Русская линия
Русская линия Станислав Минаков10.03.2009 

Во дни поста стоящий на посту
Стихи

* * *

В неделю первую Поста
была еда моя проста,
да — тяжек ум. Хотя в капели,
слетавшей с синего холста,
я слыхом слышал Те уста,
что говорили или пели.

В неделю первую Поста
была душа моя чиста
и по отцу сороковины
справляла. И, неся свой крест,
сквозь слезы видела окрест
свои ж безчисленные вины.

Не досчитавши до полста,
я список лет прочел с листа,
и, ужаснувшись, благодарен:
у Гефсиманского куста
мне тоже Чаша — непуста,
напиток огненный — нектарен.

НОЧЛЕГ В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Юрию и Инне Зайцевым
1

тот кто спал обнимая святые гроба
кто по капле в себе прозревает раба —
не отринул Господней свободы
и какая б на сердце ни пала журба
не изгнал не спугнул осененья со лба
что навеяли Оптины своды

тот кто спал — как живое обнявши гранит
кто охранную память гранита хранит
преисполнится славного Слова
да вмещает сознание меру вещей:
мощь победы исходит от этих мощей…
не ветшает вовеки обнова

2

простую постели рогожку на полу
в Казанском храме тут у белых плит в углу
в приделе у Креста где слышно свят свят свят
устал? приляг усни где старцы трезво спят
и с ними ж выйдешь в сон неизмеримый сей
и снимешь злобу дней… Антоний Моисей
лежат в гробах гляди учись как надо спать
сады по берегам реки уходят вспять
по синим куполам теки река теки
реки пророк пока нет края у реки
хотя б во сне… не зря ж ты меж мощей залёг
эй здравствуй Жиздра-жизнь — предвечного залог
проснёшься в двух шагах от злата алтаря
есть правда и в ногах: знать, дадены не зря
надежда не пуста как твой поклон Кресту
во дни и вне Поста стоящий на посту

ВОСЬМИСТРОЧНЫЕ СТАНСЫ

1.

Я постным становлюсь и пресным,
простым, безхитростным и ясным.
Отдавший дань мослам и чреслам,
я возвращён к воловьим яслям —
тем самым, с тишиной Младенца
сладчайшей, истинной, безстрастной.
Есть счастие для отщепенца —
свет мягкий, образ неконтрастный.

2.

Ты дал мне дар: живое сердце,
вмещающее всё живое —
мерцающая веры дверца,
в любви участье долевое.
На свадьбу в Галилейской Кане
я вышел, словно на свободу,
нетерпеливыми глотками
я пью вина живую воду.

3.

Но, озираясь спозаранку,
я вижу страшные картины:
уходят люди в несознанку —
в глухую оторопь, в кретины.
К себе изживши отвращенье,
никто не шепчет: «Боже, дрянь я!»
И если есть кому прощенье,
то только после воздаянья.

4.

Скажи ж, почто дрожат колени
с утра у грешников скорбящих —
от страха или же от лени
играющих в бесовский ящик:
горит, горит перед очами
и дразнит ложью обречённой,
и превращает, враг, ночами
им красный угол — в чорный, чорный.

5.

Сорви с них лень, пугни сильнее,
чем чорт, появший их, пугает,
перечеркни их ахинеи,
ничтожный лепет попугайный!
«Любовь!» — им сказано; в любови ж
пусть и живут, отринув дрёму.
…Ловец, почто Ты их не ловишь,
клонясь к пришествию второму!

http://rusk.ru/st.php?idar=113916

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Кира Т.    30.03.2009 12:16
Да. Интересное толкование – про раба. Я сразу и не догадалась…
  Игнат    30.03.2009 10:24
Впервые обратил внимание на эту строку:

кто по капле в себе прозревает раба.

Это же поразительно! Мы привыкли, по Чехову, к варианту "по капле выдавливать из себя раба" (какого, почему?), что было весьма востребовано безбожной властью ("мы не рабы, рабы не мы").
А здесь – нечто противоположное! Прозревать в себе раба это значит узнавать раба в себе. Здесь это означает узнавать в себе раба Божия! То есть приближаться ко Христу, поворачиваться к Нему лицом, НАПОЛНЯТЬСЯ – по капле – Христом!
Вот мысль, вот идея, вот спасение!
  Станислав Минаков    12.03.2009 17:18
Братья и сестры! Спаси вас Господь за столь дружественное отношение, высокие слова и интересную беседу, которую вызвали мои сочинения.
Весьма рад, что в моих текстах находится пища для ума и души и инокам. Но то, видать, не нашего (не моего) ума дело. Ибо известно: «Дух идеже хощет дышит», а дар всегда больше его проводника. Так что если что и удалось в словах, то заслуга известного Кого.
Честно говоря, для меня оставалось преткновенной темой: как соединить светскость литературного письма с духовной работой. Похоже, кое-что удается.
Наверное, пора издать новую книгу, собрав все эти сочинения последних лет. Решительно не могу вообразить, кто бы такую книгу издал. Потому что для светских издательств эти стихи слишком "замкнутые", это всё дальше от "литературы"; а у православных издательств я таких, поэтических современных, книг не видел вообще. Разве что тексты иеромонаха Романа. Но то – другое.
  Kира    12.03.2009 12:55
Уважаемый Станислав и уважаемый отец игумен! Спасибо Вам за эту ценную дискуссию, которая возникла после прекрасных стихов. Мы с большой пользой для себя прочитали всё. И про Тихона Задонского важно.
  игумен Кирилл (Семёнов)    12.03.2009 10:57
Дорогой Игнат, у святителя Тихона Задонского есть замечательная книга, озаглавленная "Сокровище духовное, от мiра собираемое". Христианин – это тот, кто умеет находить нечто ценное для своей души и посреди мiрового хаоса. Это, разумеется, очень индивидуально для каждого человека, как и всякий живой человек есть индивидуальность, а не "типовой проект". Отвечая на Ваш вопрос, поясню, что хорошая поэзия – шире сказать – достойная литература и искусство – интересуют меня не столько как священника (хотя и здесь бывают полезные приобретения), сколько как человека. Так уж сложилась моя жизнь, что эти материи в известном смысле близки мне с ранней юности. Разумеется, я стараюсь понимать разницу между молитвой, духовными сочинениями и литературой светской, насколько мне, грешному, это доступно. К слову сказать, светскую (а тогда безусловно языческую) литературу умели с пользой для себя оценить и Св.Василий Великий, и св.Григорий Богослов, и многие монахи, священники и епископы всех последующих времён. Не чурались её и великие оптинские старцы, как Вы знаете. Список можно продолжить. Вопрос только в одном: если человеку это нужно, он, как христианин, должен учиться правильно этим пользоваться.
Благодарю за доброе слово о моём очерке, посвящённом Борису Садовскому. К его поэзии, между прочим, я пришёл именно потому, что уже много лет служу в Новодевичьем, так тесно связанным с жизнью этого поэта. Он мне как человек интересен не менее, нежели как поэт.
Ну вот, вместо краткого ответа раскатился на целую лекцию.
Простите, если чем-то смутил Вас.
  Игнат    12.03.2009 09:59
Но вот вопрос к отцу игумену: зачем священнику мирская, хоть и возвышенная поэзия? Значит есть что-то в ней, чего не сыщешь в поэзии духовных текстов и молитв?
Мы-то читаем на РЛ статьи игумена Кирилла (Семёнова), служащего в Московском Богородицком Новодевичьем монастыре. Среди этих статей есть и небольшое, но замечательное разыскание о поэте Борисе Садовском.
  Елена Буевич    11.03.2009 14:37
Вот удивительные строки, в стихотворении "В неделю первую поста"
"ужаснувшись, благодарен". Здесь кратко — целая жизненная философия. Отчасти это и Пушкинское чувство ("… и горько слезы лью. Но строк печальных не смываю"). То есть — и сокрушаюсь, и в то же время — принимаю.

Меня всё занимает эта параллель:
"ужаснувшись – благодарен"
и
"огненный – нектарен".
Получается, что смысл этих строчек зарифмован — вертикально, попарно между словами. Напиток "огненный" – потому что было за что ему (лирическому герою) "ужаснуться"… А "нектарен" – потому что "благодарен", т. е. всё принимает как благо.

Всегда с удовольствием перечитываю Ваши стихи. Каждый раз что-то новое найдёшь…
  Игнат    11.03.2009 14:28
Точно сказано про телевизор, "бесовский ящик":
горит, горит перед очами
и дразнит ложью обречённой,
и превращает, враг, ночами
им красный угол – в чорный, чорный.
  игумен Кирилл (Семёнов)    11.03.2009 10:02
Уважаемый Станислав Александрович! Сердечный Вам поклон за Ваше глубокое, дивное, умное и драгоценное слово! Каждый раз Ваши стихи дарят глоток горнего воздуха настоящей поэзии!
  Елена Буевич    10.03.2009 13:37
Спасибо, какое прекрасное чтение в Пост! Стихи, вместившие в себя и трагизм мирской жизни, и неодолимое стремлением человека – к горнему: горЕ, в себе и в других.
"Во дни и вне Поста"…

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика