Фонд «Русская Цивилизация» | Василий Степанов | 25.04.2005 |
Если говорить о политическом и тем более экономическом потенциале ГУУАМ, то он намного ниже, чем у СНГ. Поэтому, если организация и будет развиваться, то лишь при значительном финансировании со стороны ЕС и США. Как показала практика, участники этого межгосударственного союза оказались неспособными на эффективное деловое партнёрство. Так, в своё время попытки Азербайджана транспортировать свою нефть через Грузию натолкнулись на фактический рэкет со стороны Тбилиси. Партия «зелёных» заблокировала строительства нефтяной трубы Баку-Супса, в которую были вложены сотни миллионов долларов. В результате Баку потерял около 800 млн. долларов. Вряд ли после этого руководство Азербайджана поверит словам Саакашвили о дуге стабильности в балтийско-черноморском регионе, которая якобы должна помочь в решении конфликтов, и которую он призвал выстраивать накануне саммита. О какой дуге безопасности может идти речь, когда так называемые партнёры не придерживаются элементарных норм порядочности и действуют как обычные бандиты. Эпизод с транзитом узбекского хлопка на Запад через Азербайджан и Грузию является тому красноречивым примером: эшелоны с грузом были задержаны и разграблены в порте города Поти в середине 90-х. После чего Узбекистан предпочёл экспортировать хлопок через Россию.
Азербайджан и Узбекистан принадлежат к той категории стран, которым нужны реальные экономические программы, в этом отношении ГУУАМ им мало интересен. Вероятно, поэтому президент Узбекистана Ислам Каримов проигнорировал саммит без объяснения причин, а Ильхам Алиев ограничил своё выступление общими разговорами о борьбе с терроризмом. Что касается Украины и Грузии, то их, напротив, интересует именно политическая направленность реанимируемого межгосударственного союза. Украина всерьёз рассчитывает занять место России на постсоветском пространстве, на что получила «благословение» Вашингтона, куда на днях летал Виктор Ющенко для личной аудиенции с Джорджем Бушем. Планы грузинского лидера намного скромнее — продержаться на политическом пьедестале как можно дольше, а так как заниматься экономикой своей страны он категорически отказывается, то ему не остаётся ничего иного, как быть глашатаем геополитических игр старших братцев США и ЕС. Саакашвили чем-то напоминает говорливого шакала из мультфильма «Маугли», который бродил за своим повелителем Шерханом в ожидании объедков. Пресмыкаясь перед своими западными спонсорами, темпераментно озвучивая их геополитические интересы, он рассчитывает на подачки с царского стола, в первую очередь для себя и может быть чуть-чуть для грузинского народа, чтобы он не столь интенсивно выезжал в Россию и не умирал от голода.
Что касается президента Молдавии Владимира Воронина, то его главный интерес участия в саммите состоял в том, чтобы получить одобрение на силовое решение приднестровской проблемы. Однако Украина не поддержала его чаяний, ей не нужны хлопоты, связанные со 120 тысячью приднестровских украинцев, которые в случае обострения ситуации побегут на историческую родину. Виктор Ющенко предложил совершенно иной план урегулирования, который состоит в следующем: проведение свободных выборов под патронажем посредников приднестровского урегулирования, расширение миротворческого контингента с максимальным участием Украины в миротворческой миссии, осуществление мониторинга военных предприятий Приднестровья и приднестровско-украинского участка границы. Военного вторжения или экономическую блокаду ПМР Украина не поддержала, а потому Воронин и представители Румынии покинули саммит с весьма опечаленными лицами. Впрочем, у приднестровцев тоже нет повода для радости, мирный план Ющенко мало чем отличается от оккупационного.
Кишинёвский саммит задумывался как антироссийская помпа, а в итоге закончился антироссийским блефом, никаких конкретных договорённостей на нём не достигнуто, никто из прибывших президентов не вышел из зала собрания удовлетворённым. Как и следовало ожидать, реанимация трупа, а ГУУАМ — это труп, не состоялась по причине крайней эгоистичности и беспринципности собравшихся. Заинтересованность ЕС и США в ГУУАМ очевидна — создать противовес «Единому экономическому пространству», сменить политический центр постсоветского пространства с России на Украину, окольцевать Россию «санитарным кордоном», названным Саакашвили «дугой безопасности», разрушить коммуникационную инфраструктуру, транспортные каналы. Как показал первый опыт, на этом пути Европу и США ждут сюрпризы, им придётся изрядно потратиться и приложить немало изворотливости, чтобы из волчьей стаи сколотить антироссийский блок. Впрочем, они умеют добиваться поставленных целей, и Москве не стоит расслабляться — лучше поскорее объединиться с Белоруссией.