Русская линия | Виктория Черемухина | 30.01.2009 |
Гора Аль-Кользом
Сейчас на гору построена лестница — 1150 ступенек. И всё равно, не каждая из приехавших туристических групп добирается до верха — тяжело, круто. «Мы туристы или паломники?» — спросила наша проводница Марина. — «Надо подняться. Преподобному тяжелее было». И мы прошли лестницу до верха, пробились через толпу верующих, сняли обувь, как требует того местный обычай, и наощупь прошли узкому проходу, чтобы при тусклом свете лампадки поклониться иконам и поцеловать скалы, где святой Антоний, постился, молился и разговаривал с ангелами.
Монастырь святого Антония
Сейчас в монастыре Антония Великого 270 насельников, среди них и послушники, ибо постригу предшествует трёхлетнее послушание. Как нам рассказали — все монахи имеют университетское образование, а некоторые и учёные степени. Это действительно может быть поводом для гордости, т.к. в безграмотном Египте, и школьное образование не является обязательным, а, например, одним из требований к призываемым в армию — уметь считать до десяти. Однако не стоит упускать из виду, что Коптская Православная Церковь, к которой принадлежит монастырь св. Антония, откололась от Вселенской Церкви в 451 году, когда IV Вселенском соборе коптские христиане впали в ересь монофизитства [2]. В середине XIX века тогдашний патриарх Коптской Церкви Кирилл IV заключил с Александрийским Православным патриархом Каллиником договор, согласно которому Коптская Церковь должна была войти в состав Александрийской Патриархии. Но замысел не успел осуществиться — из-за трагической гибели патриарха Кирилла в 1961 году — воссоединение Церквей не состоялось. Нынешняя Коптская Церковь близка к Православию [3] и находится в тесном взаимодействии с Александрийской Православной Церковью, но причащаться в коптских храмах русским паломникам не следует.
У высоких белокаменных ворот, обрамлённых с двух сторон увенчанными крестами башенками — колокольнями, нас встречает послушник монастыря — высокий смуглый мужчина в серой сутане и с пёстрым арабским платком на голове. Кстати, вход в монастырь был построен сравнительно не давно — 80 лет назад. Несколько веков кряду монастырь Антония Великого был окружён глухой стеной, и единственным способом войти в обитель было — обвязаться канатом, скинутым с толстых (4 метра!) стен и дождаться, когда иноки поднимут тебя наверх при помощи деревянного ворота. Милостыню тоже спускали с монастырских стен в привязанной к верёвке корзине. И не отказывали в милостыне никому — даже бедуинам. Эта «экзотика» была для монастыря единственным способом выжить. После завоевания Египта Персами (607 г.), а затем и арабами-сарацинами (639 г.) Церковь подвергалась гонениям, и монастыри — как оплоты веры — должны были стать неприступными крепостями… Так что двери и ворота вовсе не предполагалось. Впрочем, несмотря на предосторожности, в конце XI века монастырь был разорён арабами, но уже через сто лет восстановлен коптскими христианами…
Но вернёмся в XXI век. Послушник приветствует нас на английском и сообщает, что мирянам запрещено проводить экскурсии на территории монастыря. Нет, нас не гонят, напротив. Нашим проводником по монастырю будет Руа Антоний (отец Рувий), он всё покажет и расскажет, ему можно задавать любые вопросы.
Уже через несколько минут мы сидим в небольшой комнатке в стенах монастыря, отец Рувий угощает нас особым монастырским хлебом — пресным, напоминающим отдалённо наши просфоры — и объясняет разницу между душой и духом. Чудный батюшка. Из тех, чьи слова до сердца доходят. Сам, правда, отнекивался, мол, не проповедник, сейчас другое у меня послушание: просто гид. Но при том уснащал свою речь цитатами из Евангелия, житиям уделял больше внимания, чем архитектурным достопримечательностям и говорил притчами. Не удержусь, и поделюсь несколькими из них:
Разница
Нет ничего страшного в том, чтобы иметь деньги. Их можно держать, например, в нагрудном кармане. Тогда в любой момент их можно достать оттуда. Но нельзя позволять деньгам проникать глубже, в сердце. Тот, кто хранит деньги в сердце — не может достать их оттуда так легко, как из кармана. И когда в его сердце постучится Бог, Он увидит, что место занято.
Лев и паломник
Зеркало
Душа человеческая, как вода в сосуде. Каждый день надо находить хотя бы немного времени, чтобы побыть одному, в тишине и покое. Не молиться в эти минуты. Не читать. И тогда, душа успокоиться, ты сможешь заглянуть в неё и увидеть в ней, как в зеркале отраженье прошедшего дня.
Источник
Источник питает весь монастырь — воды, стекающей с журчанием по узкому каменному жёлобу, за сутки набирается до ста кубометров. Вода из него употребляется на хозяйственные нужды и для полива сада и огорода. Сады монастыря начали возделываться ещё при жизни Антония Великого. Тогда первые монахи привозили в пустыню плодородную почву из долины Нила. И появились среди пустыни оливковые рощи. Сады считаются одной из достопримечательностей монастыря, но мне, так же как и всей женской части нашей группы побывать там не удалось: «Это рай для Адама, но не для Евы», — опередил наше любопытство отец Рувий.
Могила
Примечания:
1 — Цит. по: Афанасий Великий «Житие преподобного отца нашего Антония».
2 — Монофизиты (от греч. monos, один; и physis, природа) времён раннего христианства утверждали, что у Христа была только одна природа — божественная, а во время пребывания на земле он принял на себя некоторые свойства человеческой природы. Современные копты придерживаются воззрений умеренного монофизитства. Они признают, что у Христа была двойственная природа божественная и человеческая, но считают, что после Воскресения божественная природа полностью поглотила человеческую. Это расхождение во взглядах с официальной доктриной Вселенской Церкви на первый взгляд может показаться незначительным. Однако отрицание человеческой природы в воскресшем Христе, ставит под сомнение возможность Воскрешения и Спасения человека. Коптская Православная Церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами — Армянской, Сирийской и Эфиоптской.
3 — Коптская Церковь, так же как и Православная, живёт по Юлианскому календарю. Устройство храмов, облачение священства, службы имеют лишь несущественные отличия Православных (в алтарь можно зайти только через Царские Врата, богослужебный язык — коптский). Для совершения таинства Причастия используется квасной хлеб, практикуется причащение младенцев.
В XX веке был сделан ряд шагов по сближению Коптской Православной Церкви со Вселенской Церковью. В 60-х гг. XX века Русской Православной Церковью была осуществлена программа, в рамках которой в Ленинградской Духовной Академии обучались студенты Церквей монофизитской группы. Не так давно Александрийская Патриархия подписала с Коптской Церковью соглашения о взаимном признании таинства брака.
http://rusk.ru/st.php?idar=113757
Страницы: | 1 | |