Русская линия | Протоиерей Георгий Городенцев | 07.03.2009 |
Икона — это достойное почитания изображение Господа, Божией Матери или Его угодников. Поэтому поскольку в Ветхом Завете есть заповедь, запрещающая изображать Бога, творить Его образы и почитать эти изображения, то нам, членам православной Церкви действительно есть над чем подумать. Не потому, что мы сомневаемся в догмате иконопочитания, который утвержден на Седьмом Вселенском соборе и не может подвергаться сомнению или даже обсуждению. А для того, чтобы дать достойный ответ сектантам, как и заповедал нам апостол: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3,15). Поэтому давайте и подумаем вместе, опираясь не на свой слабый рассудок, но на соборный разум Церкви, на Св. Писание и Св. Предание, уясним ясно выраженную в них Истину. Выясним попутно и такой вопрос: действительно ли уж такие «евангельские» христиане и христиане ли вообще люди, столь настырно называющие иконы идолами?
Как известно, основное возражение православия на это обвинение инославных состоит в следующем. 2-я заповедь закона Моисеева запрещает творить изображения Божества по той причине, что Бог Сам в Себе невидим; никто из людей Его не видел, поэтому и не может изобразить. Как говорит об этом св.ап.Иоанн Богослов: «Бога не видел никто никогда» (Ин.1,18). А ап. Павел говорит о Всевышнем, что Он «Господь господствующих… Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим.6,18).
Но как может быть изображен Тот, Кто не только никогда не был видим, но видение Которого вообще невозможно?! Очевидно, любая попытка изобразить Невидимого будет лишь фантазией художника, а сотворенный образ будет лишь ложным образом истинного Бога, т. е. будет идолом.
Примеры такого идолотворчества мы видим в Ветхом Завете. Так, например, Аарон по желанию народа израильского сотворил золотого тельца: «И сказали они: вот бог той, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх.32,4). Разумеется, на самом деле этот телец никоим образом не был ни Богом, ни образом Божиим, а объявляло его таковым лишь греховное своеволие народа.
Следовательно, по причине невозможности узреть плотскими очами Бога любой Его рукотворный образ в ветхозаветное время заведомо мог быть лишь идолом, что и констатировала 2-я заповедь закона Моисеева, запрещающая этих идолов создавать, в частности, и через творение заведомо ложных образов Невидимого.
Однако иное возвещает нам Новый Завет. Он благовествует миру о воплощении Сына Божия: «Слово стало плотию» (Ин.1,14); и поэтому ранее невидимый Бог становится видимым. Тот же ап. Иоанн Богослов говорит об этом так: «Бога не видел никто никогда; сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,18). В другом месте он же свидетельствует «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин.1,1). А Слово сие, как мы знаем с первой строки Евангелия от Иоанна, «было Бог» (Ин.1,1).
Итак, невидимый Бог стал видим по Своему человечеству — Его видели своими очами апостолы, может видеть любой человек, в том числе и мы. А это значит, что Он имеет после воплощения видимый образ. Ибо зрение кого-либо, или чего-либо, как говорит наука, собственно есть образ зримого предмета, сначала зеркально запечатлевающийся на, если не ошибаюсь, сетчатке глаза, а затем через нервные окончания передающийся в мозг и через него запечатлевающийся в душе. Образ Христа могли принимать и другие, способные к этому предметы, что, в общем-то, задним числом признают и сами сектанты, по крайней мере, некоторые из них. Так, к примеру, баптисты в одном из своих песнопений поют о (цитирую по памяти) «чистом озере Геннисаретском, в котором отразился образ» или Лик Христа. Но если бездушное озеро смогло отразить образ Христа, то почему же не может изобразить этот же образ одушевленный человек-иконописец? И если вы не обвиняете в идолотворении и идолопоклонстве первое, то почему же такое обвинение предъявляете второму?
Поэтому, суммируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: исходя из православного учения об иконопочитании следует признать, что 2-я заповедь закона Моисеева в новозаветное время лишается каких-либо догматических оснований запрещать творение и почитание истинных образов доселе невидимого Бога, которые есть ни что иное как изображения или иконы Господа нашего Иисуса Христа. Хотя эта же заповедь остается в полной силе по отношению к ложным образам Бога, которые и в наше время встречаются наряду с истинными и есть ни что иное как идолы.
Однако следует заметить, что данное православное учение само по себе все же не отменяет запрет 2-й заповеди Десятисловия и в отношении творения истинных образов Божиих, т.к. для такого запрета кроме догматических могут существовать еще и причины нравственного, да и просто обрядового характера. Иначе говоря, может быть, несмотря на то, что догматика разрешает нам творить иконы, на самом деле такое творчество все же есть дело безнравственное и греховное, т.к. оно противно воле Божией?
Но такое предположение содержит в себе явное противоречие. Ибо если Богу неугодно иметь на земле Свои истинные изображение или образы, то почему Он сотворил человека по Своему образу и подобию? Почему Он послал к нам Сына Своего, Который «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп.2,6)? Почему Он сотворил мир так, чтобы тот через определенные предметы, естественно способные к этому, запечатлевал образ Христа, т. е. образ Божий (ср.Флп.2,6), что и сами сектанты задним числом признают, распевая свой псальм о «чистом озере Геннисаретском»?
Итак, иконопись, т. е. творение истинных образов Божиих, не противна воле Его, поэтому не есть дело аморальное и с этой стороны не есть творение идолов.
Тогда, наконец, может быть 2-я заповедь закона Моисеева, потеряв свое догматическое и нравственное значение в отношении к иконам, все же запрещает творить их хотя бы по обрядовым причинам? Ведь в законе Моисеевом есть множество заповедей, например, заповеди об обрезании, о различиях в пище и т. п., догматические и нравственные основания которых древние иудеи уяснить не могли, однако признавали эти заповеди и старались их исполнять. Может быть и нам подобным образом — т. е. по обрядовым предписаниям, хотя нам и непонятно, почему оные даны, — следует все же воздерживаться от иконопочитания?
Это действительно было бы так, если бы не только обрядовое действие 2-й заповеди в отношении к истинным образам Божиим, но и весь обрядовый закон Моисеев не были бы упразднены в самом начале христианства. Ибо еще тогда, как повествует об этом Св. Писание: «Восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян.15,5). В связи с этим вопросом около 51 г. по Р.Х. был собран собор, называемый апостольским, который определил: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15,24−25.28−29).
В этом соборном определении, удерживающем нечто малое из ветхозаветного закона Моисеева, нет никакого упоминания о запрещении творить истинные образы Божии. Следовательно, эта заповедь, этот запрет закона упраздняется и в обрядовом отношении, как и обрезание, различия в пище и т. п. Как и они, она не является обязательной для православных христиан, которые поэтому могут творить и должным образом почитать подобные изображения без страха оскорбить ими Господа.
А вот что касается сектанта, да и вообще любого инославного христианина, думающего осудить православных и оправдаться самому через воздержание от иконопочитания, которое мнится ему из-за неправильного толкования 2-й заповеди закона Моисеева идолопоклонством, то таковой впадает во множество зол. Ведь, как учит нас Св. Писание, и это должны были бы знать «евангельские» христиане, для оправдания законом крайне недостаточно не только соблюдение одной его заповеди или даже многих, но надобно соблюдать весь без исключения закон. Ибо «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2,10−11). И если ты по 2-й заповеди не делаешь и не почитаешь иконы, но сам не обрезан, то ты также преступник всего закона, в том числе и заповеди о воздержании от идолослужения.
Итак, господа сектанты и не православные, прежде чем разглагольствовать об иконопочитании и идолопоклонстве на основе цитаток из 2-й заповеди закона Моисеева, покажите нам сначала свое обрезание. Ибо, как же это вы думаете сами оправдаться и нас осудить через соблюдение всего лишь одной заповеди закона, а основную его заповедь об обрезании не исполняете?
Впрочем, если вы примите обрезание, то мы спросим с вас за другие заповеди ветхозаветного закона: субботу, различия в пище, омовения и т. п., — и все равно найдем, что вы что-то не выполняете.
Если же вы и «выполните» с помощью лицемерия «все», то и тогда это не принесет вам никакой пользы, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2,16).
Наконец, если вы все же лицемерно заявите, что оправдываетесь и спасаетесь через закон Моисеев, тогда вам придется признать то, о чем говорилось в начале этой статьи: что вы не только не «евангельские», но даже и не христиане. А принадлежите вы к другой, нехристианской религии — иудаизму. И мы можем сказать вам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5,5), одним из основных догматов которой является соборно утвержденный догмат об иконопочитании.
Дополнение к статье в виде ответов на вопросы, заданные читателями
Вопрос: В своей статье вы показали, что истинные изображения истинного Бога в новозаветное время возможны. Пусть так. Но отсюда совсем не следует, что их нужно почитать, как это делают православные христиане. Не является ли такое почитание красок, доски и т. п., на чем изображена икона, проявлением идолопоклонства?
Ответ: Как известно, православные христиане почитают не краски, доску и т.н., а образ Божий, запечатленный на иконе. Такое иконопочитание следует из того, что Сам Бог достоин славы, чести и поклонения, поэтому и Его образ достоин почитания. Причем сие последнее чрез образ воздается Первообразу.
Сектант, выступающий против иконопочитания и называющий его идолопоклонством, противоречит сам себе. И действительно, почему мы ненавидим идолы, об искоренении которых так печется сектант? Потому что они — изображения бесов (ср.1 Кор.10,19; Втор.32,17). И как бес — первообраз идола — достоин ненависти, презрения и порицания, так точно того же достоин его образ, т. е. идол. Причем сие презрение образа через него воздается первообразу, т. е. диаволу, являя таким образом наше должное отношение к врагу рода человеческого.
Совершенно очевидно, что суть отрицания идолопоклонства и принятия иконопочитания абсолютно одна и та же, и основана она на связи первообраза и образа: иконы — образы достойного почитания Бога, поэтому и они достойны почитания; идолы — образы достойного презрения и ненависти беса, поэтому и они должны быть презираемы и ненавидимы. Следовательно, иконопочитание и идолопоклонство принципиально связаны между собою так, что отрицание одного необходимо ведет к утверждению другого, и наоборот. То есть, почитающий иконы — отрицает идолы; отрицающий иконы — утверждает идолы.
Ибо, как сказал Господь: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24).
Нельзя одинаково любить или одинаково ненавидеть двух господ, но одного надо возлюбить, а другого возненавидеть; или одного возненавидеть, а другого возлюбить. Поэтому любящий иконы (т.е. любящий Бога и истинные Его образы) будет ненавидеть идолов. А ненавидящий иконы не сможет ненавидеть идолы, но, согласно слову Господа, необходимо будет их любить, принимать и почитать. Поэтому сектант, думающий обличить нас за иконопочитание, этим самым являет самого себя идолопочитателем и идолопоклонником. Ибо, как он может служить истинному Богу, если, как сам о себе свидетельствует, даже не имеет истинного образа Его?! Но, находясь во тьме заблуждений, своевольно создает себе ложные образы Его, т. е. идолы, и поэтому служит чуждым, ложным «богам»?!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
http://rusk.ru/st.php?idar=113909
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Следующая >> |