Русская линия
Политический журнал Николай Митрохин25.04.2005 

Захожане
Кто и как в стране посещает церкви

На постсоветском пространстве Русская православная церковь — крупнейшая религиозная организация. По количеству приходов она доминирует не только в России, но и в Белоруссии, Молдавии, на Украине. Однако точно оценить количество ее прихожан невозможно.

Узким кругом

В собственном уставе РПЦ расплывчато именует своими прихожанами всех лиц православного вероисповедания, проживающих на ее «канонической территории» (в странах бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии), а также «добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Статистика количества общин и другой православной инфраструктуры (о ее достоверности я буду говорить ниже) никак и ни в каких официальных документах не коррелируется с данными о количестве прихожан.

Подобная информация отсутствует даже во внутренних документах церкви. Епархиальные отчеты нередко содержат довольно подробные данные о состоянии храмов, но, например, выяснить по ним, на какое количество прихожан они рассчитаны (не говоря уж о том, сколько в них ходит), невозможно. Чаще всего не знают этого и служащие в храмах священники. При личных беседах их приводят в замешательство вопросы о количестве людей, пришедших в храм на Пасху (традиционный пик посещаемости) или даже на последнюю службу. Более или менее точно они могут назвать количество причастившихся, но с учетом того, что это, как правило, малая часть присутствующих, такие данные трудно назвать репрезентативными.

С позиции юриста в России немногим более 100 тыс. прихожан РПЦ, входящих примерно в 11 500 общин. Ведь единственным местом, где фиксируются данные на конкретных верующих церкви, являются списки приходского совета — они подаются в региональное подразделение Министерства юстиции РФ для регистрации прихода (общины).

По существующему законодательству в состав учредителей религиозной организации должно входить не менее 10 человек. Как правило, списки такой численности и подаются в областные управления юстиции. Священникам и работникам храма выгоднее заявить властям узкий круг соучредителей прихода, чем фиксировать на бумаге имена всей активной части общины. Это помогает избежать возможных неприятностей, если вдруг часть актива решит выйти из-под контроля духовенства. Ведь соучредители общины реально входят в приходской совет только на первом этапе. В дальнейшем они могут быть заменены, умереть или перестать посещать этот храм. С точки зрения закона (как государственного, так и церковного) главное, чтобы община была зарегистрирована, а сохранит ли она прежний состав — не имеет значения.

Свечная память

Таким образом, если многие другие религиозные конфессии более или менее твердо знают количество своих верующих в регионах России и странах СНГ (и даже иной раз могут отчитаться поименными списками прихожан), то РПЦ оперирует данными о доле населения, признающего себя православным.

Количество верующих РПЦ можно было бы подсчитать на основе социологических методик, однако последние пять лет между религиоведами и социологами ведутся споры о корректных методах подсчета. Положение осложняется тем, что на постсоветском пространстве весьма низка религиозная культура. Точнее, существует феномен «размытой» религиозности, когда люди, определяющие себя как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены.

Это подтверждают результаты социологических опросов. Согласно одному из них (проведенному фондом «Общественное мнение» в 2002 г. в 44 регионах России), 72% респондентов заявили, что никогда в жизни не причащались. Лишь 12% опрошенных держали посты (из них половина — только Великий пост) и лишь 1% соблюдал все пищевые ограничения, предусматриваемые православной догматикой. Согласно другому опросу того же социологического центра (апрель 2003 г.), 59% опрошенных заявили, что они являются православными, однако только 85% из них считали Пасху важным событием. И лишь 16% ответили, что на Пасху намерены сходить в церковь.

Другой, гораздо более оптимистичный для РПЦ опрос, проводившийся службой РОМИР в течение всего 2003 г. (100 городских и сельских населенных пунктов), показал аналогичный процент людей, систематически посещающих храмы, но гораздо больший — по эпизодическим посещениям. Всего, таким образом, о своем посещении православного храма в течение года заявило не более 40% населения России.

В результате дискуссий экспертов и регулярных «замеров» населения различными социологическими группами специалисты сошлись во мнении, что чуть более половины населения России считают себя православными, однако лишь 2−4% населения регулярно посещают храмы, исполняют необходимые обряды, читают религиозную литературу и потому могут всерьез считаться прихожанами РПЦ. В Церкви эту категорию людей называют воцерковленными верующими (далее я буду именовать их воцерковленными).

Все категории верующих, не принадлежащих к духовенству и сообществу воцерковленных и посещающих храм эпизодически, именуются на церковном сленге захожанами. Чаще всего эти люди действительно посещают храм лишь для того, чтобы поставить свечку перед одной-двумя «полезными» иконами и после этого выйти — не проявив особого интереса к литургии. За свою жизнь из всех церковных таинств они участвуют только в крещении и отпевании.

Естественный процесс

Эта практика много раз подвергалась критике внутри самой Церкви, но остается неизменной. Опросы священников (проведенные как мною, так и моими коллегами) показывают, что практически никто из присутствующих при крещении взрослых, в том числе и его крестные родители, не знает элементарных молитв, даже «Символа веры», и, более того, не умеет креститься и не делает этого в храме.

Классическим в этом отношении примером стал культ новой (канонизирована в 1998 г.) московской святой Матроны, чьи мощи в 1997 г. были переданы Покровскому женскому монастырю. «Сарафанное радио» (следуя мифологии, выработанной монашествующими) настойчиво рекомендует посетить его всем женщинам для благополучия в семейной жизни, вне зависимости от их отношения к институту церкви. Монахини монастыря в интервью московской церковной прессе утверждают: «Даже людям, совсем далеким от веры, Матрона помогает. Она соединяет разделенные семьи, помогает найти работу, от наркомании лечит, от онкологии, сейчас много людей пропадает — по молитвам к ней они возвращаются <…> Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту жизни, по опыту знают силу ее молитвенного заступления».

Наличие захожан и особенно тех из них, кто ищет в Церкви исцеления, но не веры, объясняет разницу между результатами работы социологов и подсчетами верующих, осуществляемыми МВД. По традиции, оставшейся с советских времен, милиция в крупных городах ведет учет количества людей, посещающих службу в пасхальную ночь. (Для верующего христианина посещение храма в это время обязательно.) Так вот, в десятимиллионной Москве в 2000 г. в православные церкви пришло не более 120 тыс. человек (в 1992—1994 гг. — 180 тыс.). А на Пасху 2003 г. в период с 8 часов вечера Великой субботы до 6 часов утра пасхального воскресенья в храмы зашло всего 63 тыс. человек.

Данные по другим регионам подтверждают ту же картину — на главный православный праздник приходит (во всяком случае, по данным МВД и областных администраций) от 0,5 до 2,1% населения. Несколько выше число людей, приходящих на Пасху на кладбища (праздники Красная горка и Радоница) поминать своих родственников, однако эта традиция не имеет никакого отношения к учению церкви и рассматривается ею как «народный обычай».

Суммарные данные по стране подтверждают региональную статистику. В 2002 г. МВД, опираясь на опыт предшествующих лет, предсказывало, что во всех пасхальных мероприятиях (включая Страстную седмицу, Пасху, Красную горку и Радоницу) примут участие примерно 15 млн человек, то есть чуть более 10% населения страны. В 2004 г., согласно тому же источнику, на богослужениях в храмах РПЦ присутствовало 4,9 млн человек (3,3% населения России), на которых приходилось 10 млн посетителей кладбищ.

Еще в конце 2003 г. очевидную ситуацию вынужден был признать и патриарх Алексий. В своем выступлении на епархиальном собрании г. Москвы он с горечью сказал: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов. Это естественный процесс, он будет продолжаться».

А представитель Российской православной автономной церкви московский протоиерей Михаил Ардов советует: «Я бы мог предложить социологам и психологам интереснейшую тему для исследований. Надо провести опросы на городских и сельских кладбищах в день Пасхи. Следует поинтересоваться у людей: почему они приходят сюда именно в этот день? Отчего они тут едят и пьют? Верят ли они в загробную жизнь? Результаты могут быть поразительными, тут может выявиться нечто вроде новой бездуховной религии с грубыми суевериями и примитивными обрядами».

Николай МИТРОХИН, кандидат исторических наук

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=56&tek=3309&issue=99


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика