Русская линия
Русская линия Андрей Хвалин04.02.2009 

Русские дети в начале пути

Воскресение в трудах и борьбе на изломе веков Русской Православной Церкви породило и всплеск церковного искусства — иконописи, скульптуры, литературы, музыки, театра, кинематографа. И если золотое навершие русского православного искусства: творения скульптора В. Клыкова, кинофестивали «Золотой Витязь» режиссера Н. Бурляева, песни иеромонаха Романа (Матюшина), проза и драма о. Иоанна (Экономцева), крупные музыкальные полотна епископа Венского Илариона (Алфеева), кинодокументалистика о. Тихона (Шевкунова), Рождественские концерты, проводимые Движением «Россия Православная» (А. Буркин) и т. д. видны всему миру, то надо ясно отдавать себе отчет в том, что родились они и питаются живительными силами обычного приходского народа, сокровенно и таинственно проходящего свой земной путь, скрытый от посторонних глаз.

Мы, русские люди, изумительно талантливы, и более того — талантов наших не счесть. У нас, что ни приход, то пишут иконы, вышивают церковные облачения, поют, рисуют, издают газеты, журналы, книги, ставят драматические и музыкальные спектакли. Оттого, бывает, мы так расточительны и невнимательны к дарованиям друг друга, что порой теряем мерило вещей. В какой-нибудь Австралии вся классическая поэзия умещается в единственной нетолстой книжке, а только в Борисоглебском районе Ярославской епархии набралось произведений самодеятельных авторов на солидный том, как рассказывал мне его составитель, профессиональный реставратор высшей категории, восстановивший своими руками не один деревянный храм. Огорчают нас и тысячные тиражи русских литературных журналов, в то время как на Западе их вообще уже никто не читает, кроме узкого круга специалистов. И так в любой области творчества и парения духа.

Русский народ в годину испытаний сохранил в своих глубинах православную веру и Божий дар творить. Как соль, его лучшие сыны и дочери ушли в обумаренный мир, чтобы еще на какое-то время «осолонить» его и удержать от окончательного падения. Ныне подрастает новое поколение русских детей, которые воспитываются в церковной ограде под покровом Царицы Небесной Богородицы — удельной Владетельницы Русской Земли. Думаю, всем памятно, как был внимателен и ласков с детишками приснопокойный Святейший Патриарх Алексий Второй.

Талантливые прихожане храма преподобного Иосифа Волоцкого Московской епархии, сами отцы и матери, объединившись в студию «Громоглас», явили нам добрый плод соборного делания — музыкальную сказку для детей и взрослых «Начало пути». Важно отметить, что работа над столь непростым музыкально-драматическим произведением свела вместе как профессионалов, так и любителей. И результат их труда получился удивительно гармоничным и глубоко продуманным. Выпущенная на компакт-диске сказка «Начало пути» оформлена (на обложке и вкладыше) трогательными детскими рисунками учащихся изостудии «Громоглас», которым помогал художник Андрей Матков. Автором текста и стихов стал выпускник Литературного института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета поэт Игорь Гревцев, взявший в соавторы матушку Ирину Иванникову. Среди озвучивавших роли студийных актеров-любителей есть и известный современный русский актер Андрей Мерзликин, также прихожанин храма. Исполнял песни, озвучивал роли, принимал участие в создании музыкальной основы пьесы еще один профессионал — музыкант Александр Егоров. Сердцем дела, мотором всего предприятия является, конечно, автор идеи, главный режиссер, композитор и исполнитель одной из ролей — Александр Верноподданный. Церковному народу он прекрасно знаком по своим предыдущим замечательным произведениям — сборнику песен «Прости, батюшка, прости родненький» на слова С. Бехтеева, посвященному святому Царю-мученику Николаю, музыкальной композиции «Москва-Рязань» и сборнику «Русская Правда».

В точном соответствии с жанровым определением — «музыкальная сказка для детей и взрослых» — «Начало пути» адресовано как юному поколению, так и их родителям. Дети с увлечением будут слушать песни и следить за интригующим сюжетом: как школьники Витя и Маша, брат и сестра, приезжают из города, обладающего злой силой, в деревню к бабушке, на русское приволье. Их сердца открываются навстречу Христу, любви к родине и славному роду предков, строителей и защитников отчей земли. В Великую Субботу они отправляются в церковь в соседнюю деревню святить куличи и Пасху. В начале пути светлый ангел вручает им лучезарную сферу — ключ вечности, который они должны сохранить и пронести сквозь дремучий лес, где ждут их испытания страстями, злые сказочные силы и сама Черная королева. С помощью Божией ребята с честью выйдут из борьбы, таинственная сфера времен воссияет Крестом, и ангелы с небеси воспоют: «Христос Воскресе!» Какое сердце не возрадуется, не вострепещет радостно от этой первой духовной победы русских детей на долгом и трудном жизненном поприще!

