Русская линия | Ольга Воск | 20.02.2009 |
Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному.
У славян же название этого инструмента, по мнению еще одного выдающегося гусляра-сказителя Геннадия Лаврова, связан со звучанием той самой тетивы, которая натягивалась на лук. В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Отсюда и вытекает одна из гипотез возникновения названия инструмента. А если приставить к струне полый сосуд, получится примитивный музыкальный инструмент. Струны и резонатор, усиливающий их звучание, — вот основной принцип этого щипкового инструмента.
В Священном Писании Ветхого Завета этот инструмент упоминается под названием Псалтирь, игрой на которой сопровождалось пение псалмов.
В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии.
На нашу просьбу рассказать о себе, Егор Стрельников ответил, что лучше всего поведает о себе с помощью музыки. Хочется в первую очередь отметить, что звук гуслей наполняет собой все пространство. Звучание инструмента богатое, насыщенное, благородное. Под его аккомпанемент легко исполнять как древнерусские былины, духовные песнопения, так и современные напевы.
Русские былины в исполнении Егора помогли действительно проникнуться духом Древней Руси. Затем, невероятно тонко, проникновенно и молитвенно прозвучала в исполнении нашего гостя «Поминальная песня», заставив задуматься о Вечном.
Также мы услышали трогательную казачью колыбельная на стихи М.Ю.Лермонтова, написанную по мотивам военных действий на Кавказе:
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю…
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю…
Напоследок наш гость показал нам еще один очень редкий инструмент — колесную лиру.
В X—XIII вв. колесная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нем исполняли церковную музыку. К XV веку колесная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко (XVI-XVII века) наступил новый расцвет инструмента.
В России колесная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги. Они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.
Егор Стрельников наиграл нам еще несколько напевов на этой колесной лире. Пришла пора попрощаться с нашим гостем на этот раз, но Егор напоследок пообещал новую встречу с ним и его ансамблем.
http://rusk.ru/st.php?idar=113850
|