царствие Божие, то есть, спастись, не пройдя врата этого таинства, то здесь и объяснение, почему таким страшным грехом для православной совести является грех аборта…

Нужно каяться в сердце? Это дело личное?

Это и так, и не так. Да, конечно, можно в Бога верить в сердце и ничем этого не свидетельствовать. Но ведь сказано Спасителем: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 32−33). Так и с врагами Отечества невозможно бороться только в сердце.
В сердце нужно усилием воли насаждать это покаянное чувство.

Нужно триединство ума, чувства и воли. Если мы будем молиться внимательно, но без покаянного чувства, то будем лишь тешить свою гордыню. Покаяние — это основное, постоянное делание человеческого сердца. Дух сокрушен — это сущность, это долг христианина. Только с таким сердцем можно не заблудиться и достичь Царствия Небесного.

Общественная добродетель

Грех — это смерть души. И разрешение от него, когда священник во время исповеди читает разрешительную молитву, — «Примири и соедини его Святой Твоей Церкви», — это подлинное возрождение души, соединение ее с благодатью Святаго Духа и другими членами Церкви.

Грех раздробляет душу, Церковь, государство. Какой главный момент нашей современной жизни? Это раздробленность — каждый сам за себя. Это индивидуализм, который пришел на смену хоть ложной и не на Христе основанной, но все-таки общественности. Теперь кругом разлился неприкрытый эгоизм, независимость всех частиц тела государственного, свобода, являющаяся синонимом разложения, смерти.

Получается, что только кающиеся могут в своем общественном делании идти единой цепью. А соборность, истинно церковный настрой души — критерий искренности принесенного покаяния.

Сообщество кающихся — Церковь. Это и есть, если можно так выразиться, «многоглавая» сетевая структура, где есть и административная иерархия (епископат), и авторитетные духовники (старцы), и свои православные средства массовой информации, и монастыри, и общественные организации, и дома милосердия, и православные политики, состоящие подчас в разных партиях. Но все они однажды вступили на путь покаяния и с тех пор стали воинами Христовыми, получили единого военачальника — Христа.

До того, как грешник начал каяться, он был побеждаем падшими духами, страстями, обольщениями мира и даже не понимал этого. Он думал, что все его помыслы и чувства правильные, что они — его собственные. А когда он приходит в состояние покаяния, то начинает видеть, что в нем много не его: не его помыслов, не его представлений, не его понятий, а насажденных падшими духами, заимствованных от примеров падшего мира. И тогда этот молодой воин вступает в брань, начинает бороться, и фронт его борьбы становится все шире. И задача духовных военачальников — назвать по имени те фронты, на которых с нами борются падшие духи и их проводники — люди, одержимые падшими духами.

Как на войне было: Белорусский фронт, Украинский, Северный. А здесь: чревоугодие, блуд, наркомания, аборты. Исправился сам — значит, можешь помочь исправлению других, поделиться ценнейшим опытом личной духовной брани.

Как выглядит эта брань?

Отрекаясь от сатаны в таинстве Крещения, мы переходим на служение Христу, под другие знамена, под другие стратегические планы и направления ударов. И мы уже себе не хозяева.

Мы ставимся Христом на какую-то особую, только нам доверяемую боевую точку, в зависимости от того, где нам дано было родиться, каких людей знать, какой опыт в течение мирской жизни заполучить. Когда через личное покаяние у человека заново открываются глаза, он начинает видеть, каким образом побеждает враг его вчерашних друзей, родственников, односельчан. И он становится воином Христовым, который несет ответственность за свой участок фронта прежде всего, но и за всю вселенную в целом, за свою Веру, за свое Отечество, за свой родной город, район, село. За всех тех, кто еще слеп.

Нужно иметь информацию

Да, нужно слушать сводки, информацию об обстановке на других фронтах, как во время войны, знать, где продвижение, где отступление, кого убили, знать, на сколько сот тысяч человек население России уменьшилось за прошедший год, сколько погибло от абортов в моем городе. Ведь это брань, это война — они погибли на фронте! Господь Промыслом Своим благословляет им родиться, но родители в ослеплении отдают их на убийство, а силы зла методично перерабатывают детские тельца на лекарства для омоложения богатых дядей и теть. Это возможно из-за нашего безразличия, из-за духа разделения и индивидуализма, который сейчас насаждается в обществе.

Что пожелать активистам движения в защиту жизни?

Организаторы и участники общественных акций должны опытно постигать, что такое покаяние, в чем его плоды, кто их у нас похищает, кто наш враг, каковы конечные цели христианской жизни.
Для чего, например, Церковь напоминает всем нам в четвертое воскресенье Великого поста (преподобного Иоанна Лествичника) и обо всех 30 ступенях его лестницы («лествицы»), хотя сами на первых ступеньках только находимся? Чтобы знать, что же нас ждет в конце духовного пути. Это Любовь. У нас ее пока еще нет, мы начинаем со страха Божия, с отвержения мира, послушания духовнику и верим, что если и не нам лично, то идущим за нами, нашим детям и ученикам, искомая цель обязательно откроется во всей ее полноте и совершенстве.

Если человек делает что-то даже очень доброе, но забудет о сокрушении сердца, о своей греховности, о той вражде, которая направлена на него со стороны падших духов, со стороны собственных страстей, плоти и мира, если забудет посвятить свое дело Христу, то он сразу же подпадает под обольщение в большей или меньшей степени. Вот почему покаяние — это сущность, первооснова христианской жизни.

Необходимо крепко верить в победу!

Покаянную дисциплину нужно штудировать с той же серьезностью, что и методологию военных действий, потому что мы являемся в этом мире представителями другого государства — Царства Небесного. И цена ошибки здесь — не временная, а вечная погибель. Мы показываем людям, кто такие христиане, что противно их совести, что они защищают как главную святыню, какими методами при этом пользуются, что такое жизнь вечная.

Нужно, чтобы наши слова не расходились с делами. Если мы знаем, что пьянство и наркомания — это зло, то, значит, надо не просто об этом говорить, а самому дать зарок не пить. Наркотики тогда никто и предлагать уже не будет!
И не кури — это тоже наркотик. Если ты, христианин, пошел в крестный ход, а сам в кустах тайно куришь, а у нас лозунги — мы против наркомании, агрессии, то, значит, ты неверен в малом. Покурил — покадил падшим духам, оказал финансовую помощь табачным фабрикам — той же Америке. Кстати, наркологи говорят, что курение — это слом первого барьера на пути к наркомании.

Система защит

Да, грехом она разрушается, а покаянием может быть восстановлена.
Вот, например, человек имеет девство. Он дорожит этим и знает, что это — дар Божий, который можно сохранить только Духом Святым.

А другой имеет девство, но ни во что его не вменяет — оно только мешает ему, все смеются над ним, и он ищет любую возможность лишиться этого неудобства и повода для насмешек. У обоих этот барьер целый, но один готов умереть за него — как раньше было, когда в иерархии ценностей стояла сначала вера, потом девство, а потом только жизнь, а для другого оно вообще ничто. Третий потерял девство, но он кается, сокрушается, как Мария Египетская, которая получила такие дары, что поднималась над землей на глазах девственника отшельника Зосимы. История Церкви показывает, что можно восстановить ту защиту, которая была утеряна. И так по всем направлениям: по алкоголю, гневливости, ложным понятиям. Например, по индивидуализму. Сегодня, в годину кризиса, особенно важно объяснять людям, что сила в единстве, что прутки по отдельности хрупки, а вместе — веник, метла, которой можно вымести весь сор из избы.

На Страшном Суде мы отвечать будем не только за то, что дурного сделали, но и за то доброе, чего не сделали. Грех — он двух видов: делание зла и неделание добра (Псал. 33, 15).

" * *
"
Если я не защищаю Отечество, не борюсь за русский народ, то я погибну.
Одно может сделать член правительства, другое — зубной врач. Мера ответственности — разная. Разные участки фронта, разное оружие. Если ты использовал все свои возможности, то получишь награду за то, что талант свой, от Бога тебе данный, не зарыл в землю, а пустил в оборот.

И, конечно, надо знать меру этих своих сил, трезво оценивать состояние своего здоровья, не брать непосильных подвигов.
«Вифлеемский глас»,
№ 3(5), март 2009 г., с. 5−6
.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru