Русская линия
Русская линияАрхиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт),
Анатолий Холодюк
24.02.2009 

Восстановить историческое единство Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле

О дальнейшей судьбе ИППО и Александровского подворья в Иерусалиме с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком, управляющим делами миссии РПЦЗ на Святой Земле, председателем Палестинского Православного Общества на Святой Земле беседует Анатолий Холодюк

Анатолий Холодюк (далее — А.Х.): Ваше Высокопреосвященство, на Святой Земле Вы являетесь наблюдателем от Архиерейского Синода РПЦЗ, а с 2000 года — председателем одной из трех ныне существующих в Иерусалиме родственных структур Иерусалимского Православного Палестинского Общества. Оно было создано в 1882 году указом императора Александра III и первоначально называлось «Православное Палестинское Общество». В том же 1882 году 8 мая был утвержден его Устав, а 21 мая в Петербурге состоялось торжественное открытие общества. Оно было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, обретших Животворящий Крест Господень и воздвигших на Святой Земле несколько христианских храмов. Спустя семь лет общество получило почетное наименование «Императорское», но в 1917 году это слово исчезает из названия, а через год то же самое происходит со словом «Православное». Как сложилась судьба на Святой Земле этого общества после известных в России событий 1917 года?

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МаркАрхиепископ Марк (далее — А.М.): Само общество и живущие на Святой Земле его члены оказались в очень сложном положении, потому что в России его уже некому было поддерживать. Оказавшиеся за рубежом эмигранты не в силах были оказать ему помощь, потому что сами с трудом и постепенно обустраивали свою жизнь. Русская Зарубежная Церковь тоже медленно утверждалась в первые годы после переворота в России. Монашествующие на Святой Земле находились в недоумении и страхе, ибо не имели над собой никакого однозначного управления. Однако они сразу включились в жизнь Русской Зарубежной Церкви, потому что в те трудные годы это была единственная структура, которая могла их духовно окормлять. У ИППО тоже не оказалось однозначного руководства, поэтому его зарубежное правление и члены включились в жизнь Зарубежной Церкви, способной им по-настоящему помочь. Касательно имущества ИППО на Святой Земле, то картина складывалась очень сложной, ибо имелись участки, принадлежащие Русской духовной миссии, а другие — относящиеся к ИППО. Из этой аббревиатуры после 1917 года исчезла первая гласная, и оно стало называться Палестинским Православным Обществом (далее — ППО.- Примечание А.Х.).
В 1921 году сформировалась РПЦЗ, и духовенство в Русской духовной миссии в Иерусалиме признало ее правопреемницей Русской Церкви за пределами России, а Собор ее епископов — высшим церковным авторитетом. Британская администрация в Палестине признала законный статус РПЦЗ, а ППО — самостоятельной общественной организацией. Со временем ППО вошло в тесное сотрудничество с Русской Зарубежной Церковью, ибо общество без нее просто не могло самостоятельно существовать. Причины заключались в том, что обыкновенное общество мирян не могло официально представлять свои интересы в церковных и государственных учреждениях на Святой Земле. Местные государственные структуры, для которых само положение ППО было непонятным, хотели иметь какое-то одно административное лицо, с кем можно было бы официально общаться. Постепенно был заключен договор между Русской Зарубежной Церковью и ППО, где сказано, что деятельность его совета и других структур определяются решениями председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

Анатолий ХолодюкА.Х.: Кстати, в апреле 1970 года под председательством архимандрита Антония Граббе был дополнен и утвержден всеми членами Устав общества, в котором были учтены рекомендации Архиерейского Синода РПЦЗ. В части 1-й «О целях Общества» в его 9 пункте говорится, что (цитирую) «Общество согласовывает, насколько возможно, свои действия с советами и рекомендациями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей». Этим Уставом до сих пор и руководствуется одно из ныне трех существующих родственных структр ППО в Иерусалиме, чье правление находится в Александровском подворье, расположенном в центре Христианского квартала в Старом городе. Об этом можно прочитать на сайте этого подразделения, которое в России называют «эмигрантским ИППО» в Иерусалиме. Его возглавляет житель Мюнхена Николай Гофман, которого председатель ИППО в Москве Сергей Вадимович Степашин, со ссылкой на мнение РПЦЗ в одном из своих недавних интервью, помещенном на разных сайтах, в том числе и на официальном сайте ИППО в Москве, назвал «самозванцем» и совсем не «Воронцовым"…

А.М.: Да, это так. Однако на деле группировка Гофмана как раз не выполняет Устав, не руководствуется и не согласовывает свои действия с РПЦЗ. А началось это беззаконие еще со времен управления ППО архимандритом Антонием Граббе…

А.Х.: Владыка, чтобы читателю были понятны причины появления этого «иерусалимского узла», позвольте напомнить, что в 1968 году начальником Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме был назначен архимандрит Антоний Граббе (1926 — 2005). Одновременно в 1983 он был избран председателем ППО и в этой роли он находился до 2004 года. Имеются неподтвержденные данные о том, что он сумел в судебном порядке отсудить у Израиля в пользу РПЦЗ семь миллионов долларов в качестве компенсации за моральный ущерб от передачи Израилем Горненского монастыря и некоторого другого имущества Русской Православной Церкви. В середине 80-х годов архимандрит Антоний Граббе был обвинен в том, что без благословения священноначалия продавал израильскому государству земельные участки миссии, в частности, Дом милосердного самаритянина и др. Известно, что он перешел в одну из православных раскольнических юрисдикций (Истинно-Православной Церкви Греции «хризостомовского» Синода), и был там рукоположен в сан епископа, а в 2001 году уже в сане епископа был принят в Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ). Эти обстоятельства в совокупности с другими, кажется, и послужили основной причиной изгнания его из РПЦЗ. Кроме того, решением Архиерейского Собора РПЦЗ он был извержен из сана, а через некоторое время ушел за штат и пребывал на покое. Выходит так, что до самой своей смерти в старческом доме в Нью-Йорке он не выпускал из рук вожжи управления ППО в Иерусалиме?

А.М.: Да, РПЦЗ пришлось архимандрита Антония по разным причинам лишить сана, после чего он уже не мог возглавлять ППО. И сразу после этого решения в Иерусалиме началось дробление ППО. Архимандрит Антоний и его сторонники не стали допускать представителей РПЦЗ на Александровское подворье и в храм Александра Невского. До последних дней своей жизни Антоний Граббе старался управлять ППО с помощью своих приближенных. Последние позже разделились во мнениях, поэтому в Иерусалиме и появились две группировки. Причем, одна из них показалась мне более серьезной, ибо ее члены согласились в будущем работать по тому Уставу, с помощью которого ППО благополучно существовало долгие годы на Святой Земле. Однако это предложение все-таки не встретило понимания всех членов, и не было принято этой группой. В течение последующих двух лет мы предпринимали различные попытки установить с этой группой деловые отношения, но никакие наши предложения не принимались ею. Эта группа категорически отказалась сотрудничать с нашей Церковью и не принимала никаких условий для примирения и дальнейшей совместной работы. Итогом такого противостояния стало появление в Иерусалиме сначала двух, а потом и трех параллельных структур ППО. Третья — это Иерусалимское отделение ИППО с руководством в Москве. Оно совсем недавно создано местным экскурсоводом Павлом Платоновым, но оно не имеет никакой исторической собственности ИППО и, кажется, даже своего офиса. Теперь вот все эти три объединения величают себя «ППО» или «ИППО».
Что же касается юридических оснований, то только одно из этих объединений соответствует действующему Уставу этой организации, то есть оно связано, но не подчинено РПЦЗ. Уже многие годы ППО в Иерусалиме курируется председателем Архиерейского Синода РПЦЗ. Когда многие члены ППО убедились, что его так называемый совет не имеет прямой связи с нашим Синодом, то они просили меня возглавить это общество и стать его председателем. На это я дал свое согласие, и в 2000 -м году меня выбрали в Иерусалиме председателем ППО. Нашим Архиерейским Синодом мне поручено в качестве наблюдателя отвечать за наши монастыри и имущество на Святой Земле, поэтому я бываю в Иерусалиме очень часто — фактически каждый второй месяц.

А.Х.: Владыка, если обратиться к истории ИППО, то хронологически его первым проектом в Иерусалиме было Александровское подворье, расположенное в непосредственной близости от Храма Гроба Господня. Участок земли под него был приобретен первым российским консулом В. И. Доргобужиновым у некоего коптского священника. Во время раскопок здесь обнаружили много археологических древностей и была открыта великая святыня — Порог Ссудных Врат, через которые Иисус Христос шел на Голгофу. Над Порогом Ссудных Врат построили и в 1896 году освятили храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, соименного святого императора Александра III. А сейчас в этот храм после состоявшегося объединения Русской Православной Церкви допускают лично Вас и других клириков РПЦЗ и Московского Патриархата?!

