Русская линия | Петр Маслюженко | 02.03.2009 |
Кроме вышеперечисленных священнослужителей в жюри входили писательница, радиожурналист Екатерина Мотрич, литературный редактор телеканала «Глас» Татьяна Гаркуша. А также представители инициативной группы конкурса — глава Международного клуба православных литераторов «Омилия» Светлана Копелл-Ковтун и координатор отдела творческих направлений Сектора духовно-просветительских программ УПЦ Татьяна Корсенко.
Как сказал в начальном слове архимандрит Феодосий, всего на конкурс было подано 73 произведения на украинском и русском языках, в жанрах прозы (в том числе и статьи) и поэзии. Наибольший интерес к конкурсу, по словам отца Феодосия, проявили Хмельницкая и Винницкая области, а также Харьков и южные регионы страны. Выбор наилучших продолжался на протяжении целого года и был довольно не прост. Работы на конкурс принимались в печатном виде, на видео- и аудиокассетах, CD-дисках.
Блаженнейший Владимир поздравил присутствующих с завершением конкурса и вместе с еп. Александром и арх. Феодосием вручил призы. Каждый из литераторов получил памятный диплом УПЦ «За развитие современной духовной литературы, направленной на утверждение Православной Вери и Святой Церкви», огромный альбом на украинском и английском языках «Митрополит Владимир: Украинская Православная Церковь… в ней моя жизнь», компакт-диск с многосерийным анимационным фильмом «Сказания о Крещении Руси» и большой иконный складень в синем сафьяне, с двумя образами — Спасителя и Богородицы.
Также Предстоятель наградил активистов, организаторов и благотворителей конкурса юбилейными церковными орденскими знаками «1020-летия Крещения Киевской Руси» — Т. Корсенко, С. Коппел-Ковтун и директора фирмы «Экспоарт» Андрея Манжоса.
После официальной части гости продолжили общение с Предстоятелем и священноначалием за сладким столом с чаем, в беседе о духовных и насущных проблемах современности.
С. Копелл-Ковтун настойчиво попросила Блаженнейшего о разрешении опубликовать на сайте ее творческого объединения стихотворения Предстоятеля, на что митрополит Владимир подчеркнул, что всегда любил литературу, особенно поэзию, и отшутился, назвав свои литературные пробы давними, домашними, далекими от литературного совершенства.
На вопрос о текущих проблемах экономики Блаженнейший Владыка ответил следующее: «Настоящий кризис — это очевидно есть Божье наказание за грехи. Поэтому нужно очистить свою душу и тело от различной скверны. Однако не стоит за мудрыми рассуждениями о высоких материях забывать о проблеме хлеба насущного. Нужно реально смотреть на происходящее. А долг христианина заключается в задании явить современному миру пример нравственной чистоты и духовной жизни».
Организатор проекта арх. Феодосий отметил: «Очень приятно, что помимо многочисленных конкурсантов из Украины на нашу идею откликнулись представители украинской диаспоры, постоянно проживающие за границей. (Среди победителей есть православная из Италии, Тамара, — авт.) Возможно издание сочинений победителей отдельной книгой, а также съемки короткометражного фильма по одному из произведений».
Среди награжденных отмечены также протоиерей Василий Мазур и секретарь Правления Союза писателей России Николай Переяслов, уроженец села Родинского Донецкой области, — всего около двух десятков авторов.
О. Владимир Соловьев подчеркнул важность слова, выполняющего функцию приобщения людей к светлому, доброму и благодатному.
Игумен Лонгин в своем напутственном слове выразил благодарность участникам за их духовное творчество, а также обратил внимание на важность совершенствования формы произведения, поскольку церковная литература по своей профессиональности не должна уступать светской, и должна быть интересной и содержательной.
Следует признать, что современных профессионально работающих писателей, чьи произведения связаны с православной тематикой, очень мало, а потребность таких произведений в обществе, ищущем в творчестве современников созвучия своим духовным исканиям, растет.
Будем надеяться
В беседе с нашим корреспондентом член национального Союза писателей Украины и Союза писателей России, Всемирной писательской ассоциации «Международный ПЕН-клуб», лауреат литературных и журналистских премий харьковчанин Станислав Минаков поделился своими впечатлениями:
— Безусловно, это огромная честь для нас, что Предстоятель Украинской Православной церкви нашел возможность встретиться с нами, побеседовать, наделить замечательными подарками (мы их еле-еле унесли). Сама встреча в святом месте, Киево-Печерской лавре, как и благословение Блаженнейшего митрополита Владимира, — это незабываемые события. Быть может, такое бывает однажды в жизни православного человека, а потому сохранится в сердце как благодатное сокровище.
Что касается собственно конкурса, тот здесь у меня сразу букет чувств и размышлений. Несомненно, сама мысль устроить своеобразную первичную «прикидку», смотр — как обстоят дела с литературным творчеством православного люда Украины после десятилетий бездуховного морока, да еще посвятить это такой знаменательной дате, — весьма интересна. Кто, как и что пишет сегодня на Украине в православной парадигме? Что утрачено? Что пробивается, вырастает, набирает силу?
Похоже, первый взгляд не обнаружил большой плеяды православных писателей. Что, в сущности, объяснимо, этого и следовало ожидать.
Те несколько лауреатских сочинений, которые прозвучали во время памятного чаепития в митрополичьей резиденции, на мой взгляд, как профессионала, в литературном смысле оставляют авторам немалое пространство для совершенствования. Я нисколько не подвергаю сомнению их благой порыв или искренность. Однако любая профессия требует соответствующей подготовки. Не сможет построить совершенный храм тот, кто не является профессиональным строителем. Не сможет провести церковную службу, совершить церковные таинства тот, у кого нет священнического сана, то есть кто не получил духовного образования, не имел должного духовного окормления и не прошел соответствующей инициации. В той же мере не сможет сочинить совершенный текст тот, кто, как минимум, не научился это делать.
Но почему-то существует иллюзия, что всякий может неожиданно начать ваять словесные шедевры. Дескать, всё просто: говорить научился, так и сочиняй. Эта кажущаяся простота — ошибочна. С одной стороны, все используют в повседневной жизни слова, православный прихожанин молится — своими ль словами, или по молитвенным правилам, созданным до него. С другой, слово, особенно в мире веры, является понятием высшего регистра. Каждый, конечно, волен пытаться сочинять. Но, увы, далеко не всегда одного посыла — даже самого искреннего, даже вызванного глубокой верой — достаточно для создания совершенного или, как минимум, литературно корректного сочинения. Многим нашим сочинителям еще далековато до совершенных гармоний. А ведь Красота, не забудем, есть одна из Господних ипостасей.
И еще. Когда берешь в руки перо, хорошо бы помнить, что культура по преимуществу является результатом душевных проявлений человека. Однако душевное, и связанные с ним чувства и эмоции, могут служить лишь первым шагом на пути к Богу, на пути к духовному. Не следует забывать и суждение о том, что поэзия нередко является блудной дочерью молитвы. Как соблюсти трудную грань в литературном творчестве — меж индивидуальным, конечным, и всеобщим, безконечным? Как не позабыть, что литературное творчество, как и любое искусство (как видим, здесь «зашит» корень слова «искус»), есть состояние промежуточное, лишь вспомогательное на пути в главной цели? Как не впасть в прелесть? Как «возобновить» в себе образ Божий, по которому замыслен и создан человек? Вот вопросы вопросов, которые становятся во главу угла для православного литератора.
Тем не менее, будем надеяться, что уже сейчас, быть может, до поры прикровенно, в православном мире пишутся, вызревают новые духовные полотна, формируются, вырабатываются — в духовных деяниях, молитвах, профессиональных литературных трудах — и новый Филарет Дроздов (помните блистательный поэтический ответ Пушкину на его знаменитое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…»?) и Игнатий Брянчанинов (чудесный церковный писатель), и новые Егор Поселянин, Иван Шмелёв или Борис Зайцев. Конечно, всё это яркие индивидуальности, и таковых много не бывает. Ясно одно: для их появления нужна почва, православный литературный процесс. И, значит, усилия нашей Церкви, направленные на поддержание и поощрение зачатков этого процесса, заслуживают всяческого приветствия и благодарности.
На снимках: за столом в митрополичей резиденции; Блаженнейший шутит за чаем. Фото С. Минакова.
Фото с сайта orthodox.org.ua: все вместе на ступеньках резиденции; Блаженнейший Владимир вручает награду С. Минакову (в центре — еп. Александр).
http://rusk.ru/st.php?idar=113885
|