RBC daily | Елена Шестернина | 25.04.2005 |
Законы РФ «О гражданстве Российской Федерации» и «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» крайне несовершенны — к такому выводу еще раз пришли участники круглого стола, прошедшего в минувший четверг в Госдуме. Несмотря на упрощенную процедуру получения российского гражданства, эта проблема по-прежнему стоит очень остро: больше миллиона людей остаются чужестранцами. Нужна политическая воля для изменения вектора миграционной политики — единодушно сошлись все участники круглого стола.
По различным данным, российская диаспора насчитывает 45 млн человек. Из них в странах бывшего СССР проживает примерно 25 млн. Выступая в четверг в Госдуме на круглом столе «Законы Российской Федерации „О гражданстве Российской Федерации“ и „О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом“: реальности правоприменительной практики и пути совершенствования» заместитель директора консульского департамента МИД РФ Федор Хорохордин отметил, что гражданство России в 2004 г. получило более 25 тыс. человек. «В основном это люди, приехавшие из Молдавии, Латвии и Эстонии», — уточнил он. Между тем, по некоторым подсчетам, общее число жителей России, которые не могут справиться с оформлением своего гражданства, в настоящее время достигает 1,5 млн человек.
По словам г-на Хорохордина, поток лиц из стран СНГ, желающих получить гражданство России, не уменьшается. Также поступает много обращений с просьбой дать гражданство несовершеннолетним детям, в основном из ФРГ, США, Израиля. В то же время в большинстве случаев для получения гражданства необходима прописка, а без определенного места жительства ее невозможно получить. А многие люди, уже давно живущие в стране, не могут обменять советские паспорта на российские, поскольку у них регистрация на территории бывшей советской республики. Несмотря на то что в закон «О гражданстве РФ» были внесены поправки, расширяющие круг лиц, для которых предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданства, от претендентов требуется наличие вида на жительство. А его получение, как отметили присутствующие, фактически сводит на нет весь льготный режим.
То же самое касается и закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». «У нас есть закон в отношении соотечественников, но в нем ряд положений, которые нуждаются в совершенствовании. Это касается понятия „соотечественник“, которое оказалось слишком широким и размытым», — сказал глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. По словам парламентария, понятие «соотечественник» не учитывает закона о гражданстве, а также ряд других законодательных актов. «Определение соотечественников в том виде, в котором оно существует, не только не помогает, но и затрудняет ее, — отметил заместитель директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Сергей Николаев. — По этому документу в разряд соотечественников попадает все население Прибалтики, Закавказья. В связи с этим мы находимся в ловушке, поскольку трудно определить, кто же является соотечественником. Пока мы не вычистим статьи, не внесем ясность, это будет так». Не проводится и мониторинг в области отношений с нашими соотечественниками, проживающими в других странах.
«Мы каждый год собираемся на обсуждение этих законов и проблем, которые они затрагивают, и каждый раз приходим к выводу, что ничего не меняется», — признал в беседе с RBC daily председатель совета Ассоциации помощи беженцев в Санкт-Петербурге Георгий Рафаилов. По его словам, оба существующих закона — «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» и «О гражданстве» — повернуты к нашим соотечественникам разными полюсами. Если один из них призван всячески защищать «своих», то другой «ставит три забора между соотечественниками и Россией». «То есть один направлен на экспорт, другой — для внутреннего пользования», — сказал Рафаилов.
Поэтому миллионы граждан, для которых русский язык считается родным, за пределами России стали именоваться национальным и языковым меньшинством и оказались на положении «людей второго сорта». А пока законодатели решают «проблемные точки» в законах, наши соотечественники испытывают трудности, связанные с бесправным положением в чужой стране уже сейчас. Как известно, в странах Балтии многие русские специалисты остались без работы, ветераны войны лишились пенсий. Только в одной Латвии огромное количество неграждан — 500 тыс. человек, что составляет более 40% населения страны. Жесткая политика в отношении наших соотечественников проводится на Украине: около 2 млн человек бывших жителей России записали в украинцы. Страна ввела запрет на двойное гражданство, опасаясь, что многие жители Востока и Юга страны примут гражданство России. После прихода к власти менее лояльного к России Виктора Ющенко судьба русскоязычного населения Украины трудно прогнозируема. «Большинство выступавших пришли к единому мнению, что для решения всех этих наболевших проблем нужно волевое решение на уровне высшего руководства страны, — добавил Георгий Рафаилов. — Но дальше этого признания дело снова не сдвинулось».
Отдел политики
http://www.rbcdaily.ru/news/policy/index.shtml?2005/04/25/201 659