А.М.: Время от времени я служу в этом храме. Назначенные мною клирики в целом тоже не встречали до настоящего времени каких-либо препятствий. Группировка Гофмана, с 2004 года обосновавшаяся в Александровском подворье и обладающая храмом Александра Невского, на наш взгляд, находится там незаконным образом, потому что не имеет на это никаких юридических прав. Поэтому дело доходит иногда до нелепостей. Совсем недавно произошел вот такой неприятный случай: один священник из Русской духовной миссии Московского Патриархата, получил мое благословение и должен был совершить вместе с нашими клириками панихиду по новопреставленному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Священник уже вошел в алтарь, но оттуда его попросил один мирянин из числа сотрудников Гофмана и потребовал, чтобы он вышел из алтаря и далее не разрешил ему служить. Хотя наши священники протестовали против неразумных действий этого сотрудника, но в итоге он так и не допустил к служению представителя Московской Патриархии. Это нелепо и недопустимо. Мы посмотрим, как будем реагировать на случившееся. Это еще раз свидетельтсвует о необходимости строгого соблюдения действующего Устава ППО. За все церковные вопросы должна отвечать РПЦЗ, в данном случае — в моем лице, а не нанятые на работу в «ППО Гофмана» миряне из числа иерусалимских жителей. Я, конечно, еще буду изучать этот вопрос и прийду к какому-то определенному его решению.

А.Х.: Читая на сайте ППО Гофмана текст «Офицального заявления совета Православного Палестинского общества от 29 ноября 2007 года», кстати, написанного в неуважительном тоне ко всем другим руководителям родственных организаций, невольно обращаешь внимание на такой его тезис: «…общество имеет характер частного общества, совершенно независимого ни от Русского Правительства, ни от РПЦЗ…». Здесь рассказывается и о том, как 12 мая 1994 года несколько членов Русской духовной миссии РПЦЗ в присутствии «трех адвокатов силой решили захватить Александровское подворье». Далее — якобы после длительных судебных разборок «арбитражный суд в Тель-Авиве в 1997 году и окружной суд в Нью-Йорке» вынесли постановление в пользу старого совета ППО. В исторической справке обращает внимание и такая запись, свидетельствующая о том, кто после архимандрита Антония Граббе стал возглавлять ППО: «В 2004 году Председателем Общества в Святой Земле избрали Н. Воронцова (Гофмана — примечание А.Х.)». Однако не сообщается, когда и где состоялись эти выборы, а также, кем и в каком составе они были проведены. Правда, в одном своем недавнем интервью господин Гофман сообщил: «Совет Палестинского Общества проголосовал, чтобы он (архимандрит Антоний Граббе. — А.Х.) ушел на покой. Мы съехались в Иерусалим и меня избрали председателем Общества в Святой Земле. Поначалу владыка (имеется в виду Антоний Граббе, называвший себя «епископом». — А.Х.) не согласился с таким решением, но через две недели осознал его». После 2004 года главным адресом этой группы ППО, называющей себя еще и по-другому — «ИППО. Иерусалим-Ближний Восток», является иерусалимская улица 25 Dabbagha Street. Однако уже и в Мюнхене имеется его «европейское представительство» — улица Аm Perlacher Forst 190. Известно ли Вам, владыка, как стал председателем Николай Гофман?

А.М.: Я действительно об этом ничего не знаю.

А.Х.: А может, вам известна история и источники происхождения слухов в Иерусалиме о якобы принадлежности Николая Гофмана к графскому роду Воронцовых? Эта тема раскручивается приближенными Гофмана в Александровском подворье.

А.М.: До недавнего времени люди, много лет знающие в Мюнхене Николая Гофмана, ничего не знали и не знают о его графском титуле. Мне только известно, что он некогда работал на разных ролях на американской радиостанции «Свобода» в Мюнхене. В нашем епархиальном двуязычном журнале «Вестник» и «Der Bote» в одной из статей он фигурирует под фамилией как Николай Гофман, а не как Воронцов.

А.Х.: А как сложилась судьба того ППО, что было создано в 1994 году Синодом РПЦЗ в Нью-Йорке? Писали, что его организовали в противовес ИППО под председательством архимандрита Антония Граббе, а возглавила его княгиня Ирина Сергеевна Багратион. Однако она, кажется, перешла после объединения Русской Православной Церкви под омофор лишеных РПЦЗ сана так называемого «епископа» Андроника (Котлярова), который присоединился к так называемому «митрополиту» Агафангелу (Пашковскому), организовавшему в США Временное Высшее Церковное Управление?! Знакомы ли Вы и со вторым — «параллельным» руководителем М.И. Волокитиным в Нью-Йорке, якобы управляющим в Иерусалиме Александровским подворьем вместе с тем же Гофманом?

А.М.: Во-первых, Синод РПЦЗ в 1994 году не создавал никаких новых ППО или ИППО, но принял решение о продолжении работы исторического ППО, которое уже перестал возглавлять отстраненный от управленческих функций Антоний Граббе. Проявляя заботу о продолжении работы ППО, мы попросили возглавить его деятельность княгиню Ирину Сергеевну Багратион. Очевидно, она после 17 мая 2007 года ушла в раскол и находится под омофором лишеных сана игумена Андроника, величающего себя «епископом», и епископа Агафангела, величающего себя «митрополитом». Совсем по-другому складывается дело с Михаилом Волокитиным, с ним-то я и вел переговоры о возможном сотрудничестве. В свое время он был врачом у Антония Граббе и, помню, председательствовал на том немногочисленном собрании (кажется, из восьми человек), где было решено вывести Антония Граббе из управления ППО и поставить главой ППО в Нью-Йорке того же Михаила Волокитина. Гофман некоторое время действовал под руководством Волокитина. Продолжает ли это делать он и сейчас, не знаю. Положение дел мне пока неясно.

А.Х.: Православные верующие Иерусалима, посещающие богослужения в Троицком соборе при Русской духовной миссии Московского Патриархата, одно время высказывали озабоченность по поводу отправки из Александровского подворья за океан ценных картин с изображениями Страстей Христовых, которые написал академик Петербургской Академии художеств Николай Андреевич Кошелев (1840 — 1918). Оказалось, их отправили туда на реставрацию. От группы уволенных Гофманом работников ППО исходили слухи о финансовых нарушениях в Александровском подворье. Вам что-нибудь известно об этих фактах?

А.М.: Поскольку подворье мне неподконтрольно и я не могу наблюдать там за ситуацией, то поэтому и не могу сказать, что там на самом деле происходит с финансами и пожертвованиями тоже. Рано или поздно появится необходимость каким-то путем решать все накопившиеся спорные вопросы, в том числе, и кому принадлежит Александровское подворье. Я многократно предлагал оппонентам мирно решать все вопросы, но мое предложение не возымело встречного положительного ответа. Дальнейшие подходы к решению этих проблем требуют еще обсуждения.

Чудотворная икона святителя Николая ЧудотворцаА.М.: Интересно Ваше мнение, владыка, и относительтно дальнейшей судьбы чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца («Николая-Утешителя). Известно, что в конце 19 века ее приобрела великая княгиня Елизавета Федоровна. После трагической гибели в 1905 году ее супруга, великого князя Сергея Александровича, первого председателя ИППО, передала икону в храм святого Александра Невского («На Раскопках») при Александровском подворье. В 1963 году Иерусалимским патриархом Венедиктом, у которого якобы хранилась эта икона, она была далее подарена или передана монашествующей на Святой Земле схимонахине Александре Глазуновой (1888−1968), являвшейся супругой известного русского композитора А.К. Глазунова. Напомню, что останки схимонахини Александры Вы при участии того же Николая Гофмана 10 мая 2000 года перезахоронили в Гефсимании на кладбище монастыря Марии Магдалины. Приемная дочь композитора Глазунова — Елена Александровна Глазунова-Гюнтер (1905 -1999) с 1961 года жила с новым супругом в Мюнхене. После смерти в августе 1968 года схимонахини Александры ее родная дочь привезла из Иерусалима икону «Николая-Утешителя» в Мюнхен. Икона находилась или сейчас тоже находится в бывшем доме ныне покойной Елены Глазуновой-Гюнтер, где разместился Фонд имени А. К. Глазунова, возглавляемый уже знакомым нам Николаем Гофманом. Как, по-вашему, должна ли эта икона вновь возвратиться на свое историческое место — в Александровское подворье?

А.М. Мне неведома первоначальная история появления этой иконы у схимонахини Александры Глазуновой. Очень мало знаю и о ее юридическоп положении, хотя несколько раз видел ее и прикладывался к ней. Мне только известно, что икона была подарена схимонахиней Александрой Глазуновой ее дочери Елене. Меня информировали, что якобы это подтверждают соответствующие документы. Поэтому у того же Фонда им. А.К. Глазунова имеются все права на владение этой чудотворной иконой. Слышал, что согласно завещанию, эта икона должна быть отправлена в один из монастырей на Карпатах. Где она сейчас, в Мюнхене или уже в монастыре, мне неизвестно.

А.М.: У создателей и организаторов ИППО своеобразным девизом служили слова пророки Исайи (Ис. 62,1): «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Сегодня у многих благожелателей ИППО в Иерусалиме, в России и в других странах возникает вопрос: произойдет когда-нибудь прорыв в деле урегулирования очень непростого вопроса, связанного с имущественным спором Александровского подворья и возвращения его российской собственности нашей теперь единой Русской Православной Церкви? Развяжется ли, наконец, этот «иерусалимский узел»?

А.М.: Я думаю, что рано или поздно, а этот вопрос надо решать и решать правильно. До сих пор я как-то воздерживался от всяких юридических мер. Однако возможно, в какой-то момент придется прибегать и к ним, хотя мне не очень хочется это делать. Любые судебные разбирательтства между русскими на Святой Земле наносят урон всему русскому присутствию на Святой Земле. Мне кажется, что нынешние представители Александровского подворья руководствуются больше личными интересами, нежели церковными.

А.Х.: В конце октября 2007-го и в конце января 2008 года у Вас состоялись совместные рабочие встречи с председателем ИППО в Москве Сергеем Вадимовичем Степашиным. Какие вопросы были предметом их обсуждения?

А.М.: В конце октября 2007 года мы подписали Соглашение о долгосрочном сотрудничестве, призванном сохранить национальное историко-культурное духовное наследие России и уникальные памятники православной культуры на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Мы обсуждали возможности дальнейшего взаимодействия между ППО в Иерусалиме и Российского ИППО, а также взаимоприемлемые подходы к восстановлению исторического единства ИППО. Кроме того, мы обсудили вопрос о совместном освоении участка Ард-уль-Хабэль на склоне Елеонской горы в Иерусалиме, где в перспективе планируется создать Центр русского паломничества.

А.Х.: Владыка, Вы, вероятно, заметили, как в настоящее время ИППО в Москве предпринимает немало усилий для возрождения традиционной для него деятельности, которое до 1917 года проводило это общество в России и на Святой Земле? И главной его целью является полномасштабное восстановление его юридического и фактичесого присутствия не только в традиционном пространстве его деятельности в России, но и на Святой Земле. Как Вы думаете, наступит когда-нибудь такой момент, когда в Иерусалиме объединятся не только две Русские духовные миссии, но и все родственные организации ИППО?

А.М.: Пока на Святой Земле имеются две Русские духовные миссии: Московского Патриархата и РПЦЗ. Во время переговорного процесса мы решили, что их существование будет продолжаться и далее. Сохранение такого положения было обусловлено в переговорном процессе между Московской Патриархией и РПЦЗ. Это не означает, что такая ситуация будет существовать вечно, однако в настоящий момент это положение способствует беспрепятственному выполнению основных возложенных функций двуями русскими духовными миссиями. Касательно деятельности ППО, то мне кажется, что на данном этапе также необходимо сохранять параллельные структуры, а именно — законного, то есть исторического ППО, и ИППО, действущего в России. Их активное сотрудничество и взаимодействие могут в перспективе заложить основу для объединения двух существующих структур. Однако осуществлению этого желательного процесса в какой-то мере мешает присутствие незаконного общества, называющегося себя то «ППО», то «ИППО» и находящегося ныне в Александровском подворье. В наше время все возрастает количество паломников в Святую Землю из России и других стран земного шара. И на этом этапе главные задачи как Русской духовной миссии, так и законного ППО заключаются в том, чтобы облегчить паломникам их пребывание в Святой Земле и поклонение ее великим святыням. Все наши заботы должны быть устремлены к достижению именно этих целей. Поэтому исключительно важно, чтобы и люди, находящиеся в настоящий момент в Александровском подворье, думали прежде всего о величайшей его святыне — Пороге Ссудных Врат, где особо желательны регулярные и беспрепятственные богослужения, совершаемые законной иерархией, ответственной за это святое место. В этой трепетной святыне неуместны любые проявления человеческой гордыни, напротив — необходимо крайнее смирение, ибо здесь смирился до крови Сам наш Спаситель. «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» (Пс. 127, 5).

http://rusk.ru/st.php?idar=113865

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ивaн    26.02.2009 16:50
Милостью Божией довелось побывать у Порога Ссудных Врат. Уповаем, что будут восстаноновлены регулярные богуслужения в этом святом месте.
  Богoмол    25.02.2009 14:25
Особая благодарность РЛ за публикацию беседы с Владыкой Марком – необыкновеным человеком, истинным монахом, мудрым архиереем. Известна его роль в деле воссоединения Русской Церкви. Бог даст, удастся уврачевать и непростую ситуацию с Палестинским Обществом. Легко не будет. Святая же Земля… И искушения соответственны. Бог в помощь, Ваше Высокопреосвященство!

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика