Русская линия | Юрий Першиков | 30.03.2009 |
— Встретимся?
— А нас никто не пригласил.
— Так проект же совместный…
— А кого это интересует, там и без нас есть, кому лавры собирать… (Эх, Россия, не меняется столетиями: кто попало, как попало, и в кого попало, тот и всплывает — но не казаки).
Сначала было скучно. Несколько десятков молодых людей — из оранжевой украинской администрации и выглаженные российские «new» комсомольцы под руководством маститых профессоров Ростовского университета долго пытались нащупать общие точки, что все-таки может сблизить славян по обе стороны границы. Спустя три часа решили — память об общих победах. Как пример проекта, не оставившего равнодушными никого — акция «Георгиевская ленточка». Очевидные вещи, которые казаки, в силу природной смекалки, поняли давно и без всякой профессуры. Не выдержал:
— Изначально ставите некорректную задачу — нельзя замыкаться только на одном. Плясать нужно от противного. Если проанализировать стратегию запада по отношению к России на территории Украины, можно понять, что больше всего раздражает сторонников раскола: это православие, на него больше всего давлений: создание альтернативных церквей — не ново, первой была уния, общая система коллективной безопасности — то есть военный союз и память о победах и поражений, и язык — единый как средство коммуникации — более широко смотри культура. Все эти три момента сочетаются в нашем казачьем лагере — поэтому и успех проекта. Экскурсии по святым местам горного Крыма, военная подготовка, и даже песнопения у костра — все это составляющая. А такие проекты как «Георгиевская ленточка», совместная поисковая работа на местах сражений — это уже частности, но частности, которые всегда будут эффективными. Казаки через это прошли давно…
Позвонил Шепеленко:
— К сожалению, не могу приехать: дела в Украине, Водолацкий дал команду вас разыскать — хватит молодежь учить — у вас тут несколько встреч запланировано. Через пятнадцать минут пришли представители местного муниципалитета:
— Вас ждет мэр… На встрече с градоначальником Сергеем Бездольным — тоже казаком — обсуждали вопросы двустороннего сотрудничества. Депутаты Феодосийского городского совета и Бахчисарайского пытались выработать совместную стратегию по оздоровлению донской молодежи и гуманитарному сотрудничеству между Крымом и Азовским районом.
— Все началось с форума казачьей культуры в Феодосии, — рассказал Сергей Бездольный. — Тогда был подписан договор о побратимстве между Азовом и Феодосией — есть много общего, оба города работали на космос, на оборонку, там и здесь сильны традиции казачьего движения. Оба города участвовали в Крымской войне. Думаю, что с новым мэром у нас тоже сложатся дружеские отношения.
— В этом году принято решение провести форум казачьей культуры в Полтаве, так что можете и там побратимов искать, — сообщил атаман Бахчисарайского куреня Сергей Юрченко. — Мы уже обговорили детали с Виктором Водолацким. Что касается совместных проектов — то приглашаем этим летом на «Крым Сич» делегацию города Азова, тем более что наработки с Доном у нас уже есть. — Год молодежи в этом году, думаю, обязательно приедем. — Так что город-герой Азов, ждем в гости в город-герой Бахчисарай.
— У нас говорят не так, — поправил Бездольный. — Азов — город героев. Так Азов называют после знаменитого осадного сидения казаков. Дальше посещение штаба станицы Азовская, и знакомство с атаманом казачьим полковником Василием Зенцовым. — Едем в казачий техникум.
— Даже такое есть? Двадцать километров за город по донской степи и наш автомобиль во дворе учебного заведения. Техникум как техникум, только в кабинете у директора на видном месте книги по истории донского казачества. Полчаса лекция о проблемах сельского хозяйства Азовского района. Прерываю…
— А казачий статус что дал?
— Да сырой этот статус — нас передали из департамента по образованию, в департамент по казачеству — а план учебный не изменили. Православие — факультатив, история казачества — тоже. Нужно менять учебную программу. Мы еще в стадии становления. — А форма? — И с формой проблемы, у нас четко прописаны все статьи расходов — на форму, к сожалению, не предусмотрено, войско покупает. Но ничего прорвемся, когда казак трудностей боялся. С атаманом пили в яблочном саду на берегу Дона.
— Ну, неужели я гостей без чарки отпущу, у меня всегда с собой в машине есть неприкосновенный запас дагестанского коньяка, — хитро подмигнул Василий Зенцов, — Мое любимое место, а весной здесь, когда цветет — так здорово… Хотя, какие ж вы гости — казак на Дону у себя дома… Дальше пробовали донскую кухню, всевозможные рыбные блюда — огромные лещи-чабаки, фаршированные различной снедью, жаренные печенные, варенные. Осматривали достопримечательности — крупнейший на юге России краеведческий музей, крепостной вал, памятник Петру. Азовчане — патриоты.
Из открытых окон то тут, то там бьет шансон Ундина «Дедушка Азов», а когда кто-то посетовал на городскую грязь, сразу двое прохожих вступились за свой городишко:
— Так вы нашли, когда приезжать, конечно — вы летом город не узнаете. Азовчане патриоты — и люди доброжелательные — даже милиция.
Глядя на нашу разношерстую толпу из казаков, чеченцев, ингушей, осетин, якутов сотрудники постовой службы просто сворачивают в сторону, чтоб ни себя ни нас не утомлять лишней процедурой проверки документов. А из окон льется: «Так будь же счастлив и здоров, наш добрый дедушка Азов…» Будь счастлив, город героев!
Впервые опубликовано в газете «Русичи», Севастополь
http://rusk.ru/st.php?idar=113999
|