Русская линия
Русская линия В. Сенина20.03.2009 

Чем близок нам Гоголь

Российский писатель Виктор Астафьев писал, что в русской литературе высится вершина, никого не затмевающая, но сама по себе являющая отдельную Великую литературу, — Николай Васильевич Гоголь. Это писатель уникален. «И не только творениями своими, но и образом жизни… Духовное состояние гения, образ его мыслей и образ жизни — это жизнь титана». Астафьев утверждает вечность его произведений, созданных им образов: «Единожды сделанное Гоголем художественное открытие в литературе не поддается никаким ни жанровым, ни литературной классификации, нормам, исправлению — оно вне времени».

Слава к Гоголю пришла с выходом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Написанные в тридцатые годы 18 столетия, рассказы актуальны и сейчас. Ведь в них застою и мещанскому благополучию общества, его измельчанию противопоставлена поэзия народной жизни, цельность и свободолюбие украинских парубков, яркая своеобразная природа Украины. Гоголь любуется своим героями, переживает с ними их маленькие радости и горести. «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических образах Гоголя».

Читая повести «Иван Федорович Шпонька», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», мы соглашаемся с беспощадной критикой бессмысленно-ленивого «небокоптительства», откровенной насмешкой и сатирическим обличением пустоты и духовного ничтожества помещиков Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, их моральной деградации, тупой и ничтожной атмосферы жизни общества. «Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только пообедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас же приказывает Гапке принести две дыни. И уж сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начинает кушать. Потом велит принести Гапке чернильницу, а сам собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: сия дыня съедена такого-то числа. Если при этом был какой-нибудь гость, то: участвовал такой-то…». «Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться, и когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе».

Разве это не герои нашего, современного общества?! Только они «покрупнее» и «покруче». Пустым ничтожным их существование язвительно изображает Гоголь: в них нет ничего человеческого. Такая же пустая жизнь и героев повести «Старосветские помещики», только юмор писателя добродушнее. «Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения этого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении».

Мы видим «скромных владетелей», добрых и радушных, их взаимную любовь, основанную на одной привычке, но «ведь и привычка все же человеческое чувство; но ведь всякая любовь, всякая привязанность, на чем бы она ни основывалась, достойна участия». Но мы их жалеем: они ничтожны и жалки, «небокоптители». Тихая и безмятежная жизнь героев словно застыла на месте, лишена всякого движения.

Несмотря на то, что Гоголь в какой-то степени умиленно рисует их, он убеждает читателя в бессмысленности и невозможности такой жизни: ведь человек «рожден, как птица, для полета». Близка нашей действительности повесть «Портрет», в которой писатель показал трагедию художника в современном ему обществе, враждебном искусству: развращает и губит художника власть денег, искушение стать модным живописцем, продажа своего таланта.

А карьера Чичикова?! Это же карьера современного пройдохи-чиновника. Гоголевские образы: Хлестаков, Городничий, Чичиков, Плюшкин, Собакевич, Коробочка, Ноздрев — навсегда вошли в наше сознание, нашу культуру. Это «мертвые души», им писатель противопоставляет вольнолюбивую жизнь украинского казачества. Читателя привлекает героический, богатырский характер Тараса Бульбы, Остапа и других запорожцев. Они любят родину, борются за свободу своего народа, сохраняют верность родине и «товариществу». Несмотря на трагичность коллизии, мы восхищаемся беззаветным мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу.

Гоголь современен и близок нам гуманистическим протестом против поругания человеческой личности, угнетенной и подавленной социальной несправедливостью и эгоистическим равнодушием сильных и богатых к судьбе «маленького человека» (так и хочется написать «маленького украинца» — «Записки сумасшедшего», «Шинель» и др.). Писатель утверждает: «Человек — брат твой», человеческая личность — самое ценное на земле. Это призыв увидеть под внешней униженностью и духовной неразвитостью человека, стать на его защиту.

Оценивая творчество Гоголя, в частности поэму «Мертвые души», А.И.Герцен увидел в них не только «крик ужаса и стыда», но и веру писателя в свой народ, его будущее: «Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность». Действительно, Гоголь — наш современник, он «из прошлого века корнями пророс в нашу действительность, ибо гоголевской „материи“ свойственно проникать сквозь пространственные наслоения, и, будучи написанными более полутора веков назад, пьесы, повести, рассказы, в первую голову бессмертная поэма его, являются типичными для нашего времени». И хочется верить, что, «развиваясь вместе с гением и с помощью гения, люди — читатели будущего — станут двигаться дальше и выше к духовному усовершенствованию, ибо гений человечества вечно в строю, вечно находится в изнурительном походе к свету и разуму».

«Время беспутное и сумасшедшее. То и дело, что щупаешь собственную голову, не рехнулся ли сам. Делаются такие вещи, что кружится голова, особенно, когда видишь, как законные власти сами стараются себя подорвать и подкапываются под собственный фундамент. Разномыслие и несогласие во всей силе. Соединяются только проповедники разрушения. Где только дело касается создания и устройства, там раздор…». «Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу службу земле своей…».

Эти две цитаты из писем Н.В.Гоголя подтверждают наше убеждение в том, что великий художник слова нам близок, его принадлежность к современности.
В.Сенина, заведующая кафедрой славянской филологии Черниговского педуниверситета,
член Совета организации «Содружество «Сиверская Русь»

На РЛ прислано в рассылке Всеукраинского Объединения «Русское содружество»

http://rusk.ru/st.php?idar=113963

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru