Русская линия
Русская линия28.03.2009 

Преподавание толерантности недопустимо
Рекомендации Председателя Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при РАЦИРС по вопросам преподавания в дошкольных и школьных учреждениях толерантности

В последнее время в адрес Юридического центра защиты прав и достоинства личности при Российской Ассоциации центров исследования религий и сект (РАЦИРС) поступает много обращений, связанных с вопросом преподавания так называемой толерантности в дошкольных и школьных учреждениях. Дискуссия в достаточно резкой форме развернулась и в средствах массовой информации и в общественных организациях. В связи с этим мы вынуждены дать необходимые разъяснения.

Термин «толерантность» закреплен в «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года и формулируется как: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

На государственном уровне принятие принципов толерантности предполагает наличие: «справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма».

Следует отметить, что вышеназванная декларация не носит обязательного характера и является рекомендательным документом.

Однако, как сам термин, так и практика его применения вызывают многочисленные недоумения и возражения. Наибольшую обеспокоенность вызывают у православных людей вопросы несоответствия практики применения понятия толерантности ряду основополагающих принципов христианского вероисповедания, что в целом ряде так называемых «демократических» государств влечет не только общественные споры и конфликты, но в ряде случаев и судебное преследование христиан.

Среди наиболее злободневных можно выделить следующие проблемы: это вопросы отношения к тоталитарным сектам, новым религиозным (а по сути псевдорелигиозным) организациям, вопросы отношения к половым извращениям и искажению понятия семьи и семейных ценностей, к молодежным и маргинальным субкультурам и контркультурам, а также вопросы неконтролируемого перемещения людей (миграции).

Особенную тревогу вызывает настойчивое стремление определенных кругов протолкнуть навязывание принципов толерантности не только в школы, но и в дошкольные учреждения, что может нарушить право родителей воспитывать детей в духе тех традиций, которые приняты у христиан православного вероисповедания, нередко исполнение принципов толерантности вступает в коренное противоречие с основами христианского вероисповедания и ставит христианина на грань отпадения от Церкви.

Полагаем, что православным христианам следует в разрешении данного вопроса руководствоваться положениями «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», согласно которым: «Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности.»

Таким образом, отстаивание принципов христианской нравственности является для православных людей не только правом, но и обязанностью. В данном вопросе активную позицию должно занимать не только духовенство, но и миряне как индивидуально, так и путем создания и деятельности общественных организаций.

При разрешении спорных вопросов и недоумений, связанных с преподаванием принципов толерантности следует отметить следующее:

1. В настоящее время преподавание толерантности не включено в государственный стандарт образования, поэтому посещение тех или иных занятий такого рода не может носить обязательного характера для учащихся и воспитанников.
2. Родители вправе осуществлять общественный контроль за проведением внеклассных, дополнительных и факультативных занятий с целью недопущения проникновения в школы различного рода растлителей, тоталитарных сект и деструктивных культов. Школы и дошкольные учреждения ОБЯЗАНЫ предоставлять родителям по их требованию исчерпывающую информацию о характере, программах проводимых дополнительных, внеклассных, факультативных занятий, а также исчерпывающую информацию о тех, кто эти занятия проводит.
3. Родители ВПРАВЕ воспрепятствовать посещению их детьми тех занятий, которые по мнению родителей, могут негативно отразиться на нравственном, духовном или физическом здоровье детей. Кроме того, родители ВПРАВЕ требовать запрета на проведение таких занятий.
4. Родители ВПРАВЕ обращаться за защитой своих прав в суды, прокуратуру, правоохранительные органы, а также за правовой помощью к адвокатам, практикующим юристам, к общественным и политическим деятелям.
5. Целесообразно сообщать о всех случаях нарушения прав учащихся правящим архиереям и в специализированные православные организации.
6. Целесообразно ставить вопрос как на федеральном, так и на региональном уровне о НЕДОПУСТИМОСТИ проведения каких-либо занятий, затрагивающих вопросы духовного и нравственного развития, с детьми из православных семей, без БЛАГОСЛОВЕНИЯ правящего Архиерея.
7. Родители ВПРАВЕ мотивировать непосещение их детьми подобного рода занятий отсутствием БЛАГОСЛОВЕНИЯ на их посещение.

Следует также отметить, что преподавание толерантности в среде учащихся и воспитанников из православных семей является нецелесообразным, поскольку все нравственные вопросы вполне в достаточном объеме освещаются в курсе Основ православной культуры.

При разрешении спорных вопросов и недоумений православным христианам следует решительно возражать против вовлечения детей в любые занятия, связанные с пропагандой различного рода новоявленных «религий» и культов, тоталитарных сект, с пропагандой «толерантного отношения» к половым извращениям, к половой распущенности, к «репродуктивным правам» одиноких лиц, к пропаганде альтернативных форм их реализации.

При этом в вопросах отношения к тоталитарным сектам и так называемым «новым религиозным движениям» следует руководствоваться Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви (декабрь 1994 г.), где, в частности, говорится: «секты и „новые религиозные движения“ с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Безразличное отношение православных христиан к распространению тоталитарных сект и культов по сути является формой способствования к их распространению. Тем более это касается случаев проникновения сект и культов в учебные учреждения: «Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества.» (выдержка из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»).

В общественной жизни православные христиане обязаны занимать принципиальную антисектантскую позицию. Вместе с тем, следует отметить, что такая позиция не должна распространяться на адептов этих сект, являющихся как правило, жертвами обмана и, нередко, бесчеловечного насилия над их психикой, что особенно четко и наглядно проявляется в деятельности сект неопятидесятников (харизматов) и сайентологов. В этих и других им подобных сектах люди подвергаются жестокому обращению, зачастую влекущему серьезные психические расстройства. По отношению к жертвам тоталитарных сект следует проявлять сочувствие и оказывать им всякую помощь как в освобождении от их зависимости, так и от лиц, желающих воспользоваться их беззащитностью.

Следует также отметить, что тоталитарное сектантство является не столько религиозным феноменом, сколько политическим инструментом, служащим вполне корыстным интересам правящих элит целого ряда государств, прежде всего США.

Позиция православных христиан по вопросам семьи и брака, половых отношений должна основываться также на положениях «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», где указанные вопросы изложены достаточно подробно, четко и аргументировано, что позволяет использовать этот документ в качестве основы как в общественной дискуссии, так и в ходе судебных разбирательств.

В частности, в Основах говорится:

" «Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности».
" Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.
" Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.
" Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
" Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.
" Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из «сексуальных ориентаций», имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека.
" Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания.
" Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.

Полагаем, что участие детей в любых формах занятий, пропагандирующих «толерантное отношение к сексуальным меньшинствам», «противодействие «гомофобии» и «трансфобии» недопустимо. И попытки проведения таких занятий в учебных заведениях должны встречать резкое сопротивление со стороны родителей и общественности.

В связи с непрекращающимися попытками оказания давления на власти с целью осуществления в тех или иных формах внедрения методов ювенальной юстиции, вопросов «репродуктивных прав», полового воспитания, пропаганды половых извращений и т. д., полагаем возможным разъяснить, что как действующее законодательство, так и вышеупомянутые Основы в качестве крайней меры протеста предусматривают возможность гражданского неповиновения: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Эффективность метода гражданского неповиновения была доказана в ходе организации акций гражданского неповиновения Резолюции Европарламента «Гомофобия в Европе» (18 января 2006 г), позволившие Правительству г. Москвы юридически мотивировать запрет содомитских шествий по улицам столицы. Аналогичные меры целесообразно предпринимать и на региональном уровне, когда иные формы гражданского сопротивления оказываются неэффективными. Такой мерой гражданского неповиновения вполне может быть организованное непосещение занятий по толерантности учащимися православного вероисповедания.
В вопросах межнациональных отношений следует обратить внимание на то обстоятельство, что православные христиане обязаны с уважением и почтением относиться ко всем людям вне зависимости от их расовой или национальной принадлежности. Однако, в последнее время вопрос неконтролируемого перемещения значительного числа наших сограждан как внутри Российской Федерации, так и из республик бывшего СССР, вызывает значительные нарекания и напряжение в обществе.
Исторически традиции межнационального общения были заложены еще в Российской Империи, которая прилагала значительные усилия для развития экономик и культуры всех народов, ее населявших. В результате распада СССР нарушились формировавшиеся веками экономические связи и культурные традиции. Резкое ухудшение уровня жизни толкает наших сограждан из ныне независимых государств на поиски работы в Российской Федерации. Во многом этот процесс является неконтролируемым и трудноуправляемым.
Выросло целое поколение людей, не имеющих навыков межнационального общения и дружбы. В государственной политике отсутствует системный подход к воспитанию людей в духе дружбы и межнационального единства, регионы и государства бывшего СССР развиты экономически неравномерно, что является почвой роста межнациональных нестроений в обществе.
Все это действительно требует определенного внимания к национальному вопросу. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что стержнем благополучия всех народов бывшего СССР является восстановление триединства русского, украинского и белорусского народов. Уважительное отношение к представителям иных народов должно сочетаться и с аналогичным уважением к русским, украинским и белорусским традициям со стороны этих народов.
Мы, безусловно, поддерживаем те тенденции возрождения межнационального общения, которые имеют место, полагаем, что сохранение своеобразия народов бывшего СССР при одновременном формировании единой экономики и наднациональных культурных традиций является фундаментом восстановления нашего государства.
Однако, полагаем, что существующая концепция толерантности в определенной степени ущербна и во многом служит не объединению, а разъединению народов. Для нашей страны целесообразнее восстановление и изучение наших, российских традиций, основанных на устоях Вселенского Православия. Многовековая история нашей страны уже много раз доказывала то, что именно Православие является основой межнационального мира, дружбы между народами, сохранения их самобытности. И с данной точки зрения преподавание чуждых нашей стране и культуре принципов толерантности является нецелесообразным.
Нецелесообразным является также смешение национального вопроса с вопросами отношения полов или новых религиозных культов и сект.
Таким образом, мы поддерживаем мнение о недопустимости преподавания толерантности в дошкольных и средних учебных заведениях. Полагаем, что необходимо добиваться разработки соответствующих образовательных программ, учитывающих специфику и духовно-культурные традиции народов бывшего СССР, а также повсеместного внедрения преподавания Основ православной культуры как базового предмета, имеющего духовно-нравственную направленность.
Председатель комитета А.А. Корелов


http://rusk.ru/st.php?idar=113993

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru