Русская линия | Олег Кальмуцкий | 29.01.2009 |
При подведении итогов прошедшего 2008 года, среди положительных событий довольно часто отмечались успехи хоккейной и футбольной сборной России на чемпионатах мира и Европы. Причем не столько с точки зрения собственно спортивных достижений, сколько в плане влияния этих «событий» на наше общество.
Будучи сам играющим любителем футбола и одно время весьма заядлым болельщиком, не мог не обратить внимания на то, что среди нынешних страстных поклонников футбола вообще и нашей сборной в частности, появилось много людей, которые раньше футболом вообще не интересовались. В частности, женщины и молоденькие девушки, а также мужчины, едва ли когда-нибудь ногой или головой прикасавшиеся к футбольному мячу.
Один мой давний институтский приятель, придерживающийся весьма либеральных взглядов на все и вся, как раз из таких новообращенных любителей футбола, сначала пристрастился смотреть матчи с участием зарубежных команд. На мой вопрос: за какую команду он болеет, он отвечал, что иногда за ту, которая лучше играет, а иногда ни за какую, так как он получает удовольствие просто от красивой игры, которую зарубежные команды действительно показывают гораздо чаще, чем наши. Но настоящий болельщик знает, что «настоящий болельщик» так ответить не может никогда! Нельзя болеть за футбол вообще, болеть можно только за любимую команду (команды). Спортивная игра — это живое действо, в котором результат не менее важен, чем зрелищность. Настоящая игра это не театр, не спектакль, в котором известен сценарий и то, чем все закончится, в котором интерес вызывает только актерское исполнение и замысел режиссера.
Впрочем, последний чемпионат поколебал эту уверенность в отношении футбольных баталий. Результаты некоторых матчей (и даже таймов) читались в прямом эфире по лицам игроков только еще выходящих на игру.
Позднее мой знакомый пристрастился смотреть важные игры в спортивных (?) барах (!), сквозь пелену легкого пивного опьянения, больше реагируя на движения публики, нежели мяча. В окружении и в компании своих соотечественников в нем мало-помалу пробудились патриотические чувства, и, особенно после успехов ЦСКА и Зенита на международном уровне, он научился болеть и за наши команды, за наш футбол (изрядно, правда, и вплоть до самого верха разбавленный легионерами), к которому ранее относился крайне скептически.
Конечно, такой знакомый есть не только у меня. Вот, например, своими впечатлениями с читателями «Русской линии» поделился Дмитрий Терехов: «А в июне начался чемпионат Европы по футболу. Я не являюсь болельщиком и не питал особых надежд на нашу сборную, поэтому первые матчи просто игнорировал, тем более, что чемпионат начался с сокрушительного поражения от испанцев. А потом понеслось — разгром греков (прошлых чемпионов), шведов, победоносный выход в четверть финал. А затем, совсем уже невероятное — победа над одной из сильнейших команд Европы — голландской сборной под руководством Марко Ван Бастена и выход в полуфинал.
Но главное даже не в местах и очках. Кто видел в эти дни (точнее ночи), что творилось на улицах наших городов в дни победы над шведами и особенно голландцами, поймёт, о чём я говорю. Атмосфера всеобщего братства, ощущение силы, способности сокрушить, кажется, горы и небо, всеобщее единение — это дорогого стоит. Такой атмосферы давно не было в нашем расколотом и обезумевшем обществе.»
Хорошо помню чемпионат Европы 1988 года, в котором сборная СССР под руководством Валерия Лобановского была второй, сразу после голландцев, в составе которых блистал тот самый Марко Ван Бастен. Ничего подобного тогда не было. Успех советской сборной не воспринимался как нечто выдающееся. Более того, второе место многими тогда воспринималось как неуспех. Почему же теперь более скромное достижение сборной России под руководством иностранного тренера вызвало такое всеобщее ликование и подъем среди широких, в т. ч. весьма далеких от футбола масс?
Об одной причине мы, конечно, все догадываемся, кто-то смутно, кто-то неохотно, кто-то совершенно ясно отдавая себе в ней отчет. Относительный успех выгладит «выдающимся» на фоне тех сплошных многолетних провалов России практически во всех сферах жизни: в спорте, в политике, в обороноспособности, в экономике, в культуре, в науке, в образовании и т. д. Произошло, наконец, хоть что-то такое, что способствовало подъему униженного национального самосознания, поднятию погрузившегося в болото мелких забот и страстей духа. Однако только такой ответ не удовлетворяет своей неполнотой. Он не дает ответ на главный вопрос: А хорошо все это или не очень? Уж, плохого-то, в этом наверняка ничего не должно быть. Наверное…
Культ физической доблести
Более глубокий ответ на возникший вопрос был найден у иеромонаха Серафима Роуза. «Культ физической доблести в спорте» является одним из проявлений духовной болезни общества под общим названием «нигилизм». А чтобы только по одному проявлению не делать столь неприятный вывод (который критики саркастически назовут «диагнозом»), дополним их некоторыми другими признаками: «всеобщая приверженность к телевидению и кино, основная функция которых состоит в том, чтобы предоставить несколько часов убежища от реальности как с помощью эклектического и „захватывающего“ содержания, так и с помощью гипнотического воздействия самих технических средств», «усиливающаяся примитивность и дикость современной музыки», «преобладание и вседозволенность сексуальной беспорядочности», «страсть к движению, скорости, особо выражающаяся в настоящем культе автомобиля». В те ночи, о которых говорит Дмитрий Терехов, все (или почти все, кто знает…) это было вместе и сразу.
Чемпионаты Европы случаются, правда, только раз в четыре года, чемпионаты мира теперь проходят тоже без нас, а потребность поболеть за своих у нас теперь возникает гораздо чаще. На олимпийских играх мы тоже не блистали, а на футбол вообще не попали, но тут, идя навстречу зрителю, Первый канал предложил альтернативные олимпийские игры: «1,5 миллиарда телезрителей, более 3000 сильнейших спортсменов, 5 телевизионных сезонов, 4 спортивные державы. Победитель только один. Олимпийское золото „Больших гонок“ завоевала команда России. Произошло то, чего так долго ждали. Спустя четыре месяца сложнейших поединков, отдав свои силы борьбе с сильнейшими соперниками, изнывая от боли и полученных травм, но, не опуская головы, российская сборная вновь вышла на стадион, чтобы в главной битве доказать миру и себе — Россия великая спортивная держава, достойная называться победителем олимпийского сезона». Вот так вот. Хотите быть великими и спортивными — пожалуйста — будьте! Только не пропустите репортаж с подготовленного для этого места «событий».
Война
А тут еще и война в Южной Осетии вскоре случилась. Поначалу-то сердце екнуло — чем там все закончится? За последние двадцать лет мы уже как-то привыкли к провокациям, поражениям и отступлениям. Но на этот раз все обошлось. Пока…
«Слава Богу, мы нарушили эту антинародную августовскую традицию 1991 и 1998 годов! Благодаря решительным действиям нашего руководства и армии была отодвинута опасность страшного развития событий на южных границах России. Мы признали Южную Осетию и Абхазию, сделав это твердо, без колебаний, наконец-то выбросив обрывки ельцинской дипломатии из политического обихода. Это наша общая победа. Я много езжу по России, и народ искренне поддержал власть в этих действиях», — сказал, подводя в интервью «Русской линии» итоги года, известный и уважаемый русский поэт, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев.
Да, в этом вопросе мы, конечно, тоже переживали и болели за своих. Вот только подавляющее большинство никак не участвовало в этой справедливой войне, и не готовилось к ее вполне возможному продолжению (не будем поминать Бога всуе). Ни сами идти, ни детей своих в армию отпускать мы не хотим. Оружием современным обеспечить свои вооруженные силы тоже — то ли не хотим, то ли уже и не можем. Под конец года затеяли очередные разрушительные для армии реформы, так кроме самих военных никто по большому счету свой голос против этих «реформ» так и не возвысил. Как будто армия нужна только самим военным, а не народу и государству.
А поболеть за наших военных и за дипломата Чуркина Виталия Ивановича сидя у экранов телевизора мы, конечно, не против: «Вперед, Россия!»
Кризис финансовый
Падение фондового рынка началось в первом квартале, когда иностранные инвесторы стали дружно выводить свои средства с нашего рынка, но заметили мы эту «глубокую коррекцию» только ближе к осени, после войны в Южной Осетии, на которую некоторые умники и попытались было все свалить. По оценке экспертов 70% всех сделок на нашем фондовом рынке совершались в пользу иностранцев. Выражаясь спортивным языком, наши инвесторы на своем поле проиграли своим зарубежным партнерам по бизнесу со счетом 3:7.
Но это была, можно сказать, товарищеская игра: иностранные спекулянты-профессионалы немного потренировали наших спекулянтов-любителей. Все стало серьезней, когда нашим банкам отказали в дешевых иностранных кредитах, к которым несколько лет последовательно и методично приучали. Вот после этого-то и началось то, что теперь называют «финансовым кризисом». Финансов стало просто не хватать, не столько «обедневшим банкам» (в Германии эта фраза признана самой нелепой за прошедший год), которых государство охотно «стабилизирует» последними накоплениями, сколько производству и населению.
Среди комментариев, посвященных «внезапно» разразившемуся финансовому кризису больше всего поразило признание приближенного ко двору Михаила Леонтьева. На замечание газеты «Завтра» о том, что государство «вывезло за пределы страны 350 млрд. долларов, вложив их в американские банки», М. Леонтьев сказал буквально следующее: «Да никто никуда их не вывозил! Вы же знаете ситуацию не хуже меня — зачем такие фигуры речи?! Эти доллары — просто записи на счетах американских банков. Их в природе, даже как бумажек с портретами американских президентов, просто не существует. Это счетные вещи, эти фиктивные деньги никогда не поступали в нашу страну, они сразу накачивали американскую ликвидность — потому что таковы были правила игры, если хотите. России Америка отдавала 27 долларов с каждого проданного барреля российской нефти — и всё, ни центом больше. Остальное сразу шло на их счета. Что это такое? Это финансовая кабала, финансовое рабовладение — называйте как хотите. Но по-другому нам бы просто не дали дышать, замучали бы региональными конфликтами и терактами».
То есть получается, что никаких таких «мировых цен» на наше сырье и в помине не существует. Все это фикция, декларация. В реальности существует достаточно сложная мировая бухгалтерия со своими взаимозачетами, откатами и накладными расходами. А мировые цены у нас только для Белоруссии и Украины, правители которой к тому же еще и всячески провоцируют к этому, ну, да еще для Словении, Болгарии и Сербии. Им-то мы пока еще в состоянии показать силу нашей «мировой державы»!
Тут уж мы своим российским патриотизмом не поступимся, разве что небольшую скидку с отсрочкой дадим. А то, что от такой «принципиальности» пострадают в первую очередь Крым и Севастополь, промышленность Донбасса и русские на Украине, да и сами мы ничего от нее не приобретем (все уйдет в пресловутый Стабфонд и оттуда дальше) — так это все досадные мелочи, о которых и думать не хочется, на фоне главного: возможности хоть за чей-то счет поддержать свою национальную гордость!
В результате, однако, странное дело получается. Чем больше у нас такого рода «патриотизма», чем больше примерно такого же патриотизма у наших, православных, как и мы, соседей в Грузии и «в» Украине, тем больше и у них, и у нас появляется разного рода международных тренеров, посредников, наблюдателей, помощников и разного рода арбитров. То Саркози, то Берлускони.
«Дилемма проста: глобальное управление в сфере финансов существует (!), но в политике по-прежнему тон задают национальные государства. Поэтому или будут созданы политические наднациональные органы, с полномочиями для решения подобных кризисов или же мир откатится к регионализму и меркантилизму XIX века», — предупреждает бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Вот и истинная причина и цель «неожиданно разразившегося» кризиса.
Кризис духовный
«Уходящий год, к сожалению, не стал годом преодоления духовно-нравственного кризиса, в котором пребывает наше общество. Все заняты кризисом экономическим, забывая о главном в нашей жизни», — посетовал, комментируя сайту Regions.ru итоги 2008 года, протоиерей Александр Шаргунов.
Вот в этом-то все и дело. Но на нынешнем этапе нам грозит уже не столько бездуховность и безнравственность, сколько «новая духовность». Что там глобальное управление финансами и политикой, есть нечто сильнее, глобальнее, всепроникающее и страшнее. «Экуменизм — это оружие Мирового правительства. Это инструмент духовного владычества антихристианских сил над планетой», — бьет в набат Владимир Осипов.
И как хитро упрямых и ортодоксальных православных (простите за «масло масляное») к этой «новой мировой духовности» подталкивают! Не прямо, а от обратного, через наше упрямство. Сначала бывший владыка Диомид с ультра ортодоксальных («патриотических», можно сказать) позиций обвинил Московский Патриархат в: «еретическом служении экуменизму», «неосергианстве», «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти», оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов и т. д., доведя свои обвинения и по форме, и по сути, до полного абсурда. А потом накрепко попытались связать имя полностью скомпрометировавшего себя Диомида и его малочисленных сторонников со всеми противниками экуменизма.
«Прежде всего, хочу сказать, что сегодняшние разговоры о чудовищной опасности предательского экуменизма, якобы воплощаемого митрополитом Кириллом, создают стойкое впечатление „дежа вю“. Совсем недавно подобные речи велись бывшим епископом Диомидом и его сторонниками. Причем в приверженности „ереси экуменизма“ они обвиняли не отдельных иерархов, а самого Патриарха Алексия II и вообще всё Священноначалие Русской Православной Церкви. Диомидовцам был дан исчерпывающий и, казалось бы, окончательный ответ. Но нет, вот они снова в деле: рука тех же людей видна в различных тревожных воззваниях и вопрошаниях на экуменическую тему», — пишет священник Игорь Выжанов, Секретарь ОВЦС МП по межхристианским отношениям.
Было все это уже. Было в политике: и война в Афганистане, выбросившая Россию из Средней Азии, и антиалкогольная компания, открывшая путь к спаиванию упрямого народа, и противостояние Горбачева, а позднее Руцкого-Хасбулатова-Макашова с Ельциным. И нам остается теперь только вооружиться этим опытом и трудами отцов православных, с учетом особенностей церковной жизни сохраняя особую бдительность.
«И насколько еще более осторожно должны православные христиане идти в наши дни, когда их окружает поддельное христианство, которое предлагает свои собственные переживания „благодати“ и „Святого Духа“ и умеет в изобилии цитировать Писание и святых Отцов, доказывая свою правоту!» (С.Роуз)
http://rusk.ru/st.php?idar=113755
Страницы: | 1 | |