Взрослые увидят за внешне безхитростным действием и прекрасным музыкальным оформлением «сказки» целый «русский узел» проблем, актуальных для современного бытия нашей Матери-Церкви. Одна из них — на каком языке разговаривать сегодня с молодежью? Многие понимают, что исключительно старым багажом теперь не обойтись, внешние формы церковной миссии навечно законсервировать не удастся. Другие, как «дьякон всея Руси», бросаются в иную крайность, идут на поводу у стихии мира, подлаживаются под молодежный сленг и субкультуру. И тогда с его уст срываются, выходя из мутного сердца, фразы о том, что Церковь должна посылать «мэсседжи» людям. Глухой, как тетеря, к русскому слову горе-«миссионер» коряво утверждает, что «всякий человек смотрит на мир своим языком». Ранее русская литература знала только Нос в мундире майора Ковалева, выставленный на всеобщее обозрение гоголевским талантом. Теперь рядом с Носом встал дьяконский Язык в рясе и круглых очечках.

В отличие от косноязычного «дьякона-миссионера» поэт Игорь Гревцев написал текст сказки добротным русским языком, осторожно вводя в него современную лексику, отражающую нынешние реалии, но при этом избегая низкого молодежного сленга. Здесь автор следует в русле классической русской литературы, как понимал ее предназначение тот же Н.В. Гоголь в хрестоматийной статье «О поэзии», когда задача художника видится в том, чтобы возводить читателя вверх по лествице к «музыке небесных сфер».

Поэтому отнюдь не случайным оказывается и сюжетный ход, при котором действие музыкальной сказки начинается накануне Пасхи. Тема пасхальности является сквозной в русской классической литературе, ее исследованию ныне посвящаются фундаментальные литературоведческие работы (например, труд д.ф.н. И.А. Есаулова о пасхальности русской словесности). Всем памятен и любимый чеховский рассказ «Студент», действие которого происходит также накануне Воскресения Христова. Главная мысль о том, что Пасха продолжается ныне, и присно, и во веки веков не только вводит «Начало пути» в русло основного течения классической русской литературы, но, преодолевая ограничения художественного вымысла, идет далее — к русской словесности, где неразделимы слово и дело, к церковно-славянскому языку, единственному в мире, дарованному сразу Богом человеку для разговора с Ним. И тогда финальный аккорд сказки — «Христос Воскресе!» — сливается в наших любящих сердцах с вечной радостью Пасхального богослужения. И нет здесь уже ни замысла и вымысла, ни лицедеев и профанов, ни детей и взрослых, а только Жизнь Вечная. Имеющий уши да услышит Ее в «музыкальной сказке» «Начало пути», созданной обычными прихожанами одного из тысяч храмов Святой Руси.

http://rusk.ru/st.php?idar=113777

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Кочетков Андрей    06.03.2009 18:33
Леонид Болотин 06.03.2009 16:07

Спаси Вас Господь! Об этом просто необходимо написать. Будем ждать.
  Леонид Болотин    06.03.2009 16:07
Дорогой о ГОСПОДЕ Андрей Кочетков! С Великим Постом! Многая и благая лета Вам! Как раз об этом я хотел рассказать в своей рецензии на спектакль «Начало пути», но хочу уточнить некоторые детали у знакомого священника, у которого познакомился с рабом БОЖИИМ, которому и была явлена необычная святыня. Дело в том, что он был мусульманином, а это чудо изсцелило его от болезни и обратило в Православие. Но этот человек очень плохо говорит по-русски. Про такого в иных наших патриотических кругах сказали бы: «чурка». Но это очень смиренный и добрый человек. Как будет время, обязательно напишу об этом то, что знаю, и то, что удастся, БОГ даст, узнать. Насколько я знаю, об этом никто не писал в СМИ, а только в письмах-обращениях к почившему Святейшему Патриарху Алексию Второму и в Священный Синод. Может быть кто-то из читателей «Русской Линии» что-то об этом знает? Простите меня ХРИСТА ради.
  Андрей Матков    06.03.2009 14:08
Хотелось бы поделиться своими мыслями о работе над сказкой. После прослушивания сказки у меня появился некий мультяшный образ: на экране появляется изображение городской улицы, по которой движется поток людей. За людским потоком на заднем плане стоят дома и здания из стекла и бетона, в стеклах не видно никакого отражения. Все в серых тонах. Вдруг две фигурки из толпы останавливаются и становятся цветными. Это фигурки мальчика и девочки. Он стоят посреди улицы, а людская толпа, продолжая двигаться, огибает их, как река. Дети поднимают головы вверх и смотрят на небо. Камера тоже движется вверх и показывает затянутое серыми тучами небо над городом. Вдруг небо светлеет и становится голубым. По нему пролетает стая птичек. Камера опускается вниз и оказывается, что перед нами уже не серый город, а яркий деревенский пейзаж, как на обложке диска ( http://www.gromoglas.ru/images/Beginning.jpg). Дети, взявшись за руки, бегут к дому. Затем, собственно, и начинается сказка.
Следующий образ – это «резиденция» Черной королевы. На экране опять изображение города. Камера движется вниз, появляется изображение проезжей части и сливной решетки. Видно, как в решетку стекает вода с мусором. Затем камера движется под землю, видны хитросплетения подземных коммуникаций. Затем появляется зал, в котором собралась вся нечисть во главе с Черной королевой.
Ну и, наконец, окончание сказки. Мы опять видим городскую улицу, как в самом начале. Вдруг людская толпа постепенно останавливается , люди становятся цветными и смотрят вверх. С домов как будто стекает серая краска и течет дальше вниз в сливную решетку. Дома тоже оказываются разного цвета. Город озаряется солнечным светом и в стеклах появляется отражение куполов Храма. Такой вот жизнерадостный финал!
Я думаю, что вся радость в том, что каждый человек, прослушав сказку, может создать свой собственный образ, увидеть в ней что-то особенное. Это является проявлением данного нам Богом прекрасного дара – дара творчества.
  Кочетков Андрей    06.03.2009 12:44
Леонид Болотин 06.03.2009 07:30

"Ключ Давидов действительно существует. Она была явлена одному рабу БОЖИЮ около десяти лет назад и хранится сейчас где-то в храме — то ли на Урале, то ли в Казахстане"

Леонид, простите и с Великим Постом Вас! Подскажите пожалуйста, где об этом чуде можно прочитать подробнее. Или расскажите сами, если есть время.
  Леонид Болотин    06.03.2009 07:30
Удивительно то, что это не совсем сказка, то есть история с детками, конечно, сказка, но чудесная сфера-держава, Ключ Давидов действительно существует. Она была явлена одному рабу БОЖИЮ около десяти лет назад и хранится сейчас где-то в храме — то ли на Урале, то ли в Казахстане. Мне довелось некогда познакомиться с человеком, которому было явлено это чудо… А насчет вступления, Вы, видимо, в чем-то правы. Лично мне чуждо противопоставление города деревни, но от противопоставления города Городу я не отказываюсь. Кстати, я сам живу почти в спальном районе, и хотя он имеет глубокую московскую историю, но от древности остался только обрубок колокольни Храма Рождества Пресвятой БОГОРОДИЦЫ, что в Бутырках, где лет двенадцать назад освятили престол во имя Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского. И все же автор вступления к сказке «Начала пути» проблему видит так, как он видит, и вряд ли за это его стоит винить в фарисействе.
  Виктор 142    05.03.2009 16:35
Вчера прослушал диск еще раз. Как говорится, и на солнце есть пятна. Сама по себе сказка – потрясающая! И то, что в создании сказки принимали участие самодеятельные исполнители, говорит о многом (вот она – СОБОРНОСТЬ!). А то, что вступление не совсем удачное – ну не все сразу.
  Lucia    05.03.2009 12:31
О том же.
  Natalya    05.03.2009 07:54
Уважаемый Виктор!
Вы же понимаете, что любой рассказ, новелла, роман – _авторское_ произведение, в котором он отражает _собственную_ точку зрения на мироустройство, взаимоотношения людей и проч.
Судя по всему, озвученное во вступительном слове, – мнение Игоря Гревцева. Что же…он – автор, так что может себе позволить :-)
Хотя мне кажутся несколько наивными попытки идеализировать деревню и демонизировать город.
И последнее. Странно было услышать из уст автора слово "домишко" в предложении "Выходит ребёнок на крыльцо своего домишки". Вот слово "домик" – это уменьшительно-ласкательная форма. "Домишко" же – уничижительная…
  Виктор 142    05.03.2009 00:08
Вы это к чему? Я говорил о том, что необходимо смирять собственную гордыню и не считать себя благочестивее других. А Вы о чем?
  Lucia    04.03.2009 23:02
Правильно! Давайте себя нарочно вести как попало и слушать всякие пошлости. А детям объясним, что это для смирения.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика