Русская линия
ОВЦС МПСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16.02.2009 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в праздник Сретения Господня

15 февраля 2009 года, в день празднования Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании чтения Евангелия Его Святейшество обратился к собравшимся богомольцам с проповедью.

«Се лежит Сей, на падение и на восстание многим, и в предмет пререканий (Лк. 2. 34) — такие удивительные слова сказал Симеон Богоприимец, благословляя Младенца Христа, принесенного в Иерусалимский храм по обычаю в сороковой день. Это было удивительное и странное благословение. Согласно еврейской традиции, благословение всегда было добрыми пожеланиями. Но это благословение содержало в себе нечто очень сложное для понимания тех, кто его слышал. Однако в этих словах заключено великое пророчество, не только в отношении всего того, что Христос совершил для рода человеческого, но и того, что Он совершает силой Святого Духа через историческое бытие Церкви», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

«Когда к истории Церкви подходят, используя исключительно светские научные критерии оценки — что Церковь сделала или не сделала, что она могла сделать или не могла, — то всякий раз впадают в очень существенную ошибку», — отметил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что человеческих критериев недостаточно для оценки служения Церкви и определения пути церковного развития. Для того, чтобы эти критерии были безошибочными, нужно их формулировать сквозь призму пророчества праведного Симеона.

«Христос действительно стал предметом пререкания по той простой причине, что человеческие ожидания, связанные с пришествием Мессии, образ, который присутствовал в сознании древних иудеев, связанный с Избавителем, — никак не совпадал с тем реальным образом, который Христос явил миру, — продолжил Его Святейшество. — Израильтяне ждали Мессию как царя, как избавителя, как полководца, как могущественного правителя, который по меньшей мере избавил бы народ и страну от римских оккупантов. В самых высоких ожиданиях они надеялись, что Христос превратит маленький Израиль в великое и могущественное государство, которому бы покланялись все народы Земли».

«Но как эти ожидания, как этот образ можно было совместить с простым Странником, с Плотником из Назарета, у Которого не было не только власти, но даже лошади? Он перемещался пешком по пыльным дорогам Палестины в окружении таких же простых людей, как и Он Сам. Он обращал к людям слова, которые не содержали в себе никакой политической программы, никаких призывов организоваться и победить тех, кто завоевал землю израильского народа», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив: «Его слова были совсем иными. И потому, конечно, даже те, кто верил в Его Божественную силу, кто был очевидцем Его великих и даже страшных чудес, взирая на этот образ странствующего человека, не могли совместить его со своим собственным пониманием того, кем должен был быть Мессия».

Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что даже апостолы, которые верили, что Христос — Мессия, и любили Господа, разбежались в момент Его страданий, и после смерти не сразу поверили в Его Воскресение. «Человеческое сознание как бы не мирилось до конца с тем, что Мессия, Спаситель может быть таким, каким был Христос, — продолжил Его Святейшество. — Однако многие люди не только умом, но сердцем прозревали всю глубину слов, которые Христос обращал к миру, и становились его последователями, учениками, а затем своей мученической смертью за Его имя не только засвидетельствовали свою веру в то, что Он — Спаситель мира, но явили последующим поколениям великий пример искренней, чистой веры и твердого убеждения в спасительности миссии Иисуса, Сына Божия и Сына Человеческого».

«А что происходит сегодня? Перестал ли быть Христос предметом пререканий? Совсем нет. До сих пор человеческие представления о счастье, о благополучии не соответствуют тому, что Христос предлагает миру. До сих пор, хотя написаны горы книг, Заповеди Блаженств у многих вызывают либо ироническую снисходительную улыбку, либо пожимание плечами, либо просто отмашку рукой. До сих пор проповедь о Христе для одних соблазн, а для других — безумие», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. Так происходит потому, что сила и власть никак не связываются в человеческом сознании с уничижением, со скорбью и со смертью, подчеркнул он.

Отметил, что до сих пор человеческая цивилизация устремляется совершенно к иным целям и ценностям, Святейший Владыка сказал: «Совсем не Заповеди Блаженств являются нашей современной декларацией о человеческих ценностях, а другие, созданные людьми, декларации. Но, может быть, дело обстоит даже хуже. Собственно говоря, руководящим началом жизни людей вообще никакие декларации сегодня не являются. У абсолютного большинства людей есть только одно целеполагание — жить хорошо. И под этим словом „хорошо“ непременно подразумеваются власть, деньги и способность использовать их так, чтобы получать наслаждения и удовольствия».

«Даже тот, кто не сознает, какие подлинные цели он в жизни преследует, если повнимательнее разберется в самом себе, проанализирует, чем он занимается с утра до вечера, в течение всей трудовой недели, увидит, что для многих, кто называет себя христианином Заповеди Блаженств не являются ни целью, ни ценностью», — отметил Предстоятель Русской Церкви, добавив: «Вот и получается, что до сих пор Христос — предмет пререкания. И не всегда на уровне интеллектуального спора, а просто иногда на уровне желудка и кармана. Несмотря на то, что многие принимают Спасителя мыслью и сознанием, люди своим образом жизни отказываются от Господа, вовлекаясь в этот общий поток течения человеческой истории, не будучи способными остановиться на середине этой стремнины и постараться удержаться под напором этого течения, а затем, развернувшись, пойти поперек него».

«Но ведь именно этого и требует от нас Спаситель, — продолжил Его Святейшество. — Ведь Бог предлагает нам иные цели и ценности, чем те, которыми мы живем. Церковь, осуществляя Евангельскую проповедь, говоря устами своих иерархов, священнослужителей, создает образ, далекий от вожделения и чаяния людей».

Святейший Патриарх Кирилл также подчеркнул, что большинство критических слов в адрес Церкви звучит не изнутри церковного организма, благодатной жизни Церкви, а со стороны тех, чье представление о христианстве и о Церкви не совпадают с реальностью — подобно тому, как критика и неприятие Спасителя проистекала оттого, что представления о Мессии не совпадали с Его образом.

«Чаще всего люди формируют свой собственный образ христианства и Церкви, — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — этим особенно страдает наша интеллигенция — и „правая“, и „левая“. Она формирует некий идеал церковной жизни, исходя из своего понимания истории, своих философских взглядов, своих предпочтений, а затем соотносит этот свой идеал, свое представление с реальной жизнью Церкви, и если видит несоответствие, то вновь и вновь Христос становится предметом пререкания».

Некоторые люди во что бы то ни стало хотят подверстать жизнь Церкви под собственное мудрование, под свою мечту, а чаще всего представления людей о Церкви настолько противоречивы, что никаким человеческим соглашением их не изгладить, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, добавив, что на эти вызовы церковные люди должны отвечать так, как отвечал Христос: «Он осуждал лицемеров; Он проповедовал Божию правду; Он не шел на компромиссы с диаволом; Он никогда не говорил лжи; Он совершал дела милосердия и любви; Он нес людям абсолютную Божественную Истину, преломляя ее в простые ясные слова, понятные и мудрецам, и простолюдинам. Не стремясь к власти и господству, Христос обладал великой Силой как Сын Божий и как Сын Человеческий. Его слово было смиренным, но одновременно и властным. Он обращался к умам и сердцам людей».

Его Святейшество выразил убеждение, что эта проповедь, подхваченная святыми апостолами, мучениками, исповедниками, преподобными, святителями, священнослужителями и бесчисленным сонмом народа Божия, осуществляет продолжение великого служения Спасителя в течение человеческой истории. И никогда это служение не прекратится, ибо врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16. 18).

«Для того, чтобы идти вперед по тому пути, который Бог нам указывает, мы должны ясно понимать подлинные цели и задачи, которые стоят перед Церковью, — сказал далее Святейший Владыка. — Она призвана спасать человека. Не ее задача входить в компромиссы с человеческим мудрованием, ее задача — ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от самого Спасителя: мы должны продолжать учить, исцелять, освящать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви».

Церковное самосознание должно быть способно отсекать всякие внешние искушения и соблазны; оно призвано всегда сохранять церковное единство, поддерживать биение сердца и жизнеспособность церковного организма, убежден Святейший Патриарх Кирилл. «Как важно, чтобы наше церковное самосознание было всегда направлено на достижение тех целей, которые Господь поставил перед нами», — отметил он.

В заключение Первосвятитель Русской Православной Церкви обратился к участникам XVII Международных Рождественских образовательных чтений, работу которых предварила эта праздничная Божественная литургия: «Вы — наш церковный актив мирян: педагоги, миссионеры, ученые, представители православной интеллигенции. Сегодня на вас на всех лежит особая ответственность не только по воспитанию молодежи, но и по сохранению церковного самосознания».

«До скончания века останется Христос предметом пререкания, но так важно, чтобы вся эта борьба не отчуждала человека от Христа, от Его слова, но, проходя через внутреннюю борьбу и пререкания, народ наш обретал новую возможность увидеть обновленный, но всегда тот же самый спасительный образ Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого», — сказал Его Святейшество.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к сослужащим ему архипастырям и пастырям: «Как Царица Небесная по Закону принесла в храм Младенца Иисуса, так важно, чтобы родители исполняли закон веры и закон Церкви — приносили в храмы Божии своих детей, преподавали им основы веры. К этому важному процессу воспитания детей и молодежи должна иметь непосредственное отношение система образования, существующая в каждой стране канонической территории Московского Патриархата. Тогда закон веры станет законом жизни и будет передаваться из поколения в поколение. Послужить этой великой и святой и спасительной цели призваны все те, кто сегодня стоял под сводами Храма Христа Спасителя. Пусть Покров Пречистой всех нас укрепляет в этом добром и спасительном делании».
Служба коммуникации ОВЦС

http://www.mospat.ru/index.php?page=44 189

Видео телеканала «Союз»:
http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=83&Itemid=120


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru