Русская линия
Русская линия Светлана Калякина10.02.2009 

Община в современном мире
«Русский Лад» в гостях Санкт-Петербургского православного клуба молодёжи преподобных Кирилла и Марии Радонежских

Что такое православная община в современном мире? Насколько существующие примеры общинного устройства отвечают чаяниям и потребностям современного христианина, проживающего, по большей части, в огромном мегаполисе?.. Именно этим вопросам была посвящена дискуссионная встреча 1 февраля в Санкт-Петербургском православном клубе молодёжи преподобных Кирилла и Марии Радонежских.

Встреча в православном клубе молодежиВо встрече приняли активное участие представители организации «Русский лад», которые и познакомили собравшихся с реально существующими примерами современного общинного жития, общинного устройства. Вызывал живейший интерес рассказ о православной общине под Москвой за Сергиевым Посадом, основанный около 10 лет назад, где люди живут на земле единой общиной — трудятся, молятся, отдыхают, занимаются социально-педагогической деятельностью. Большинство их них — люди с высшим образованием, семьями переехавшие в деревню, оставившие привычную городскую жизнь с ее урбанизацией, толерантностью и глобализацией, живущие русским общинным укладом. Однако вопрос воспитания детей в такой закрытой, лабораторно созданной реальности у многих присутствующих вызвал сомнения, насколько смогут социализироваться эти дети, выросшие в условиях русской православной общины по сути 16 века — уклад общин в деревнях не менялся плоть до революции 17 года. Да и полное переориентирование бывших городских жителей — ученых на сельскохозяйственный труд, по признанию самих представителей «Русского лада», выглядит странным и неестественным.

Другой пример общинной жизни, когда семьи живут в городе, собираются раз в месяц, объединенные не столько духовными (если не рассматривать принадлежность к вере) сколько экономическими факторами, когда у них единый общаг и проблемы друг друга они решают сообща, на взгляд собравшихся выглядел более жизнеспособным. Докладчики сравнивали такую общину с Чеченской диаспорой, говоря о поддержке, доверии и национальной самоидентификации, забывая, при этом, что последнее, к сожалению, практически не присуще русским, и не учитывая фактор территориальной разобщенности. Пример Казачьей общины в Обнинске военизированного формата и с четким уставом, в котором зафиксировано полное подчинение правилам общины был воспринят присутствующими положительно. Однако именно это полное подчинение правилам вкупе с неким листом инвентаризации материальных и нематериальных активов породило некоторый спор среди участников о правомочности ограничения свободы члена общины жесткими рамками правил. Были присутствующие, которым это напомнило сектантские организации с их диктатом и беспрекословным подчинением.

На встрече "Община в современном мире"В необходимости создания православных общин никто из присутствующих не сомневался, о том насколько эта тема интересна, говорило большое количество собравшихся как членов нашего Клуба так и молодежи из «Русского лада».

Община может стать мощным социально-духовным центром, костяком, который будет как мясом обрастать новыми членами — православной молодежью. Именно Община укрепит отношения между верующими, поможет почувствовать поддержку, взаимопомощь, в том числе социально-материального характера, укрепит в осознании национальной самоидентификации, удовлетворит одну из самых важных потребностей человека в социализации путем бескорыстного служения, даст возможность не противостоять окружающему воздействию, зачастую агрессивному, а трансформировать его. Господь меняет нас — мы меняемся, и меняется мир вокруг нас…

Вопрос в том, в какой форме должна существовать община, что бы не стать для своих членов бегством от реального мира, а быть стержнем, дающим уверенность и… «ощущение единой судьбы».

Впервые опубликовано на сайте Санкт-Петербургского православного клуба молодёжи преподобных Кирилла и Марии Радонежских

http://rusk.ru/st.php?idar=113807

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Олег Волков    10.02.2009 19:47
P.S.: Кстати возрождение общинной жизни в том смысле, как ее понимает Г.М. Шиманов, вполне может рассматриваться как способ решения поднятой Поместным Собором проблемы участия мирян в обсуждении актуальных общецерковных вопросов. Руссакая община – гораздо более традиционное и органично присущее Православию понятие, чем "церковно-общественная палата".
  Олег Волков    10.02.2009 19:17
Огромное спасибо, Дмитрий Юрьевич, за выложенную ссылку на работы Г.М. Шиманова. С увлечением начал читать, но даже первого беглого просмотра достаточно, чтобы оценить чистоту православного духа, масштабность мысли и нацеленность на решение актуальнейшей задачи возрождения православного самосознания нации. И все это с завидной ясностью и убедительностью изложения.
Очень рекомендовал бы редакции последовать совету Дмитрия Юрьевича и найти способ сотрудничества с Геннадием Михайловичем. Его авторство было бы достойным украшением Русской Линии.
Отдельно хотел бы обратить внимание на эти публикации Игоря Анатольевича Непомнящих. Мне кажется, что его мысли об актуальности создания православной антропологии для мирян находят в этих работах удивительное созвучие и развитие в задаче основания православного учения об обществе и общине. Ведь главное отличие мирян как раз и заключается в их вовлеченности в жизнь общества.
  ElenaC    10.02.2009 18:05
Cpasibo Dmitrii Urevich za sait Shimanov.narod.ru. Ochen interestno, chitau i naslajdaus. Jal ranshe nichego neznala ob etom Cheloveke. C yvajeniem Elena Cioppa,Toronto
  Дмитрий Юрьевич Терехов    10.02.2009 06:41
На эту тему есть довольно фундаментальная теоретическая работа выдающегося (без всякого преувеличения!) современного русского православного мыслителя – Геннадия Михайловича Шиманова "Апология национальной общины". Посмотреть ей можно на сайте Шиманова – Shimanov.narod.ru. Очень рекомендую!
Кстати, теоретический вклад данного неординарного человека вообще недооценён в русских православно-национальных кругах, очевидно, отчасти потому, что сам он не владеет Интернетом и не может участвовать в живой дискуссии в сети.
Я имел счастье участвовать в издании 2-х его книг и в их распространении и лично знаю этого выдающегося человека, который ещё в 70-ые годы ХХ века боролся за русскую национально-православную идею и попал за неё в жернова тогдашнего КГБ, серьёзно пострадал, вместе с Владимиром Николаевичем Осиповым.
Было бы, на мой взгляд, очень полезно осветить творчество Шиманова на страницах "Русской линии". Поверьте, оно того заслуживает…
Ещё раз рекомендую сайт, где собраны последние работы Шиманова: Shimanov.narod.ru

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru